«Когда ты известен в кино — к тебе другое отношение»: Мария Смольникова о возможностях театра и сериале «Праздники» на ТНТ
15 декабря в 20:00 на ТНТ стартовал третий сезон сериала «Праздники». У семьи Пыжовых (Мария Аронова, Виталий Хаев, Анастасия Калашникова, Яна Енжаева, Никита Павленко, Сергей Канаев) многое изменилось: глава семейства Виктор Васильевич выходит на пенсию и ищет для себя новые занятия, а у Юли с Вовиком и у Лены с Пашей появляются маленькие дочки. Поэтому новым героиням быть! Одной из них стала и мама Паши, роль которой исполнила актриса Мария Смольникова. В нашей беседе с Марией — о том, как она учила французский текст для роли, как ее приняла семья Пыжовых, о театре и кино, а также о личном успехе.
Мария, на ТНТ стартовал третий сезон комедии «Праздники», в котором вы сыграли маму Паши (Сергей Канаев), одного из главных героев сериала. Расскажите, как вы оказались в проекте?
Боря Дергачев, режиссер картины, позвал меня на пробы, которые у меня получилось пройти. Мы, правда, некоторое время сомневались, потому что роль всё-таки возрастная. Но пробовали, и Боря сказал, что берет на себя ответственность. Потом я пришла на пробу грима, где меня состарили специальным средством, которое наносится на веки — и поняли, что это возможно!
Ваша героиня — воздушная, робкая, при этом педантичная женщина, которая разговаривает со своим сыном исключительно по-французски. Откуда у вас такое прекрасное произношение? Учили ли вы французский ранее? Были ли какие-то сложности с тем, чтобы выучить текст героини на этом языке?
Я когда-то учила французский два года, но это было давно. Вообще я всегда мечтала выучить этот язык, потому что мне очень нравится его мелодика и это звучание. Сейчас у меня осталось только общее понимание и произношение — язык не знаю свободно, говорить на нём не могу.
Поэтому я заранее попросила текст и просто зубрила. У меня уже был подобный опыт на английском и немецком языках. Ты просто берешь текст и каждый день повторяешь, чтобы он «влетел». Но это сложно, конечно, потому что чуть что — и ты сбиваешься.
Не захотелось вернуться к мечте и снова начать учить язык после этой роли?
Для этого нужно время — всё упирается в ресурсы. Когда у тебя есть ребенок, то свободное время ты уже отдаешь ему. Поэтому пока не помещается. Возможно, к пятидесяти годам вернусь к этой мечте. (Смеется.)
Как сложились ваши рабочие отношения с «семьей Пыжовых»? Работали ли с кем-то из актеров до этого?
По-моему, чудесно. Мы стали загораться друг от друга, у нас даже начали возникать фантазии, как дальше внедрить маму Паши в продолжение истории, если такое будет. (Смеется.)
За свою карьеру вы играли не только бабушек, но и мужчин, например, Ричарда III, Ленина, Лжедмитрия. В одной из постановок вы даже сыграли горб персонажа! Как вы думаете, почему режиссеры видят вас в таких неожиданных амплуа?
Не знаю, может, потому что мне очень интересно это всё, а не просто быть красивой артисткой. Меня зажигает идея безграничности и свободы театра. Ведь тут у тебя может быть ни пола, ни возраста и ты можешь примерять разные характеры и судьбы, исследовать людей и наблюдать за ними.
Я небольшого роста, лицо у меня ярко выраженное — оно может трансформироваться. Какое-то удачное стечение обстоятельств (смеется), которые позволяют пробовать.
Мария, в вашем портфолио — десятки ролей в кино и театре, а также две премии «Золотая маска». При столь насыщенной и разноплановой карьере ощущаете ли вы себя успешной актрисой? В чём лично для вас выражается это ощущение успеха?
Наверное, да. Я, если честно, не думаю об этом. Наверное, это слово можно использовать, потому что я люблю то, что делаю — для меня это успех. Это отзывается в сердцах зрителей и в глазах людей, с которыми работаю. Я люблю тех, с кем работаю. Есть возможность пробовать новое, удивлять себя, впасть в растерянность в поисках чего-то нового, испугаться, что ничего не получается. (Смеется.) Мне кажется, это и есть успешность: когда ты можешь себя как-то воплотить и чувствуешь себя живым.
То есть успех для вас — это не статуэтки и подписчики?
Статуэтки — это просто внешнее подтверждение. Но внутри ты сам всегда знаешь, сделал ты шаг к открытию, преодолел ты что-то или нет.
В стенах театра ваше имя более известно, чем в кино. Вам бы хотелось стать более узнаваемой в кинематографе?
Наверное, это удобно. Когда ты вроде как известен в кино — к тебе отношение другое. Это как-то дает больше свободы. Но вообще мне бы хотелось просто интересных, сложных ролей в кино, я бы так сказала. Исследовать возможности кино — то, что я могу там сотворить, решать сложные и интересные задачи.
Вот сейчас, например, мы снимали «Лилю» (2026). Для меня это был первый такой фильм, где меня много, где у меня главная героиня, очень интересный и хороший сценарий, известная личность. Думать над тем, как это всё совместить, — было для меня очень интересным процессом.
В одном из интервью вы признавались, что театр вам всегда нравился больше, чем кино, потому что «там нет границ» и «ты можешь быть каким и кем угодно». Что вы ищете в новых ролях?
Наверное, мировоззрение каждой судьбы и каждого человека. Парадокс, ведь всегда интересно найти какое-то противоречие в своем герое. Возможность совершать открытия, рушить шаблоны — это главное, что я ищу.
Можете привести пример такого открытия из недавних ролей?
Например, Ричард. Это существо, умело манипулирующее, которое тоже хочет жить. Это и мужчина, и женщина одновременно. Несчастный неудачник, который тонко и искренне оправдывает свои злодеяния, что ты теряешься и думаешь, можно ли это оправдать.
Или Анна Каренина. У меня был о ней стереотип, что она сильная и красивая героиня. А хотелось сделать из нее нелепую, живую, близкую каждой женщину. Человека, который вдруг становится «неудобным», когда пытается найти себя.
Какой контент вы потребляете сами? Что любите смотреть из российских фильмов и сериалов?
Если успеваю, то смотрю то, где я снималась, чтобы понять, что сошлось, что не сошлось, что работает, а что нет. Мне важен этот анализ для будущих ролей. Если кто-то что-то советует, стараюсь посмотреть, но успеваю не всегда. Мне, например, советовали из последнего «Переходный возраст». Хвалили его, но я так и не посмотрела.
Из русских картин я начала смотреть «Хроники русской революции». Сначала было сложно и первые три серии я была как-то разочарована. Не могла поверить в то, что такой великий режиссер снял этот проект. А потом я пересилила себя, и мне стало безумно интересно — настолько сюжет закручен.
А реалити-шоу вы смотрите?
Нет, реалити вообще не смотрю. Мне как-то это неинтересно стало. Когда я заканчивала школу, реалити-шоу были популярны и актуальны. Потом я поняла, что это как-то низко для человека. Но, наверное, здесь важнее, чтобы это было от души и в этом было какое-то тепло.
Например, сериал «Праздники» на ТНТ — легкая комедия, но в ней очень много любви, простоты и семейности. Или, например, я снималась в сериале «Кафе “Куба”» тоже для ТНТ. Простое кино, легкое, с юмором, но мне очень понравилось, потому что живость, «неправильность», большое количество энергии — всё это приятно удивляет.
Но когда какой-то проект выставляет людей идиотами — это всё очень чувствуется и мне больно за них. Как люди могут не уважать себя? В общем, мне это не интересно — хочется становиться умнее и лучше, а это никуда меня не двигает. Наоборот, тормозит. Эта воронка бессмыслицы тебя засасывает — и ты начинаешь во всём этом находиться и не замечать, что ты сам перестал делать что-то важное. Становишься тем, что ты смотришь.
В одном из интервью вы сказали: «Внешнее отражает внутреннее. Такая одежда (декольте и мини-юбки) точно не отражает мой внутренний мир». Какой смысл вы вкладываете в свой стиль сегодня? Что вам важно транслировать через образ?
Я не то, чтобы очень много уделяю этому времени. (Смеется.) Но мне хочется, чтобы мой стиль был удобным, нейтральным и не отвлекающим. Кроме праздников или премий, когда нужно одеться нарядно, но, честно, даже в такие моменты не хочется какой-то вычурности или гламурности. Я с опаской к этому отношусь. Если надо, то я могу одеться красиво, но в обычной жизни мне нравится простота. Одно время я не могла ничего носить, кроме черного. Сейчас появились цвета — и это хорошо.
Мария, скоро Новый год. Как вы любите отмечать этот праздник? Есть ли у вас какие-то семейные традиции, связанные с праздниками?
Я люблю спокойно посидеть дома с мамой, мужем, сыном. Всё, как всегда: оливье, наряженная елка и, конечно же, подарки.
За что в этом году вы говорите себе «спасибо»?
Наверное, я говорю себе «спасибо» за стремление к любви, к жизни и вере в лучшее. Мне важно уметь отбирать, куда направлять внимание, отделять лишнее от истинного.