Дэниел Дэй-Льюис

«Я считал,  что не подхожу на роль президента» 

Сamera Рress/Fotodom.ru
ДЭНИЕЛ ДЭЙ-ЛЬЮИС относится к числу тех артистов, которые ни за что не станут размениваться по мелочам. Он нечасто балует нас своим появлением на экране, зато каждая его роль — стопроцентное попадание в образ. На этот раз Дэй-Льюис перевоплотился в Авраама Линкольна, сыграв в биографической драме Стивена Спилберга «ЛИНКОЛЬН» —  и этот фильм принес актеру третий «ОСКАР»


О том, как именно Дэй-Льюис входит в образ, слагают легенды. В 1989 году он сыграл главную роль в первом фильме сценариста и режиссера Джима Шеридана «Моя левая нога». Картина рассказывает о жизни ирландца Кристи Брауна, страдающего церебральным параличом. Преодолевая боль, Кристи научился писать и рисовать при помощи пальцев левой ноги и сумел стать настоящим художником. Всё это Дэй-Льюису надо было прожить на экране. На протяжении всего съемочного процесса он наотрез отказывался покидать инвалидное кресло, некоторым коллегам даже приходилось переносить актера на руках, если ему не удавалось проехать самостоятельно. Рассказывали, будто во время съемок Дэниел умудрился сломать два ребра из-за неловкого маневра на инвалидном кресле, а как-то раз даже вызвал нервный срыв у своего агента, так как общался с ней, не выходя из образа Кристи Брауна... Ну что ж, ничто не прошло даром: Дэниел был удостоен множества престижных наград, в том числе и «Оскара». Но это еще не всё. Для того чтобы как можно правдоподобнее сыграть в Национальном театре сцены беседы Гамлета с призраком, Дэй-Льюис представлял, что общается с собственным умершим отцом. Ради роли Соколиного Глаза в картине Майкла Манна «Последний из могикан» актер подолгу занимался в спортивном зале, сидел на специальной диете и даже построил каноэ и научился охотиться... Во время подготовки к роли Мясника Билла в фильме Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка» он немало времени провел в мясном магазине.
Вообще этот человек полон сюрпризов. Дэй-Льюис утверждает, что он вряд ли бы нашел себе иное применение, чем в кино, и в то же время практически после каждой картины обещает больше никогда не сниматься. В конце 1990-х актер какое-то время жил во Флоренции, где едва не сменил сферу деятельности, всерьез подумывая стать... сапожником.
В личной жизни Дэниела Дэй-Льюиса до поры до времени тоже не всё было гладко. Около пяти лет он прожил с французской актрисой Изабель Аджани, которая родила ему сына, правда, на тот момент пара уже полгода как распалась. В середине 1996-го Дэй-Льюис, кажется, встретил свою единственную. В браке с театральной актрисой Ребеккой Миллер у него появилось еще двое сыновей. В настоящее время актер не мыслит своей жизни без семьи и с огромным трудом переносит длительные расставания.


Дэниел, странно, наверное, задавать вопрос о трудностях съемочного процесса настоящему мастеру перевоплощения. И всё же признайтесь, что для вас было самым сложным в образе такой культовой фигуры, как Авраам Линкольн?
Спасибо за комплимент. (Улыбается.) Знаете, труднее всего в этой истории было максимально приблизиться к жизни реально существовавшего человека. Со временем его судьба была до такой степени мифологизирована, что нам было очень нелегко придерживаться более или менее правдивой линии. Сейчас очень сложно нарисовать себе портрет реального Линкольна. Что же до меня, то я не был уверен на сто процентов, что смогу сделать это так, как того требует жанр и заслуживает зритель. Я чувствовал, что будет лучше, если кто-то сделает это вместо меня. (Улыбается.


Иными словами, вы не хотели браться за эту роль? Как же Стивену Спилбергу удалось вас переубедить?
На самом деле я до последнего не был уверен, что поступаю правильно. Но в какой-то момент у меня уже не осталось доводов, чтобы я мог продолжать отказываться от предложения Спилберга. К тому же я понял, что для Стивена уговорить меня стало делом принципа. Ну я и решил, что будет лучше, если я ему подыграю. (Улыбается.) Если честно, меньше всего мне бы хотелось нести ответственность за непоправимо испорченную репутацию великого американского президента. Серьезно. Я ни капли не лукавлю, я действительно считал, что не подхожу на роль президента.


Простите, но я так и не поняла, что заставило вас передумать?
Встречи и разговоры со Стивеном сделали свое дело. Но даже если бы в итоге у нас ничего не получилось, в моей памяти навсегда остались бы беседы об истории и американском президенте. Не представляете, как это было увлекательно! 


Стивен Спилберг несколько лет разрабатывал идею фильма «Линкольн», и большую часть времени главная роль была закреплена за Лиамом Нисоном.
Хорошо, что вы об этом заговорили. Дело в том, что Лиам мой большой друг. Вы правы, так оно и было, какое-то время он работал со Стивеном. Но пришло время, когда им обоим стало совершенно понятно, что Нисону необходимо заняться чем-то другим. Разумеется, пока главная роль была за Лиамом, мне даже в голову не приходило соваться в эту историю. Мы стали говорить о фильме только тогда, когда Лиам окончательно покинул проект. После того как роль предложили мне, Нисон всячески поддерживал меня. Даже тогда, когда я уже хотел отказаться, Нисон убеждал меня, что я должен это сделать. Вот и получается, что он тоже причастен к тому, что я во всё это ввязался. 


Наверняка вам пришлось изучить немало биографических материалов о Линкольне. Скажите, вам удалось найти какие-то факты из его жизни, которые прежде вам были неизвестны?
Мне очень повезло в этом плане, ведь по большому счету я ничего не знал о своем герое. Конечно, когда-то я видел пару его фотографий, видел памятник ему, даже знал несколько строк из его первой инаугурационной речи и кое-что из Геттисбергской речи. На этом, собственно, мои познания о шестнадцатом президенте США заканчивались. Но знаете, что больше всего меня удивило? Его чувство юмора. Судя по всему, оно у него было отменным, и это важная составляющая его характера. 


Возможно, он просто выбрал такую тактику?
Может быть. Но утверждать я бы не стал. Юмор часто помогал Линкольну в его политической деятельности, в достижении определенных целей. Не раз случалось, что к нему приходили люди, чтобы задать конкретный, чрезвычайно важный вопрос, а Линкольн, в свою очередь, оказывал им радушный прием, рассказывал какую-нибудь забавную историю, и вот эти люди уже оказывались за дверями его кабинета. Притом что сами так и не успевали понять, как это случилось, почему им не удалось получить конкретного ответа. (Смеется.) Хорошая политика, не правда ли? Я думаю, это было вообще свойственно Линкольну.


Дэниел, вы немало времени провели в президентском кресле. Что можете сказать об американской власти?
Ну что я могу сказать? Система управления и структура власти постоянно меняются и совершенствуются. Это очень важно. 


Наряду с политической деятельностью Линкольна в фильме показаны еще и его отношения со старшим сыном Робертом. У вас у самого трое детей, что вы можете сказать по этому поводу? 

Мне кажется, эта линия — отношения отца и сына — осталась наименее изученной, причем это касается не только нашего фильма. Между ними существовала пропасть, которая могла возникнуть во многом из-за того, что Линкольн в течение шести месяцев был вынужден отсутствовать, работая в суде округа, а еще из-за различных политических кампаний, в которых он принимал участие. Потом он стал президентом, Роберт поступил в университет, они физически не могли много времени проводить вместе.


Дэниел, вы не первый раз снимаетесь в ленте, действие которой разворачивается в Америке прошлого…
О да! Может, это каким-то образом характеризует мою реальную жизнь? (Смеется.) Кто знает. Если честно, у меня такое чувство, будто я действительно приличное количество времени прожил в Америке XVII века, совсем чуть-чуть задержался в XVIII веке, а наибольшую часть провел в Америке XIX века. Мне трудно сказать, вернусь ли я когда-нибудь к современному миру в кино. (Улыбается.) Конечно, за последние годы произошло много всего интересного, но мой опыт показывает, что исторические ленты получаются весьма недурно.