Александр Петров о любимой девушке: «Мы думаем в одном направлении»

Актер рассказал о своем новом кинотеатральном проекте #ЗАНОВОРОДИТЬСЯ и о том, какую роль в нем играет его возлюбленная Ирина Старшенбаум

Игорь Харитонов

Саша, насколько я понимаю, всё началось с вашего участия в телепроекте, где вы читали стихи Маяковского. Как случилось, что поэзия так прочно вошла в вашу жизнь? Вы вообще стихи давно пишете?

В детстве были какие-то попытки — наверное, оттуда всё и идет. Но осознанно я начал писать около полугода назад. Как обычно, всё начинается с малого, и ты даже не ожидаешь, что из этого что-то выйдет. Я, конечно, читал стихи, но никогда не учил их, у меня не было к ним безумной страсти. И тут такая странная штука произошла, удивительная, чудесная даже. Меня поразило, что видеоролик с крошечным отрывком из громадного «Облака в штанах» посмотрело такое большое количество людей. Ко мне подходили на улицах, благодарили, говорили, как это здорово. Многие впервые обо мне узнали не из фильмов с моим участием, а из этого ролика.

И вы решили попробовать себя в новом амплуа?

У современного зрителя появилось желание слышать стихи, и мне нравится эта тенденция. Мне близка атмосфера времени, когда сам Маяковский читал свои произведения. Атмосфера беспорядка в кабаке, где поэты собирались, выпивали, где стоял гомон, ор и все друг друга перекрикивали. Но у нас в двадцать первом веке есть уникальная возможность использовать новые технологии, придумывать формы, благодаря которым стихи могут стать ключом к некой истории. Можно просто выйти на сцену и читать — это тоже работает. Но нужно двигаться дальше. Фантазия начала разыгрываться, и я придумал проект, который реализую со своими друзьями.

Работать с друзьями проще?

У нас складывается по-настоящему дружная команда молодых профессионалов, которые готовы выполнять очень сложные задачи. Первый опыт был в Сочи, где поначалу я собирался просто почитать стихи. Я пригласил своих товарищей, группу Ocean Jet. «Приезжайте, — говорю, — давно не виделись. Клево же в Сочи! Лето, море». Это была импровизация, и, как оказалось, она работает. Я набросал минимальный сценарий и прочел монолог из «Револьвера», который в «#ЗАНОВОРОДИТЬСЯ» тоже будет, потому что он мне очень нравится. А ребята играли свою музыку. Они, конечно, очень талантливые. Мы создали особую, невероятную атмосферу. Как же будет круто, когда мы соберем стадион! Это какая-то безумная идея, но мы идем к ней.

Для того чтобы человек в зрелом возрасте вдруг начал писать стихи и стремился поделиться ими со всем миром, в его жизни должно произойти нечто совершенно особенное…

Только так это и может работать. Когда в творчество ты привносишь что-то личное, и наоборот. Если я буду выходить на сцену и просто рассказывать какую-то историю, это будет скучно. Зрителю интереснее услышать личную историю, представленную через творчество, через воображение, через что-то придуманное. Я имею в виду кино, театр, музыку, которые усиливают ощущение.

Для вас поводом поделиться личным стали отношения с актрисой Ириной Старшенбаум?

Да, конечно.

В подготовке проекта Ира вам помогает?

В проекте она принимает непосредственное участие. Частично Иру касаются организационные вопросы, плюс она была задействована в съемках видеороликов и в проекте в целом. Просто я сейчас не хочу раскрывать секретов, которые ждут зрителя. Хочется оставить интригу. (Улыбается.)

Одно дело быть поэтом и музой, а другое — соратниками, соорганизаторами. У вас часто расходятся мнения?

Как ни странно, у нас с Ирой мнения совпадают. Мы думаем в одном направлении и очень часто помогаем друг другу. Иногда ты просто не видишь некоторых вещей, которые с тобой происходят. Конечно, нам важно мнение друг друга, и с точки зрения вкуса мы совпадаем абсолютно. В том, что я делаю, в том, что написано. Мы относимся к этому очень просто, не делаем из этого какого-то культа. Есть энергия, которой хочется поделиться с людьми, чтобы им было интересно, чтобы в них это попадало. Те кинофрагменты, которые мы сняли, и декорации, и свет, и музыка — всё это не будет работать, если я не буду честен со зрителем от начала и до конца, если я полностью не откроюсь людям и практически не умру на этой сцене.

Это требует колоссальных эмоциональных и энергетических затрат...

Наоборот, заряжает! Вот, например, после «Гамлета» я абсолютно выжат. С тебя сошло семь потов, ты сидишь, у тебя ничего не двигается, но ты всё равно счастлив, доволен, в тебе очень много энергии. Мысли очищаются. Ты такой чистый, как после баньки. Силы прибавляются, и ты можешь идти дальше.

В рамках проекта вы будете читать не только свои стихи?

Да, там будет Маяковский, еще, возможно, будет Пастернак, я пока не решил. Но Маяковский обязан там быть, потому что он был началом! Всё будет заполнено стихами. Стихи играют главную роль, они связаны с историей, они в ней существуют. Это не просто отдельные номера, это не концерт. Это перформанс. Но слово «перформанс» мне не нравится, потому что оно сложное, а киноспектакль — нечто более понятное.

И все-таки почему именно киноспектакль?

Вроде спектакль, а вроде и кино. И это не название, это жанр, который мы определили, чтобы человек понимал, куда он идет. Для меня важно, чтобы зрителю всё было понятно и просто. В основе лежит человеческая история, которую можно рассказать в трех словах.

А что кроется за названием?

Это будет понятно из сюжетной линии. Название, кстати, пришло в одну секунду. Просто шел себе по улице и вдруг понял: будет называться так. Мне это очень нравится. Если у тебя есть мечта, то всё вокруг помогает ей осуществиться. И сценарий был быстро написан, и стихи. Никаких мучений я в связи со всем этим не испытывал. Для меня это какая-то невероятная проверка себя. Проверка на вшивость. Зачем я занимаюсь этой профессией, что могу дать людям, какой мир открыть? Это действительно важно. Тут либо полная победа, либо полное поражение. Третьего не дано.

Саша, вы можете назвать себя поэтом?

Нет. Поэт — Пастернак, поэт — Маяковский. А я так, стихи пишу. (Улыбается.)