Тиль Швайгер

«Если любовь есть, всё отлично»

Thomas Leiding/Corbis Outline/foto s.a.

По данным киностатистики, ТИЛЬ ШВАЙГЕР только своим присутствием на экране обеспечил максимальные кассовые сборы

за всю историю германского кино. Сейчас ему 48, за плечами УСПЕХ В ГОЛЛИВУДЕ и собственная студия кинопроизводства. А тридцать лет назад его звали Тильман Валентин, и он всерьез думал о том, чтобы пойти по стопам родителей и стать учителем.

Но не стал — испугался, что не найдет работу. Решил изучать филологию, через какое-то время бросил, подался на медицинский, понял, что и это тоже не то. Мытарства Тиля продолжались до тех пор, пока однажды подруга из театральной школы не убедила его попробовать себя в качестве актера: «У тебя точно есть талант!» Тиль с легкостью поступил в театральную школу, начал играть в театре, а потом его позвали в кино.

Вообще-то, будучи еще совсем юным, он был уверен, что, прежде чем ему исполнится 30, с ним произойдет несчастный случай. А всё потому, что просто не видел себя старым. Однако случаи в его жизни происходили скорее счастливые: Тиля заметили и стали предлагать ему роли. Еще он загадывал, что оставит актерскую профессию, если до 30 лет не станет успешным. Но к тому времени уже успел сняться в трех популярных немецких сериалах, что было трудно расценить как неуспех. Профессию он не бросил и правильно сделал, потому что уже через четыре года в его жизни случилась знаковая роль в фильме «Достучаться до небес», в котором он, кстати, впервые выступил в качестве продюсера. Именно после этой картины для Тиля открылась дорога в Голливуд: его начали приглашать известные режиссеры. Он сыграл в «Гонщике» с Сильвестром Сталлоне, c Анджелиной Джоли в «Ларе Крофт». После нескольких лет в Голливуде, где он, кстати, занимался не только кино, но успел еще и жениться на американской модели Дане Карлсен и обзавестись четырьмя детьми, Тиль принял решение вернуться в Германию и снимать свое кино. Идея оказалась успешной: фильмы Швайгера, преимущественно романтические комедии с ним самим в главной роли, неизменно собирают в Германии полные залы.

Вскоре после возвращения Тиль расстался с Даной, хотя они до сих пор официально женаты, да и вообще прекрасно ладят друг с другом. При этом последние два года у него есть постоянная подруга, модель Свенья Хольтман. Тиль лучше всего находит общий язык с моделями, преимущественно блондинками. Это на экране его герои влюбляются в простых девушек — в воспитательницу детского сада, как в «Красавчике», или же в странную пациентку психбольницы, как в фильме «Босиком по мостовой», — а в жизни рядом с ним всегда красивые, успешные девушки-модели. Причем все они так похожи друг на друга, что это неизменно вызывает у окружающих повод для иронии. Но справедливости ради нужно сказать, что Швайгер отличается верностью и серьезным подходом к отношениям.

Тиль, что тебе больше нравится — снимать свои фильмы или сниматься у других режиссеров?
Конечно, снимать собственные фильмы мне нравится больше всего. Это же мои плоды, мои дети, там есть я, настоящий. Но бывают и удачные роли, а если при этом еще и ответственности за процесс не несешь — вообще здорово.

Твои герои всегда ироничны. В одном из недавних фильмов твой персонаж спрашивает у девушки после секса: «Ну и как я тебе?» Ты сам мог бы задать такой вопрос?
Да, это смешной момент в фильме, и это, кстати, была моя идея. Но я бы сам никогда об этом не спросил. Ну, может быть, дурачась, я что-то подобное и говорил в жизни, но на полном серьезе — ни за что. Это же такой идиотский вопрос!

А какой неидиотский в такой ситуации?
Ну, можно спросить: «У тебя был оргазм?» Тогда она ответит: «А ты что, разве не заметил?» А ты ей скажешь: «Ну, заметил что-то, но ведь можно и имитировать...» В общем, спросить, конечно, можно, но зачем? Мужчина никогда не узнает правды.

Ты можешь себе представить, что у тебя еще родится ребенок?
У меня четверо детей, и я этим очень горжусь. И я, конечно, могу представить, что у меня еще будет ребенок, — на всё Божья воля.

Что ты ценишь в женщине?
Мне нравится, когда женщина твердо стоит на земле. Когда она точно знает, что делает, чего хочет, когда она понимает, что ей нужно для счастья.

Скажи честно, ты охотился за женщинами, когда был помоложе?
Нет, никогда. Я верю в любовь. Если любовь есть, всё отлично. А если нет, ничего не спасет.

Что для тебя самое главное в жизни?
Мои дети, моя любовь к ним.

Твои дети в курсе, что у них знаменитый папа?
В курсе, только их это не так уж и прикалывает. До недавних пор они меня спрашивали, почему я не стал учителем.

Твоя младшая дочь, 10-летняя Эмма, тоже снимается, вы недавно сыграли вместе в комедии «Соблазнитель».
О, она очень талантливая. Было здорово работать с ней вместе. Да и ей игра доставляет огромное удовольствие, она сама понимает, как надо, и прислушивается к режиссерским советам. Да что говорить, собственный ребенок на площадке — это кайф!

А гонорар у нее был?
А как же! Но сейчас всё идет на накопительный счет, которым она может воспользоваться после двадцати пяти. А в качестве поощрения она получила iPhone.

Какое послание в этом фильме?
Слушай, я же не на почте работаю! Но вообще фильм о том, что нельзя быть эгоистом, потому что тогда ты не сможешь быть счастливым. Эгоизм и счастье несовместимы.

А что тебя делает счастливым?
Мы часто не отдаем себе отчета в том, что у нас всё хорошо. Не болеть — это уже хорошо. Я чувствую себя счастливым человеком. Я радуюсь смене времен года. Недавно вот отремонтировал старую полицейскую лодку, катаюсь на ней по Берлину. У меня вообще много радостей в жизни.

Ты часто снимаешь романтические комедии. Расскажи, как сохранить любовь?
Не мне давать советы в этом деле. У меня были прекрасные и довольно продолжительные отношения, но они закончились, все об этом знают. Я просто буду выглядеть идиотом, если сейчас начну рассказывать, как надо вести себя, чтобы сохранить любовь. Да и если бы существовал универсальный рецепт, все бы вокруг ходили счастливые. А вообще всем известно, что надо уважать друг друга, быть честными и не ограничивать свободу.

Что это значит?
Это значит, что если вцепиться друг в друга и не отпускать, то любви конец.

А ты обычно с первого взгляда влюбляешься, или тебе нужно время, чтобы всё как следует оценить?

У меня по-разному бывало. С женой, например, сразу всё стало ясно: я ее встретил и через пять дней сделал предложение. Дана, правда, ответила: «Не так быстро!»

У тебя была уверенность, что она «та самая»?
Да, всегда. Она и была та самая. Неважно, что брак распался. Ни одной секунды, проведенной с ней, я не сомневался в выборе. Да я и сейчас сожалею, что любовь закончилась.

Собираешься снова жениться?

Не могу сказать, что вот прямо сейчас хочу жениться. У нас всё хорошо, я люблю Свенью, но торопиться заключать брак никакой нужды нет.

То выглядишь очень молодо. Есть какой-то секрет?

Да нет, я ничего не делаю специально, вообще не пользуюсь ни кремами, ни одеколонами...Единственную привычку я позаимствовал
у Пола Ньюмена, который по утрам умывался ледяной водой. Мне понравилась эта идея, и я каждое утро принимаю ледяной душ. Пол классно выглядел до преклонных лет. Вот и я хочу так же.

Полную версию интервью читайте в журнале ОК! №43