Элайджа Вуд

После напряженных съемок в фильме «Маньяк» голливудская звезда Элайджа Вуд решил устроить себе каникулы и отправился в Россию. ОК! встретился с известным актером в Москве и расспросил его о неоднозначной роли в новом хорроре, гастрономических пристрастиях и жизни после «Властелина колец»   <br />  

DR
Однажды в одном из мужских журналов я прочитала такие слова Элайджи Вуда:«Быть частью великого иногда даже лучше, чем быть просто великим». Они отлично описывают то состояние, в котором актер находился после окончания съемок во «Властелине колец». Сам Элайджа, средний из трех детей в семье строгих католиков с американского запада, одним из главных своих достоинств называет умение адаптироваться. Ему неоднократно приходилось менять место жительства и даже друзей, но никогда работу. Несмотря на то что Элайдже всего 32 года, в его фильмографии уже более 80 картин, а популярность ему принес «Властелин колец». Находясь на пике славы, актер с готовностью соглашается на участие в самых неординарных проектах. 

 
Элайджа, в картине «Маньяк», которая появится на российских экранах 21 марта, вы играете с виду обычного, ничем не примечательного владельца магазина, который по ночам становится безжалостным убийцей молодых красивых девушек. Как вы готовились к столь неоднозначной роли?
К счастью, чтобы вжиться в образ, мне не пришлось преследовать хорошеньких незнакомок на улице! (Смеется.) По правде говоря, ничего особенного я не делал. Я уже давно увлекаюсь психологией. Это мое хобби, никак не связанное с работой. Просто мне действительно интересно, что толкает людей на те или иные поступки. Эти знания очень пригодились мне на съемочной площадке фильма «Маньяк». Мой герой не какой-то воображаемый монстр, а обычный человек со своими комплексами, страхами и надеждами. Такой запросто может поселиться в соседнем доме. Поэтому для меня главной задачей было сделать его живым, наделить достоверным характером и поведением. 


Что было наиболее сложным при создании такого двойственного образа?
Пожалуй, тяжелее всего мне давалась работа над голосом и жестами героя. Понимаете, в этом фильме очень необычный формат повествования: всё происходящее зритель видит с точки зрения главного героя, то есть глазами маньяка, совершающего свои кровавые убийства. Лицо моего персонажа появляется как отражение в зеркале или в витрине магазина, в основном видны только руки, ноги и плечи. Очень важно сохранять напряжение в фильме, несмотря на то, что большую часть времени герой остается за кадром. 


Съемка от первого лица — довольно сложный кинематографический прием. Вам наверняка пришлось работать в тесной связке с оператором?
Действительно, до съемок в фильме «Маньяк» я никогда ни с одним оператором не общался так близко, как с Максимом Александром. Он фантастический мастер своего дела! Представляете, нам приходилось в точности копировать движения друг друга, создавая иллюзию отсутствия камеры, эффект реалистичности всего происходящего. Наши действия на площадке напоминали своего рода танец. Кстати, в одной из сцен мой персонаж помогает девушке снять блузку… На самом деле в кадре появляются руки Максима, именно он расстегивает пуговицы! Везунчик, на его месте должен был быть я! 


Фильм «Маньяк» впервые был показан этим летом в Каннах…
Да, это было просто невероятно! Я был удивлен, когда мне сказали, что эта картина попала в программу такого солидного кинофестиваля. После ее показа зрители аплодировали стоя — с ума сойти можно! Представляете, в этот день я, в смокинге, стоял на красной дорожке и думал: «Черт побери, что я здесь делаю?! Ведь это всё так неправдоподобно!» Но было здорово! Я очень горжусь нашей общей работой. 

 
А вам самому не было страшно, когда вы впервые увидели себя на экране в роли убийцы-психопата?
Когда я впервые посмотрел уже готовую картину… Черт, это были непередаваемые ощущения! Я не чувствовал никакой связи с моим героем, как будто его создал не я, а кто-то другой. Никаких ассоциаций, ничего общего, совершенно чужеродное существо. Для актера это очень приятное ощущение. Хотя я до сих пор с содроганием вспоминаю одну из самых сложных сцен в фильме… 


О чем именно вы говорите?
О сцене, в которой мой герой топит одну из своих жертв в заводи. Как бы странно это ни прозвучало, но начиналось всё довольно забавно. Искусственная кровь, грим, бутафорский нож в моей руке, а тот скальп, который мне выдали костюмеры, больше напоминал свалявшийся парик. Всё было настолько ненастоящим, что я постоянно хихикал и никак не мог сосредоточиться. Потом, оглянувшись вокруг, я вдруг понял всю серьезность происходящего. Все были ужасно напряжены, кто-то из помощников режиссера даже отсчитывал время, которое актриса должна была провести в воде и при этом не захлебнуться. Вот тогда-то я и проникся по-настоящему. К концу съемки я был совершенно опустошен — и морально, и физически. 

 
Хоррор — довольно неоднозначный жанр как для прокатчиков, так и для зрителей… А сами вы любите ужастики?
Я видел оригинальную картину «Маньяк», снятую в 1980 году Уильямом Лустигом. По правде говоря, мне кажется, что наш фильм получился гораздо более напряженным и страшным. Ну и конечно, воспринимается он совершенно по-другому. А так я не очень большой фанат сиквелов, тем более сиквелов фильмов ужасов, но оригинальные хорроры обожаю. Пожалуй, один из самых любимых — «Хэллоуин». Еще очень нравится «Ребенок Розмари».


В конце концов, ваш герой Фрэнк влюбляется в художницу Анну. Получается, любовь снова всё побеждает?
Я уверен, что любовь должна вдохновлять, помогать измениться к лучшему. Но если говорить о фильме, то Фрэнк слишком глубоко погружен в себя и чересчур подавлен, чтобы найти спасение в этом светлом чувстве. Ему действительно начинает казаться, что Анна может изменить его жизнь, но очень скоро он теряет эту веру, и страсть к насилию становится для него единственной движущей силой. Мне кажется, многие человеческие проблемы возникают потому, что люди неправильно понимают значение любви. Они требуют от любимого человека поддержки, романтики или благодарности… Я уверен, что всё это не имеет ничего общего с той настоящей любовью, которая действительно может изменить человеческую жизнь. 


Каждый человек в зависимости от обстоятельств надевает на себя ту или иную маску, которая имеется в его арсенале. Вне съемочной площадки вам часто приходится играть, быть не таким, какой вы на самом деле?
Хороший вопрос! Я думаю, что в жизни все мы вынуждены надевать маски. И я бываю разным, но это не значит, что я двуличен. По роду моей деятельности мне приходится быть очень общительным, часто встречаться с разными людьми, много разговаривать. Мне, конечно, хотелось бы верить, что в любых ситуациях я остаюсь самим собой, но... Наверное, у меня просто многогранный характер. 


В фильме «Маньяк» много довольно жестоких сцен… Как вы вообще относитесь к насилию на экране?
Как же я люблю такие вопросы! Эта тема поднимается всякий раз, когда в кинотеатрах появляется очередной ужастик или блокбастер в стиле Квентина Тарантино. На самом деле существует огромная разница между реальным посылом к насилию и той жестокостью, которая существует как бы на поверхности фильма. Недавно я прочел статью о том, как понимают жестокость в американском и европейском кинематографе. В первом случае насилие — это своего рода движущая сила сюжета, она нарочито нереалистичная, бутафорская. В европейских же фильмах любая жестокость на экране имеет социальный подтекст. Боюсь, возрастные ограничения для просмотра фильмов, содержащих сцены насилия, не изменят ситуацию, люди не станут менее жестокими. В первую очередь мы должны обратить внимание на то, что происходит с нашим обществом в реальной жизни. Бесконтрольная продажа оружия, терроризм, экологические катастрофы… На мой взгляд, все разговоры о насилии — лишь способ уйти от настоящих проблем. 


Я была на вашем DJ-сете, который вы представили в одном из ночных клубов в прошлую субботу. Здорово у вас получается! Может, подумаете о второй профессии?
Музыка сопровождает меня на протяжении всей жизни. Сейчас я с большим вниманием отношусь к электронному направлению, так что стараюсь почаще играть в клубах. Вот недавно у меня был DJ-сет в Лос-Анджелесе, а теперь — в Москве. Но стать профессиональным музыкантом... Нет, об этом я не думал. Видимо, так и буду довольствоваться ролью диджея. 

 
В отличие от большинства своих коллег, приезжающих в Москву лишь на короткое время, вы пробыли здесь уже несколько дней. Наверное, многое успели посмотреть?
Я вообще впервые в России, и мне всё очень интересно. Жаль только, что у меня здесь не так много времени на развлечения. Выдался всего один свободный денек, который я посвятил шопингу. Ну и конечно же, я не мог не прогуляться по Красной площади, ведь это главная московская достопримечательность. Очень красивое место! И вообще у меня такое ощущение, что я не последний раз в России. Здесь потрясающе улыбчивые люди, и, кажется, я им нравлюсь! (Улыбается.)


Блюда русской кухни удалось попробовать?
Вчера мы были в одном баре, и я впервые попробовал русскую водку — мне сказали, что этого требует традиция. Потом мы выпили немного пива… Но сейчас я в полном порядке. (Смеется.) Русская кухня показалась мне такой необычной, что я фотографировал все блюда, которые заказывал. Вяленая рыба, сало, бутылка «Советского шампанского» — просто прелесть. 

 
Элайджа, будь у вас «кольцо всевластия» из «Властелина колец», как бы вы им распорядились?
Хм... Хорошо было бы, если б кольцо умело делать меня невидимым. Но скорее всего, я бы не решился им воспользоваться, так как тогда вмешательство темной разрушительной силы Саурона в мою жизнь было бы неотвратимым. А мне моя жизнь нравится такой, какая она есть.