Никита Панфилов: «Я очень простой и домашний. Возможно, поэтому кто-то решил, что я социофоб»

Популярный актер рассказал ok-magazine.ru о борьбе со стереотипами, взглядах на современное кино и, конечно, об отношениях с маленьким сыном

31 марта в Москве пройдёт церемония вручения V Премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения. Одним из рекордсменов по количеству номинаций стал популярный сериал «Мажор-2». Накануне объявления результатов OK-MAGAZINE.ru встретился с исполнителем одной из главных ролей в нем — Никитой Панфиловым, который претендует на награду в номинации «лучший актер второго плана». Мы погуляли с Никитой по холодной Москве и выяснили много интересного — о борьбе со стереотипами, новых интересных проектах, взглядах на современное кино и, конечно, о его отношениях с маленьким сыном.

Никита, в этом году вы номинированы на премию Ассоциации продюсеров кино и телевидения как лучший актер второго плана. Что для вас значит эта номинация?

Для меня это одновременно и новый шаг в карьере, и просто приятный момент в жизни. Одно дело, когда я сам понимаю, что мне что-то особенно хорошо удалось, или когда это отмечают друзья, и совсем другое — когда твоя игра вызывает признание в профессиональном сообществе. Все-таки номинация на премию — это более серьезная оценка твоей работы.

Важны ли для вас премии в целом или считаете, что это не всегда показатель мастерства?

Конечно, важны. Когда сажаешь яблоню, ты ведь ждешь, что она принесет плоды — вот и здесь так же. В актерской профессии без признания, без постоянной оценки творчества очень тяжело. Нужно иногда обернуться назад и сказать себе: «Да, вот здесь я молодец».

Актеры вообще странные создания. Нам нужно постоянное одобрение. Без этого человек может быстро сдуться в профессиональном плане и потерять уверенность в себе и своих силах.

Тем не менее, среди актеров есть те, кто намеренно избегает премий и считают, что не может быть четких критериев для оценки искусства.

Думаю, так говорят актеры, у которых по тем или иным причинам нет наград. Есть, конечно, и псевдопремии, но, по моему опыту, больше все же профессиональных. Поэтому я считаю, что такая позиция в корне неверна. Нельзя же, к примеру, говорить, что все гаишники берут взятки. Среди сотрудников автоинспекции есть и честные ребята. В любой сфере существует обратная сторона медали, поэтому я бы не стал обобщать.

Кого из номинантов нынешней премии вы могли бы выделить?

Я смотрел фильм «Битва за Севастополь», который представлен в номинации «Лучший телевизионный фильм», и могу с уверенностью сказать, что это великолепная картина. Одна из тех, во время просмотра которой сидишь, не отрываясь и не задумываясь о том, как играют актеры, какие сюжетные повороты задумали сценаристы. Замечательный фильм, таких давно не было, и они очень нужны нашему зрителю.

А что насчет коллег по сериалу «Мажор», которые также вошли в шорт-лист?

Здесь мне сложно выделить кого-то одного. Я считаю, что успех этого проекта — заслуга всей команды. Особенно это заметно во втором сезоне «Мажора», где каждый из актеров уже успел вжиться в роль, знает, как лучше повести себя, как интереснее представить персонажа.

Насколько я знаю, сейчас идут съемки третьего сезона «Мажора». Следите за развитием событий на съемочной площадке?

Эта история для меня осталась позади. Моего персонажа убили во втором сезоне и, слава богу, на этот раз окончательно. (Смеется.) Так что я даже не в курсе, что у ребят теперь происходит. У меня сейчас свои проекты, поэтому времени на что-то еще совсем не остается. Иногда, конечно, коллеги рассказывают об отдельных случаях со съемок, приглашают в гости на площадку, но в целом для меня, как и для зрителей, события третьего сезона станут сюрпризом.

То есть общение с коллегами по сериалу стараетесь поддерживать.

Конечно. «Мажор» не первый мой проект с этими актерами. С каждым из ребят я уже снимался ранее: и с Павлом Прилучным, и с Денисом Шведовым, и с Кариной Разумовской. Они для меня уже не просто коллеги, а давние друзья.

В каких еще проектах вы сейчас задействованы, и на какой из них делаете основные ставки?

Мне безумно интересно, как пройдет премьера сериала «Победители» на НТВ. Выход проекта запланирован на 11 апреля. Сложность здесь в том, что это историческая лента, а у нас очень любят смотреть отдельно взятую картину как вырезку из школьной программы. Так произошло, например, с «Викингом».

К серьезному кино люди отнеслись как к учебнику истории за седьмой класс. Это абсолютно неправильный подход, на мой взгляд. Есть отличный голливудский сериал с аналогичным названием — «Викинги». И, я думаю, посмотрев его, все северные народы точно так же в один голос начали кричать, что все, что они увидели, — вранье.

А вы, будучи зрителем, как оцениваете такие фильмы?

Я смотрю с удовольствием, потому что вижу здесь отдельную историю, наблюдаю за актерами, за тем, что придумали сценаристы, за отдельно взятым сюжетом. И наш «Викинг» всем советую смотреть не с точки зрения соответствия исторической действительности, а как отдельный эпизод, не имеющий отношения ко всей истории России.

Но ведь, несмотря на то, что «Викинг» много критиковали, он стал самым кассовым фильмом года. Получается, интерес к жанру растет, а значит, и «Победители» найдут своего зрителя.

Наверное. В этом проекте я переживаю скорее за то, как начнут оценивать, с какой стороны. Все герои сериала имеют реальные прототипы. У моего персонажа это адвокат Плевако. И я очень боюсь, как бы к нему не начали относиться с точки зрения истории, ведь у нас вымышленный сюжет.

Вот вы говорите, что переживаете об успехе проекта, а в это время поклонники опасаются за ваше здоровье. Недавно СМИ пестрили заголовками о том, что Никита Панфилов получил серьезную травму на съемках. Это действительно так?

Это все неправда. По легенде СМИ, мне пробили голову пепельницей на съемках сериала «Сладкая жизнь», затем увезли в больницу, где наложили швы. На самом же деле журналисты просто смешали вместе четыре абсолютно разные истории. Во-первых, инцидент произошел на съемках сериала «Пёс», во-вторых, мне просто случайно ударили по затылку пистолетом, в результате чего пошла кровь. В-третьих, в больнице наносили швы Графу из сериала «Пёс», так как во время съемок собака распорола себе живот. А пепельницей попали совершенно в другом проекте, и ни к каким серьезным травмам это не привело.

Я, конечно, понимаю, что заголовок «Актеру «Сладкой жизни» пробили голову пепельницей» звучит заманчиво, но, читая такое про себя, я был просто в шоке.

Раз уж разговор зашел о «Сладкой жизни»... Хотелось бы узнать, планируются ли съемки нового сезона?

Нет, продолжение не снимают, чему я, кстати, очень рад. Сериал исчерпал себя. Я считаю, что проект нужно заканчивать, когда он успешен, а не когда уже всем надоел. В нашем случае третий сезон был не более чем попыткой понаблюдать за полюбившимися героями. На мой взгляд, единственная достойная сюжетная линия в этом сериале — линия Романа Маякина. Все остальное было, скажем так, высосано из пальца. По сравнению с первым и вторым сезонами рейтинги третьего оказались заметно ниже, многие начали задавать логичный вопрос: «Где та самая «Сладкая жизнь», которая была в начале?»

И что вы обычно отвечаете в таких случаях?

Я даже немного устал объяснять, почему так случилось. Ответ прост: потому что надо было закончить проект на втором сезоне. Уверен, если бы сериал «Друзья» растянули на 30 сезонов, то получился бы тоже полный отстой. Порой нужно чем-то жертвовать, а не просто зарабатывать деньги и охотиться за рейтингами. Иногда необходимо расставаться с интересными проектами, чтобы потом не было безумно больно за то, что испортил хорошую вещь.

В последнее время вам достаются яркие, но не всегда положительные персонажи, что ведет к созданию определенного амплуа. Как вы к этому относитесь?

Меня очень часто ассоциируют с моими персонажами. Так было всегда. Частенько в барах подходят, говорят что-то вроде: «Мишаня, вот молодец, как ты всех нагрел!». Отношусь к этому нормально, понимаю: такая реакция — результат того, что мой персонаж понравился. А вот когда в социальных сетях пишут: «Сволочь, Стас, умри от СПИДа!», я, конечно, немного недоумеваю.

У меня ведь на странице написано, что я Никита Панфилов, а не Стас. Но, видимо, люди настолько потрясены увиденным на экране, что пишут мне как филиалу Стаса. Иногда даже матом ругают, смерти желают, просят отстать от Игоря. Я не злюсь, даже наоборот — рад, что их что-то зацепило.

Хотели бы сыграть какого-нибудь совершенно нетипичного героя?

У меня есть давняя мечта: хочу сыграть Митю в «Братьях Карамазовых». Эту мысль я лелею в душе еще со студенчества и надеюсь, что когда-нибудь удастся претворить ее в жизнь. А вообще во мне сидит огромное желание доказать, что в России умеют снимать фантастику. У нас этот пласт пока не очень освоен, и большая часть фильмов, время от времени появляющихся в прокате, — тотальная глупость. Очень обидно за этот прекрасный жанр.

Не устали от того, что на вас часто стараются навесить ярлыки, вписать в какие-то шаблоны?

Это преследует меня с самого первого проекта. Как только я появился на экране, мне сразу попытались приписать определенное амплуа. Сначала говорили, что я только быдло умею играть, потом превратили в героя-любовника. Буквально недавно один из крупных музыкальных телеканалов особенно удивил. Один из продюсеров предложил другому меня в качестве ведущего, на что второй ответил: «Да ну! Он же социофоб!».

Вообще очень странная характеристика для актера — социофоб. Это фактически то же самое, что сухопутный моряк или лысый ёж. Я считаю, что актеры-социофобы идут в кукольный театр, туда, где им не будет страшно. Тем не менее, этот продюсер, не зная человека, почему-то решил, будто и так понимает, что тот из себя представляет. Так Никита Панфилов стал «социофобом».

А какой вы на самом деле?

Я очень простой и домашний. Мне нравится проводить время с друзьями. Причем не на шумных вечеринках, а дома. Люблю выехать с компанией на дачу, например, или еще куда-нибудь. Причем не в принципе подальше от людей, а просто от шумного веселья. Возможно, поэтому кто-то и решил, что я социофоб. Я почти не появляюсь в ночных клубах, зарекся. Потому что хочется просто посидеть с приятелями, музыку послушать, а из-за повышенного внимания приходится работать.

Светских мероприятий это тоже касается?

Да нет, почему же… Когда есть время, я на них хожу. Различного рода благотворительные акции стараюсь всегда посещать, исключение делаю только, когда у меня на работе завал. Если нужно кому-то помочь, особенно детям, просто не могу пройти мимо. В последнее время часто летаю по стране, так что на столичных мероприятиях меня редко можно встретить. Свободного времени мало, а если оно и есть, то стараюсь полностью уделять его сыну.

Добрыня, когда видит вас после долгого отсутствия, не обижается?

Нет, такого нет. Он понимает, что я работаю, и всегда рад нашим встречам.

А чем он занимается в свободное время?

Он на футбол ходит, на шахматы, английским языком занимается. Стараемся сделать его жизнь максимально насыщенной, чтобы проводил время с пользой. Он много чем увлекается, но все увлечения в детстве — это не всегда серьезно. Ему пока всего хочется, но потом видно будет, что действительно по душе. О будущей профессии сейчас речи не идет.

Он уже понимает, что папа — популярный актер?

Нет, думаю, пока рано посвящать его во все тонкости. Хотя недавно был забавный случай. Меня показывали по телевизору, и я спросил у него: «Смотри, а кто это?». У сына, конечно, был шок. С открытым ртом он смотрел поочередно на экран, на меня, снова на экран, затем долго думал и произнес: «Очень похож!» (Смеется.)

Не думали взять его на съемочную площадку, показать, чем занимаетесь?

Нет, он маленький еще для этого. 28 марта только четыре года исполнилось.

Уже придумали, что подарите?

Да, большую железную дорогу. Я знаю, что он давно ее хотел, поэтому с подарком для меня вопрос решен.

В одном из интервью вы говорили, что бывшая супруга препятствует вашему общению с сыном, сейчас вы сумели найти компромисс?

Да, сейчас я вижусь с сыном, мы наладили отношения. Могу сказать, что по этой части у меня все хорошо. Я регулярно общаюсь с ребенком и посвящаю ему все свое свободное время.

Недавно вы появились с новой девушкой на премьере сериала «Охота на дьявола», и в Сети заговорили о том, что вы официально покинули ряды холостяков. Вас действительно можно поздравить?

На самом деле я уже развелся второй раз, а в третий мне еще рано. Пока все же стараюсь не афишировать личную жизнь. Я понимаю, что я человек публичный, и это всегда будет вызывать интерес, но на данный момент говорить об этом еще рано.

Текст: Юлия Серикова

Фото: Максим Кашин