Александр Роднянский

Многих удивило назначение членом жюри Берлинского кинофестиваля президента «СТС Медиа» и гендиректора канала СТС. OK! встретился с Александром Ефимовичем в Берлине, чтобы выяснить, почему же выбрали именно его? 

Olaf Scheller

С одной стороны, удивление людей объяснимо. Мы привыкли, что в западном кино если и мелькают русские фамилии, то, как правило, одни и те же: Михалков, Меньшиков, Дапкунайте. А тут мало того что в члены жюри одного из самых престижных кинофестивалей выбрали не режиссера или актера, а... продюсера, так еще и произошло это на Берлинале — фестивале, про который многие говорят: здесь не слишком любят русских. С другой стороны, президент «СТС Медиа» Александр Роднянский — один из ведущих российских продюсеров, он превосходно разбирается в кино и его процессах, благодаря ему были созданы фильмы от «9 роты» и «Питер ФМ» до сокуровского «Солнца» и сериалы от «Не родись красивой» до «Моей прекрасной няни»… А судить фильмы на самом высоком уровне может лишь человек, который преуспел в их создании. Договорившись о встрече с Александром Ефимовичем еще в Москве, мы, честно говоря, сильно сомневались, что бесконечно занятый Роднянский найдет время для прогулки по Берлину. Особенно если учесть, что каждый день члены жюри обязаны были отсмотреть несколько фильмов и появиться на общей встрече для обсуждения. Тем не менее окошко в этом почти армейском расписании Александр Ефимович нашел. Больше того, заметно уставший, он все равно улыбался и с легкостью поддавался на порой сумасшедшие предложения немецкого фотографа OK! Олафа Шеллера «добежать от Potsdamer Platz до Бранденбургских ворот». Это минут 40 бодрым шагом... Правда, «бегали» мы, конечно, не пешком, а на специально выделенном для каждого члена жюри автомобиле Volkswagen (главный партнер фестиваля). Одним из пунктов нашей прогулочной программы было забраться на последний этаж отеля Hyatt, где Мадонна, Мик Джаггер, Пенелопа Крус и остальные гости фестиваля общались с прессой, и сфотографироваться на фоне знаменитой берлинской телебашни. Ведь что ни говори, а телевидение в жизни Роднянского — один из главных приоритетов.

Александр Ефимович, и все-таки вы-то сами удивились, когда получили приглашение от президента Берлинского фестиваля?

А я и не скрываю, что это приглашение мне польстило. И даже очень. Но главное здесь не лично мои переживания, а вообще сам факт того, что продюсера из России пригласили в жюри. Понимаете, что это означает? Получается, европейский кинорынок наконец-то начинает замечать Россию не только благодаря отдельным фильмам и актерам, а как целую киноиндустрию, которая работает по мировым законам. Вообще в составе жюри не было ничего странного: во главе знаменитый режиссер, обязательно красавицы актрисы, чтобы привлекать внимание публики и папарацци, ну и несколько профессионалов за кадром вроде меня...

Кстати, о красавицах. Берлинское телевидение с удовольствием смаковало кадры, как вы с коллегой по жюри, актрисой Дианой Крюгер шагаете на показ фильма, держась за руки...

Да-да, мы с Дианой, можно сказать, подружились, постоянно общались в период фестиваля, болтали обо всем на свете. Она сильно меня удивила: мало того что красавица, так еще и хорошо образованна! Диана прекрасно говорит на английском, французском (не считая родного немецкого), отлично разбирается в кино. Такие актрисы нечасто встречаются.

Вы не обсуждали с коллегами по жюри, почему в последнее время на Берлинале так мало русских фильмов? Похоже на какой-то заговор...

Это все ерунда. Чтобы твой фильм выбрали в программу Берлинского фестиваля, он должен быть острым, социально или политически ориентированным, создающим яркое впечатление о стране авторов фильма. Плюс он должен отвечать достаточно высоким художественным критериям Берлинале. Ну и что же получается? Вы сами могли бы назвать мне много российских фильмов, отвечающих этим требованиям? Вот и я не могу.

У журналистов, кстати, часто возникают сомнения, что призы на Берлинском фестивале, как, впрочем, и на всех остальных, раздают абсолютно честно...

(Перебивая.) Тоже бред. Вы знаете, почему эти фестивали настолько престижны и победа на них настолько важна для кинокомпаний — мировых лидеров, да и вообще, для любого вменяемого человека, даже для суперзвезды вроде Питта или Клуни? Потому что здесь нет практики, обычной для нас, русских: «ты мне друг или враг, соперник или партнер».

А лично вам, президенту «СТС Медиа», обидно слышать высказывания вроде: «ТВ наводнили низкопробные сериалы. Куда от них деваться, надоели»? Многие мои знакомые даже телевизор перестали смотреть из-за сериалов.

Мне обидно. Потому что мы пытаемся создавать качественное телевидение, иначе зачем бы я работал? Только ради коммерческого успеха — не интересно. Мы хотим содержательного репутационного телевидения. Но иногда так получается: ставишь на какой-то сериал, надеешься — идея хороша и сценарий удачний, и актерский состав. А зрителю не нравится, и не идет. Никогда ведь не бывает так, чтобы только успехи….

На сегодняшний день вы необыкновенно влиятельный человек. Бывают ли у такого влиятельного человека моменты в жизни, когда он чувствует себя абсолютно беспомощным?

В случае с только что приведенным примером, когда не идет фильм, программа, сериал, конечно, чувствую себя абсолютно беспомощным. Вообще это неприятное чувство, когда ты понимаешь: всё, от тебя больше ничего не зависит.

А в личной жизни?

В личной жизни такое случается гораздо реже. Например, ну что с того, что я каждое утро часами стою в пробке, в то время как мне надо быть в офисе? Вместо того чтобы сходить с ума, я так планирую время, чтобы решать дела по телефону, у меня в машине постоянно под рукой компьютер. Это мелочь, но так и во всем остальном: пытаюсь найти выход даже из самой дурацкой ситуации.

Недавно стало известно, что вы задумали большие перемены на невероятно успешном телеканале «Домашний»…

Да не в таком глобальном смысле будут наши изменения. Конечно, я очень доволен, как идут дела с «Домашним»: рейтинги растут, популярность высока. Можно с уверенностью сказать, что у канала сложилась своя аудитория, а это ведь самое главное в нашем деле. При этом я вижу, что у «Домашнего» есть еще большие перспективы для роста, и поэтому мы решились на изменения. Да вы и сами все скоро увидите!

Александр Ефимович, а если честно, многие ведь сегодня занимаются телевидением, продюсированием. Почему же хорошо это получается лишь у единиц? Что в вас такого особенного?

До сих пор многие путают две роли. Продюсер — это не инвестор и не спонсор, который дает деньги на проект. Продюсер отвечает за весь проект: от кастинга до сценария, от первого съемочного дня до последнего дня в кино- или телепрокате. С одной стороны, я разговариваю с авторами и режиссерами на их языке, я ведь сам режиссер по профессии. А с другой стороны, я могу посмотреть на этот же самый проект с точки зрения потенциальнной зрительской аудитории. Вероятно, в удачном объединении двух этих подходов и есть причина успеха.

А это правда, что вы не сразу одобрили одну из ваших главных звезд — Анастасию Заворотнюк?

Да, она не сразу была утверждена, сначала мы и правда ее «отложили». На роль «няни Вики» было около тысячи кандидаток. Поэтому я и говорю: продюсер — это творческая профессия.

Говорят, Анастасия Заворотнюк и Сергей Жигунов уже назначили дату свадьбы. Настя прислала вам приглашение?

У меня с Настей действительно дружеские отношения, но по поводу ее свадьбы я вам пока секретов раскрывать не могу. Скажу лишь, что мы с ней встречались совсем недавно, чтобы поговорить об одном проекте. Какое-то время назад Настя отказалась от съемок в очень хорошем, на мой взгляд, фильме. Сейчас она передумала (улыбается), и поэтому скоро зрителей ждет сюрприз. Это я вам обещаю…

Татьяна Сабуренкова