Ани Лорак: «Дочь должна знать, что я ее лучший друг»

На сцене она ослепительно красива, сексуальна и раскованна. Именно такой Ани Лорак привыкли видеть поклонники.

Илья Вартанян

Мы же хотим показать вам другую Лорак — заботливую, нежную, домашнюю. Такую, какой ОК! увидел Ани в ее главной роли — в роли мамы.

Ани, на этой неделе вы будете отмечать свой день рождения. Вы любите этот праздник?

В детстве, наверное, любила больше, а сейчас не то чтобы люблю меньше, просто отношусь к нему осмысленней. Если ребенком ты в день рождения ждешь подарков, то, повзрослев, сама любишь делать подарки и получаешь от этого огромное удовольствие. Я уже давно не жду в этот день каких-то материальных вещей, мне хочется впечатлений, эмоций.

Шоу «Каролина», которое состоится в Крокусе 7 октября, — это подарок самой себе?

Думаю, да. Вообще мы хотели его двадцать седьмого сентября сделать, прямо в день моего рождения, но что-то не совпало, и я решила: если сразу не клеится, выберем другую дату, поближе. Для всей моей команды мой день рождения мы празднуем 7 октября на сцене Крокуса. И я ужасно волнуюсь. «Каролина» уже отмечена наградами как лучшее шоу, а это обязывает. Когда зритель идет на «лучшее» шоу, мы не можем его разочаровывать. Мы немного видоизменили программу: есть новые хиты, я спою песню, которая появилась только недавно. Мне ее написали Игорь Крутой и Игорь Николаев. Безумно красивая песня.

Песня, конечно, о любви?

Да. (Улыбается.) Как правило, самые прекрасные истории, которые трогают сердца, они о любви. И часто о любви несчастной. Кто по-настоящему любит, тот всегда должен быть готов к удару, потому что идеальной любви не бывает. Это только на красивых фото — семья, лужайка, такие все улыбчивые. Но жизнь полна разных красок. И далеко не всем хватает душевной зрелости, чтобы оценить, что у тебя в руках настоящее счастье, что за это счастье нужно бороться, нужно во имя любви трудиться над отношениями. Я считаю, что умение любить такой же талант, как умение петь, рисовать, выпекать хлеб, учить.

Думаете, способностью любить обладают все без исключения?

Абсолютно. Во всех нас заложены потребности дарить любовь и быть любимыми. Просто не каждый может себя «распаковать» и вытащить чувства наружу. Некоторым за всю жизнь это так и не удается, а у кого-то это с самого рождения ярко выражено. Вот я смотрю на свою дочку. По ней сразу видно, что ее мама до седьмого месяца выходила на сцену: Сонечке передалось желание дарить радость, вызывать улыбки. У нее все люди чудесные, плохих не бывает. Она у нас очень любвеобильная, и это уже другая крайность, приходится корректировать, чтобы она не так уж сильно всех любила. (Смеется.) Нельзя всех целовать, обнимать и гладить. Но такой вот у нас ребенок.

Чудесный ребенок! А вы в какой момент для себя решили, что не все люди одинаково хороши?

Наверное, когда впервые влюбилась. У меня случилась безответная любовь в пионерском лагере. Я из-за угла за эти мальчиком наблюдала, но он был в старшем отряде, и я не осмелилась сказать, что он мне нравится. А потом я услышала, что он некрасиво выражается и ведет себя очень грубо, и всё — прошла любовь. Потому что я влюбилась в образ, придумала его, создала такого принца, наделила качествами, которыми он и близко не обладал. Потому что эндорфины, бабочки в животе — ты не видишь недостатки, все видят, а ты нет. А бывает наоборот. Смотришь на человека: он с виду неприметный, человек себе и человек, и вдруг происходит какая-то жизненная ситуация, когда этот неприметный человек совершает поступок. Ты думаешь: «Боже, никогда бы не подумала, что за этой внешностью скрывается такой прекрасный человечище». Пусть лучше будут люди-сюрпризы в хорошем смысле, чем...

А Мурат был для вас сюрпризом, или вы его придумали?

Думаю, и то и другое. Понятно, что вначале нас связывала влюбленность. Но потом, когда он раскрылся, я полюбила его еще сильнее. А так хорошее всегда идет с плохим вместе. Это как в блюде: немножко соли, немножко сахара, немного горчинки — для баланса. Понятно, что при долгом общении ты узнаешь что-то и не самое приятное. Мы живые люди, а не ангелы во плоти. А поскольку мы спущены на землю, чтобы стать лучше, как я себе представляю, то мы должны потрудиться над своей душой. Для чего мы пришли? С каким-то своим талантом каждый выполняет свою миссию. Миссия Мурата — быть со мной и помогать мне.

Это вы так по умолчанию решили, или он тоже так думает?

Он мне сам как-то сказал: «Меня Бог тебе послал, чтобы я о тебе позаботился, потому что куда ты без меня?!» Это на сцене я такая супергерл. В жизни я не то чтобы беспомощная, просто люблю, когда мне открывают дверь, подают руку, люблю, когда кофе в постель приносят. Это, может, и многие любят, но я прямо в этом нуждаюсь. (Смеется.) На сцене я очень много отдаю, и мне важно, чтобы, когда я прихожу домой, рядом был родной человек, окружающий меня теплом и заботой. Я вообще считаю, что мужчина играет в жизни женщины ключевую роль. Потому что, когда рядом есть заботливый, достойный мужчина, тогда женщина может быть красивой. На ней даже платья хорошо сидят, потому что она не полнеет, чтобы не разочаровать своего мужчину.

А я, наоборот, замечала, что как только девушка выходит замуж, то тут же влезает в джинсы, кроссовки и перестает пользоваться косметикой. Зачем ей? Она уже не в поиске.

И какой финал у этих отношений? Мне кажется, мужчине такая перемена не должна нравиться. Он женился на другой, он ее выбрал, она его тронула. Этот образ теперь всегда с ним, он хочет жить с этим образом. Я прекрасно помню: когда я родила дочку, Мурат принес мне мое фото с «Евровидения» и сказал: «Хочу такую, какую взял. Можно вот так? Можно эту картинку вернуть?»

Интересно, что вы ему ответили?

Ответила, что я тоже так хочу. (Смеется.) Но без труда не выловишь и рыбку из пруда, поэтому стала работать над собой. Было, конечно, непросто, но еще труднее каждый раз поддерживать форму, потому что кругом много соблазнов. Это постоянный труд, а артистка вообще должна планочку не то что держать, а чуть-чуть ее поднимать, потому что за тобой уже очередь... Вкусив однажды успех, ты уже не можешь без него жить, ты уже на подпитке глобальной — хочешь на сцену, чтобы быть самой лучшей, самой красивой. А для этого надо работать, работать, работать.

Вы довольно долго не снимались вместе с Софией для глянцевых журналов. Чего вы опасались?

Например, на вашей съемке, а это была вторая профессиональная съемка в жизни Сони, был такой момент. Она мне на ушко говорит: «Мамочка, знаешь, мне больше нравится, когда я одна снимаюсь». (Смеется.) Она в центре внимания, ее хвалят, ей говорят, какая она красивая. Сонечка у нас кокетка, строила глазки вашему фотографу, всех смешила, купалась в этом, прямо как настоящая артистка. Для маленького человека такие вещи могут быть опасны, поэтому должны быть дозированы, не хочется, чтобы это перерастало в какой-то нарциссизм, когда девочки спят с зеркалом.

Дети в раннем возрасте очень эгоцентричны, им нужно не просто внимание, им необходимо всё внимание мамы. Как вы объясняете ей, почему вы так много работаете?

Я ей постоянно рассказываю, что мамочка работает, что игрушки покупаются на деньги, которые мамочка зарабатывает тяжелым трудом. Я и ее рано начала приучать к труду: «Собери игрушки, тогда мы посмотрим мультик». Очень легко разбаловать, тем более она одна, делиться ни с кем вроде и не надо. Это я из многодетной семьи и всегда знала, что не могу съесть всю малину, потому что, кроме меня, есть еще два брата. Я хочу, чтобы она выросла хорошим человеком, мне это важно. Воспитываю в ней доброту, сопереживание, милосердие, но иногда бываю и строга. Я раньше думала, что всё можно решить только любовью, но нет, порой нужна дисциплина. Нужно иногда так сказать, чтобы ребенок пошевелился.

Когда София понимает, что мама уже не шутит?

У меня есть такая интонация, которая ей не нравится. Она даже просит: «Не говори со мной так противно». Я очень редко включаю эту интонацию, мне самой же потом отходить тяжело, я тоже эмоциональная. Но если это не включать, то тебя уже не существует — есть только она и ее желания. Я уверена, что мой личный опыт поможет мне воспитать в ней прекрасные качества. Дочь должна знать, что я ее лучший друг, что мне можно всё рассказывать. И для меня это тоже школа. Я теперь понимаю, какой подвиг совершают многодетные женщины. У моей мамы было трое детей, она была работающая мама-одиночка. Как это возможно?

Вы по-другому стали к своей маме относиться, когда сами стали мамой?

Конечно, я невероятно благодарна ей за то, что мы выросли здоровыми, что мы росли хоть и не в достатке, но у нас была мама, что мама нас любила. До шести лет она была рядом, это потом я пошла в школу-интернат, но это была вынужденная мера. В интернате у нас было всё: и еда, и одежда, и уход был, какой мог быть в тех условиях. По крайней мере, мы были не на улице.

Вы не бунтовали? Не убегали из интерната?

Нет, мне там было интересно. Убегаешь, когда тебя обижают, а я была любимицей школы. Во-первых, я в первом классе сразу заявила, что буду артисткой, и начала участвовать во всех смотрах самодеятельности. Я начала приносить первые места школе, и меня зауважали, полюбили.

И не было зависти?

Как-то странно, в интернате было меньше зависти и злости.

Может, вы просто не обращали на это внимания?

Возможно, но раньше и дети были добрее. В интернате мы все были сплоченными. Чего нам делить? Мы все вместе ели, вместе спали, ни у кого ничего не было. Я знала, что через год буду носить штаны, которые носит девочка классом старше. Была какая-то уравниловка в этой нужде. Зато мы рано поняли, что в вещах нет ценности. Сегодня у меня одна одежда, завтра будет другая.

Сейчас совершенно другое время: люди страдают вещизмом, зациклены на достатке. София воспитывается в других условиях, нежели вы в свое время.

Поэтому я внушаю ей, что не в этом счастье, что материя не может быть выше души. Мы каждый год собираем игрушки, с которыми она уже не играет, для тех деток, у которых игрушек нет. Для нее это, конечно, каждый раз пытка, периодически она передумывает, но чаще мне удается ее убедить. Сегодня, да, в мире всё встало с ног на голову: нам говорят, что богатые лучше бедных, что богатство — это главное, к чему надо стремиться. Но стремиться надо не к этому, это само собой придет к тебе. Главное — быть полезным миру, что-то сделать, что-то создать, быть человеком, с которым все захотят иметь дело. Если ты научишься любить людей по-настоящему, и у тебя всё будет складываться отлично. Потому что... Что такое любовь к ближнему? Это значит, что ты строишь отношения с человеком по принципу «он — это ты». Возлюби ближнего как самого себя. И тебя тоже полюбят в ответ. Вот Игорь Яковлевич Крутой просто позвонил и сказал: «Я написал для тебя песню. Я хочу тебе ее подарить».

Чудеса случаются только с теми, кто в них верит. Вам так не кажется?

Абсолютно уверена, что чудеса есть, но они открываются не для всех. Не надо притворяться, надо получать удовольствие от жизни, стараться быть добрым, светлым человеком. Это тоже труд. Я к этому пришла путем своих ошибок, анализа, работы над собой. Но мне кажется, что это единственная правильная форма существования — быть искренним, открытым, любящим. Потому что, если ты ведешь себя по-другому, есть опасность проснуться утром и не обнаружить людей рядом. То есть они, может, и будут, и даже много, но они будут такие же фейковые, как и те чувства, которые ты выражаешь. Пока у тебя есть деньги, признание, то кругом друзья... Но иногда случается так, что друзей вдруг нет, никто не звонит.

У вас был такой момент, или это просто ваши умозаключения?

В моей жизни был момент, когда я испытала это чувство. У меня накануне был день рождения, и большое количество друзей поздравляли меня словами: «Ты невероятная. Я твой друг, и ты всегда можешь на меня положиться». И потом случилось какое-то необъяснимое недоразумение, когда на меня незаслуженно навешали какие-то ярлыки, и многие «друзья» от меня отвернулись. Я была вынуждена всё время оправдываться. Хотя за что? За то, что я приняла позицию толерантности, любви ко всем без исключения, за то, что я не делю людей по национальным признакам, по цвету кожи, вероисповеданию... Вот тут и наступил момент истины: я как бы стала немного невыгодной для дружбы. Те люди, которые были со мной еще вчера и говорили мне, какая я невероятная, сразу исчезли. И если бы просто исчезли. Эти люди начали говорить про меня гадости. Я смотрела на эту новую для меня реальность и ничего не понимала. Как? За что? Что я тебе сделала? А они поддались какому-то ажиотажу... Зато я смогла увидеть реальные лица людей, словно они сорвали с себя маски. А как бы я узнала, что они в масках? Обидно то, что я до сих пор не могу понять, чем я их обидела.

Ничем не обидели. Просто вы успешная и красивая, у вас всё хорошо в жизни. Вы судите по себе, а люди разные. Злость, зависть — это же от ущербности.

Да, согласна, нужно быть целостным человеком, чтобы уметь отделять зерна от плевел. Видно, такая была моя плата за успех, видно, взлетела высоко, почувствовала, чего достигла, оторвалась от земли. (Улыбается.) Зато теперь со мной те люди, которые остались рядом в эти дни. Я практически на всех своих концертах говорю: «Добро всегда побеждает зло». Я в это верю, это ведет меня по жизни. Потому что когда-то я могла только мечтать о том, чтобы маленькая часть из того, что произошло в моей жизни, случилась по-настоящему. Когда недавно я выходила на сцену в Санкт-Петербурге, Дэвид Фостер, шестнадцатикратный обладатель «Грэмми», автор песни I Will Always Love You, аккомпанировал мне, а я пела эту песню на сцене. Если бы мне, маленькой девочке из города Кицмань, тогда сказали «Мировая звезда Дэвид Фостер будет играть тебе, а ты будешь петь на сцене песню Уитни Хьюстон», я бы сошла с ума.

Но вы же объявили всем в первом классе, что будете петь. Значит, в вас это было заложено.

Это просто сила желания. Я в это поверила и к этому шла, много для этого трудилась. Иногда мне говорят: «Тебе просто повезло. Вот у меня изначально нет таких условий». Каких таких условий? Надо рвать, идти вперед, верить в свою мечту. А люди опускают руки, сдаются, жалеют себя. У тебя руки-ноги есть? Что не так? Живи, работай, достигай — возможности даны всем. Сколько бы слепой человек отдал за зрение!

У вас на ноябрь запланированы концерты в Лондоне. Желание выступить в британской столице исходило от вас, или вас пригласили?

Это было наше желание, мы обратились к партнерам, и они поверили в эту идею. Да, это потрясающее событие, к которому мы специально готовимся. 26 ноября на сцене Troxy я покажу полноценное шоу «Каролина» с 3D-графикой, балетом, музыкантами, будут различные трюки, исчезновения... До Лондона мы покажем эту программу в Санкт-Петербурге 10 ноября. Вообще этот год у нас был успешным: мы проехали по Америке, были в Германии, в Испании, на юге России, в Прибалтике. Скоро Лондон. И сегодня я близка к своей заветной цели — выступать на лучших площадках мира. Мне хочется выйти на сцену Медисон-сквер-гарден...

И однажды получить «Грэмми»?

Да, но сначала я хотела бы спеть крутую песню, которая бы тронула сердца, и уже как результат — получить «Грэмми». Потому что статуэток мне хватает. Я не хочу сразу конфету, я хочу что-то такое сделать, чтобы конфета стала наградой.

Вы по гороскопу Весы. Вам часто удается найти баланс в жизни?

Моменты, когда я достигаю абсолютной гармонии, очень редки. Но может быть, в этом и есть жизнь, потому что мне никогда не бывает скучно, я всегда в состоянии поиска, преодоления ситуации. Зато во мне нет агрессии, я понимающий человек. Со мной людям легко, потому что я всегда стараюсь войти в положение, понять. Но! Недавно я пришла к выводу, что со мной должны быть только «мои» люди: те, кто разделяет мои ценности, взгляды. Всё должно быть по любви: и работа, и дети, и жизнь. В этом вся прелесть. Пусть это иллюзия, идеал... если бы всё было по любви, каким прекрасным был бы наш мир. Но ты же сам создаешь свое счастье. Если сегодня ты не находишься там, где бы ты хотел быть, ответ надо искать в себе. Значит, работай и начни сегодня же. Я в это верю, я этим живу.

Стиль: Полина Шабельникова. Прически: Наталья Фомичева