Бьорн Ульвеус

«Мы так и не собрались...»  

Андрей Федечко/DR
БЬОРН УЛЬВЕУС — негласный лидер легендарной шведской четверки и ее идейный вдохновитель. Именно он написал большинство текстов песен ABBA. После распада группы каждый участник продолжил музыкальную карьеру, но именно Бьорн остался на слуху у всего мира — во многом благодаря успеху мюзикла MAMMA MIA!

Как знать, стали бы Бьорн, Бенни, Агнета и Анни-Фрид столь знаменитыми по отдельности, если бы не сложилась группа ABBA. Каждый из них внес в этот проект частичку своей души... В эксклюзивном интервью журналу ОК! Бьорн Ульвеус рассказал о взаимоотношениях внутри группы. 


Вы помните первую репетицию ABBA? У вас были мысли о будущем, какие-то надежды?
Становление группы шло постепенно. Бенни и я начали писать песни еще в 60-е. Потом у меня завязался роман с Агнетой, а у Бенни — с Анни-Фрид. Девочки уже были успешными певицами. Время от времени мы пели вместе, и только спустя три года задумались о совместной работе. Таким образом, первой репетиции как таковой не было.


Сложно ли было работать вместе с супругой?
Вы имеете в виду то время, когда мы с Агнетой были разведены, но всё еще работали вместе в группе? Дело в том, что наш развод был очень мирным. Мы приняли решение расстаться практически одновременно, и в то же время поняли, что хотим еще очень многое сделать в группе. Поэтому даже после развода никаких проблем между Агнетой и мной не было.


Как вы разделяли работу и личную жизнь?
(Смеется.) Бывали моменты, когда мы переносили домашние проблемы на работу. Но не могу вспомнить примеров. Мы умели с этим справляться.
Наверняка отношения в группе менялись и развивались с течением времени. Отразилось ли это в песнях?

Да, конечно. Песни, которые я писал, отчасти автобиографичны. Это закономерно. 


Получается, сама группа и была основным источником вашего вдохновения?
Знаете, на самом деле написание песен — это тяжелая рутинная работа. Нельзя просто сесть и ждать вдохновения. Фактически у нас с Бенни был обычный восьмичасовой рабочий день. Мы просто брали ручку, бумагу и гитару и писали, писали, писали... В написании песен 95 процентов тяжелого труда и лишь пять — вдохновения.


Как и в какой момент было решено, что каждому нужно идти своей дорогой?
В 82-м году, когда мы работали в студии, вдруг стало понятно, что больше нет той энергии и того воодушевления, которые были вначале. Все согласились, что надо поработать отдельно, а потом снова собраться. Мы с Бенни начали работать над мюзиклом «Шахматы», девочки приступили к записи сольных альбомов... Больше мы так и не собрались.


Вы огорчились, что пришлось разойтись?
Нет, ведь ни я, ни другие участники ABBA еще не понимали, что группы больше нет. Мы были увлечены сольными проектами. Решение взять паузу казалось нам обыденным, никто не придал ему особого значения.


Если бы вы могли вернуться в то время, попытались бы отговорить друзей от решения взять эту паузу?
Я был абсолютно счастлив, когда работал в группе. Но я бы не пытался ее сохранить. Всё случилось так, как случилось. 


Кем бы вы могли стать, если бы в вашей жизни не было ABBA?
Я должен был стать инженером-строителем. (Смеется.) Я бы точно не стал начинать сольную карьеру, предпочитаю быть на «заднем плане» — писать песни, продюсировать альбомы, театральные постановки и так далее, и именно на этом я сконцентрировался в ABBA.


Вы не чувствуете ностальгии по былым временам, когда ABBA была на пике популярности?
Нет, я к этому не склонен. Я люблю слушать свои песни, но назад возвращаться не хочу. Я смотрю в будущее, живу здесь и сейчас.


Ваши дети и внуки понимают, что вы живая легенда? Как они к этому относятся?
Они смотрят на меня как на отца и дедушку, а не как на какую-то легенду. Самому старшему внуку — девять, младшему всего год, вряд ли они что-то в этом понимают. 


Кто-нибудь из ваших четверых детей стал музыкантом?
Нет. Только моя старшая дочь Линда — представитель творческой профессии, она актриса. 


Вы и сейчас пишете песни?
Время от времени мы с Бенни встречаемся и пишем что-нибудь вместе. Сейчас мы делаем небольшую театральную постановку в Стокгольме.


А как насчет MAMMA MIA? Мюзикл уже много лет собирает полные залы по всему миру. Вы можете объяснить такой громкий успех?
Думаю, мюзикл просто вышел в нужное время. В его создание было вложено много труда и творческой энергии. Десять лет назад большинство мюзиклов были достаточно серьезными, даже тяжелыми: «Призрак оперы», «Отверженные» и другие. MAMMA MIA! — веселый, оптимистичный проект, созданный по необычному сценарию. Ну и конечно, немалую роль сыграли песни ABBA.


Читайте полную версию интервью в журнале ОК! №47