Наталья Водянова: «Каждому важно иметь место, в котором можно почувствовать себя ребенком»

На прошлой неделе в центре Волгограда открылся новый инклюзивный игровой парк, построенный фондом помощи детям «Обнаженные сердца» при поддержке Coca-Cola Россия. OK-MAGAZINE.RU побывал на площадке в день открытия и поговорил с основателем фонда — супермоделью и благотворителем Натальей Водяновой об особенностях благотворительной деятельности в нашей стране, новых подходах в работе, источниках вдохновения и планах на будущее.

DR

Наталья, для многих понятие «инклюзия» пока представляется чем-то абстрактным и не очень понятным. Расскажите, в чем принципиальные отличия подобных парков от обычных детских площадок?

Ответ на вопрос о принципиальном отличии содержится в самом понятии инклюзии. Инклюзия — это включение в себя, это то, что объединяет. А инклюзивное общество — это общество, которое уважает всех и ценит разнообразие, так или иначе включающее в себя любых людей. Соответственно, инклюзивная площадка — это пространство, где одновременно могут играть как типично развивающиеся дети, так и дети с особенностями развития и инвалидностью, как малыши, так и подростки, дети разного социального статуса и с разными интересами. Мы не стремимся создавать игровые объекты только для детей с особенностями, потому что тогда это не инклюзивная площадка, а резервация. А инклюзивный парк — это место, где дети играют вместе и общаются вне зависимости от своих физических, ментальных и интеллектуальных способностей, потому что там есть специальные зоны и игровые элементы, адаптированные с учетом потребностей разных посетителей.

В одном из интервью вы говорили о том, что планируете построить 500 подобных объектов. На каком этапе сейчас этот план?

Мы только что открыли игровой парк в Волгограде, это самый крупный наш объект в этом году, и он стал для Фонда 175-м по счету. В среднем мы стараемся строить от 15 до 20 объектов ежегодно. Но это довольно сложно спрогнозировать заранее, потому что все наши парки и площадки создаются в зависимости от пожелания города или учреждения, выигравшего в конкурсе в рамках нашей программы «Игра со смыслом». Опять же, все площадки и парки различаются. Например, для Центра поддержки семьи, в котором занимаются дети с особенностями развития, мы используем набор соответствующих элементов: качели, которыми могли бы пользоваться дети с ДЦП, например, также там будут элементы для сенсорной и вестибулярной стимуляции или приглушенные цвета. В Волгоградском парке у нас есть зона параворкаута, например. В зависимости от площади, набора элементов и софинансирования формируется бюджет игрового пространства, и, соответственно, становится понятно, сколько объектов мы можем открыть за летне-осенний сезон. Поэтому заранее сказать, когда именно мы приблизимся к цифре 500, непросто, но я уверена, эта цель достижима.

В каких городах уже есть подобные инклюзивные парки и где планируется открытие в ближайшее время?

У нас уже 114 городов, и не только в России! Помимо моего родного Нижнего Новгорода, наши парки и площадки можно встретить, например, в Екатеринбурге, Тамбове, Озёрске, Владивостоке, Калининграде, Пскове, Хабаровске, Нефтекамске, Ковылкино, в Москве конечно, да и многих других городах и поселках. А совсем недавно открыли площадку в селе Кошки Самарской области! У нас на сайте фонда каждый новый населенный пункт помечается сердцем на карте страны, если вы посмотрите — там с запада на восток вся Россия покрыта сердцами, и это только начало!

Появление в российских городах таких площадок проходит в рамках программы «Игра со смыслом». Почему вы решили развивать именно это направление? Как игровая деятельность влияет на развитие ребенка?

К сожалению, у нас до сих пор бытует мнение, что игра для ребенка — это что-то вроде роскоши, блажь, без которой можно обойтись. В то время как на самом деле — это естественная потребность каждого малыша! Я по своему опыту знаю, как важно иметь место, где можно отключиться от проблем, почувствовать себя ребёнком, потому что мне в детстве некуда было пойти. На наших площадках дети развивают воображение и физическую форму, играют вместе. И именно через игру они приобретают навыки общения, учатся дружить вне зависимости от возраста, социального статуса и физических, ментальных или интеллектуальных возможностей, и это для меня особенно важно.

Какие проекты фонда уже реализованы при поддержке Coca-Cola и планируется ли что-то еще?

Еще до начала официального сотрудничества с «Обнаженными сердцами» Coca-Cola Россия приняла самое активное участие в моем проекте в поддержку паралимпийцев — мотивационном вирусном ролике #Neverstop. То, что проект оказался успешным, а главное, тот, факт, что Coca-Cola разделяет наши ценности в отношении инклюзивности, позволило Фонду начать сотрудничество. Нашим первым совместным проектом стал забег «Бегущие сердца» в 2015 году. При участии Coca-Cola Россия забег собрал свыше 13 млн рублей, которые были направлены на организацию летнего обучающего интегративного отдыха для детей и подростков с нарушениями развития, это наш авторский проект «Лето со смыслом».

В этом году Coca-Cola Россия снова поддержала забег Adidas Бегущие сердца, участие в котором приняли уже 10 000 человек. Общими усилиями партнеров и участников удалось собрать 37 миллионов рублей — сумму, рекордную для благотворительного забега в России. Эти средства мы направили на развитие служб ранней помощи для малышей (до 6 лет) с аутизмом и другими особенностями развития в пяти городах. Мы очень рады сотрудничеству, которое осуществляется на постоянной основе, и хотим с помощью совместного строительства инклюзивных парков подобных тому, что вы увидели здесь в Волгограде, помочь становлению инклюзивного общества, открытого к людям с особенностями развития.

Не так давно вы вместе с фотографом Марио Тестино открыли детский парк в Перу. Какую роль сыграл фонд «Обнаженные сердца» в этом проекте?

Марио очень давно поддерживает «Обнаженные сердца», он принимает активное участие в работе Фонда, а также является сопредседателем нашего Совета доноров. Три года назад Марио сказал, что очень хочет построить детский парк в своей стране, и с тех пор немало времени ушло на то, чтобы осуществить эту задумку, этот парк стал для нас 173-им по счету.

Мы видим, что вы все чаще отправляетесь в рабочие поездки вместе со своими детьми. Приобщаете их к добрым делам? Какие шаги с их стороны уже сделаны на этом поприще?

Если у меня есть такая возможность, то я, конечно, беру детей с собой. Особенно когда удается отправиться в такие длительные и интересные поездки, как, например, наша последняя, в Перу. Но и в Россию стараюсь привозить их как можно чаще. Правда, из-за того, что старшие дети учатся, часто брать с собой не всегда получается. Тем не менее, они тоже участвуют в работе Фонда. Нева, например, вместе со мной снялась в рекламной кампании для благотворительной коллекции Zarina. Для нее это был интересный опыт. Приятно, что для дочери подобная работа — это, прежде всего, благотворительный проект, а не просто съемки для известного бренда. Съемки ради съемок Неву мало интересуют.

Наталья Водянова с дочерью Невой для рекламной кампании Zarina

В одном из интервью вы говорили, что фонд «Обнаженные сердца занимается системной благотворительностью. Расскажите, в чем отличия такой помощи от индивидуальной.

Все дело в том, что конкретная, адресная помощь в нашем случае не эффективна. Детей, с которыми мы работаем, нельзя просто вылечить и заставить жить по системе, которая уже существует. Именно поэтому в нашем случае нужно подходить к работе системно. Мы должны создавать такие программы и проекты, которые бы существовали на постоянной основе. Это особенно важно в том случае, когда речь идет о помощи родителям, воспитывающим детей с особенностями. Например, когда мы ведем работу со школами, то надеемся, что наше сотрудничество продлится на протяжении всего существования Фонда. Мы не можем просто взять и оставить учебные заведения после того, как осуществили совместный проект. Наши специалисты и эксперты ведут непрерывное сопровождение тех учителей и того процесса, который происходит после нашего вмешательства. Система как раз и заключается в том, что мы должны работать вместе с государством для того, чтобы наша деятельность была эффективной.

Генеральный директор компании Coca-Cola в России, Украине и Беларуси Любо Груич, глава Волгограда Андрей Косолапов, Наталья Водянова, Денис Семенихин

С какими проблемами сталкивается благотворительность в России?

Можно долго беседовать о проблемах, но куда приятнее наблюдать за работой, которая направлена на их решение. Я предпочитаю говорить о том, что улучшилось за последние 5-10 лет существования Фонда. Сейчас в этом секторе происходят важные изменения, и, я думаю, мы тоже в этом активно участвуем. Благотворительность стала вполне серьезным занятием. Теперь, когда люди видят это слово, у них не возникает в голове фраза «ну, это же на ребеночка, значит, надо дать». Проекты и компании, которые сотрудничают с благотворительными организациями, создаются на высоком уровне, на уровне бизнеса. Есть прекрасные, интересные, классно сделанные медиакампании, так что, работа в этом направлении ведется профессионально, с привлечением компетентных кадров.

Чем сейчас живет фонд «Обнаженные сердца»? На что брошены основные силы?

Основные силы сейчас направлены на помощь семьям, которые воспитывают детей с особенностями развития. В процентном соотношении получается примерно 60% на 40% по сравнению с программой по строительству инклюзивных парков и площадок «Игра со смыслом», то есть наиболее интенсивная деятельность ведется в рамках работы над программой «Каждый ребенок достоин семьи». И ответственности здесь, соответственно, тоже больше.

Наталья, вся ваша жизнь — это бесконечные перелеты, интервью, публичные выступления и забота о других людях. Это большой труд. Что придает вам сил двигаться дальше?

Действительно, иногда бывает очень сложно. Последние две недели, например, выдались весьма насыщенными. Между поездками в Перу и в Россию я также успела побывать в Шотландии. Как ни парадоксально, но иногда, когда я выступаю в качестве модели, мне даже удается отдыхать на работе. В такие моменты я морально расслабляюсь и могу побыть принцессой, которой не нужно все контролировать — потрясающее чувство.Также с уверенностью могу сказать, что на благотворительную деятельность меня вдохновляют результаты работы Фонда, а вот силы двигаться дальше мне придают дети. Они — моя отдушина. Когда я нахожусь с ними дома, то понимаю, как же здорово быть мамой. Это, конечно, тоже своего рода работа, но другого характера — более благодарная и приятная.