Михаил Пореченков: «Своим детям я говорю: «Не расслабляйтесь!»

Больше сотни ролей в кино, десятки сыгранных персонажей на сцене и миллионы поклонников по всей России – вся эта высшая математика о Михаиле Пореченкове. В свои 54 года он остается очень востребованным артистом. Уже 20 ноября на ТНТ стартует третий сезон «Полярного» – популярного сериала, разумеется, с Пореченковым. Его герой Витя Мясник в 90-е был бандитом, потом завязал с преступным бизнесом, но столкнувшись снова с бывшими дружками, был вынужден бежать на север и осесть в маленьком городе Полярном. Там он стал уважаемым членом общества, а в новых сериях даже займет высокий пост. Что ждать от Вити, и от самого Михаила в ближайшее время, мы и выяснили в интервью.

Говорят, что в новом сезоне Витя Мясник станет мэром Полярного. Как это его изменит?

У него появятся новые обязанности, причем такие, от которых может разболеться голова. Но, как человек Витя останется таким же, как мы его все знаем – лихим парнем из 90-х, но верящим в справедливость. Он за то, что всё было по совести, даже если по совести – это не всегда в рамках закона.

Хороший ли мэр получится из Вити?

Я считаю, что каждый своим делом должен заниматься, а это совершенно точно не его. У Вити другие таланты, а талантливым во всём быть нельзя, кто бы что не говорил. Да и дело же не только в каких-то природных склонностях. Думаю, что человек должен получить специальную подготовку в сфере, которой собирается заниматься. Но, в случае Вити, он же сам не хотел идти в мэры, просто так получилось.

А если бы вам выпал шанс, чтобы «так получилось»?   

Нет, я же говорю, что каждый своим делом должен заниматься. У меня есть профессия, и я должен делать эту работу максимально хорошо. А тут и бумажки, и необходимость постоянно что-то решать, общаться, плюс сумасшедшая ответственность. Я бы в мэры точно не пошел. 

С какими еще сложностями столкнется ваш герой?

У Вити теперь есть жена, ребенок, а также теща. Вот с ней он и будет искать общий язык, что, как мы все знаем, бывает очень и очень не просто. Посмотрим, насколько успешно у него это получится. 

Витя только стал отцом. А вы уже папа со стажем, у вас пятеро взрослых детей. Что нового вы о себе узнали благодаря детям?

Насколько терпеливым я могу быть! Дети вырабатывают в нас терпение, потому что в разном возрасте с ними бывают разные сложности. Но самое главное – их нужно по-настоящему любить! 

Есть ли что-то, что вы вот прямо совершенно не понимаете в молодом поколении? 

Мы же все хотим, чтобы дети прислушивались к нашим советам. Но нередко кажется, будто их уши закрыты, они глухи к тому, что говорят родители. Не думаю, что нужно нудеть: «Вот, если ты так поступишь, будет только хуже». Я стараюсь придерживаться тактики индейца. Это значит, что я говорю не тебе, но уши у тебя есть, и ты сможешь услышать то, что принесет ветер. 

Поэтично!

Да, и это работает лучше, чем любые «Ты должен! Ты обязан!». Лучше говорить с ветром, а уж он что-то донесет, ведь у детей всегда есть своя система неприятия. Я же всегда стараюсь использовать какие-то картинки, живые образы в словах, примеры из собственной жизни. Могу объяснить, как получилось, каким был финал ситуации, а ребенок уже делает свои выводы или не делает. Решение будет его, но велика вероятность, что он все-таки пойдет в нужном направлении.  

Что-нибудь из собственного воспитания вы стараетесь передать? 

Да, конечно, именно об этом я и говорю. Знаете, у нас же нет других систем, чем тех, в которых были воспитаны сами. Например, у меня был любимый педагог Вениамин Михайлович Фильштинский. В юности я думал, что никогда таким не буду: не стану заставлять студентов делать бесконечные этюды, пытаться найти смыслы, напрягаться. Нет, я буду таким простым… Да ничего подобного! Когда пришло время, выяснилось, что другой системы нет, и я занимаюсь ровно тем же, разговариваю так же, как это делали мои педагоги. А также заставляю по сто раз что-то повторять, пока это не придет.  

А вы сейчас преподаете? 

Не на постоянной основе, но иногда меня просят провести мастер-классы для студентов, и я соглашаюсь. Как раз говорю им, что нужно делать разборы, думать своей головой, о чём материал, какие смыслы. У меня такие же приемы, как у Вениамина Михайловича. С родителями история похожа. Моя мама всегда говорила: «Думай головой, но доверяй сердцу! Надейся на лучшее, но готовься к худшему». 

Это прямо девизы! 

Да, но именно так и было. Своим детям я тоже говорю: «Не расслабляйтесь!». Вас ждет сложная, напряженная, но возможно очень интересная жизнь. А пройдет она очень быстро. Даже не заметишь, а потом рааааааааааз – и пора на пенсию! Будьте добры, работайте, учитесь, дерзайте, познавайте себя и мир вокруг. И любите – вот, что главное! Всё же, чтобы с детьми разговаривать, их нужно любить! Мои родители меня очень любили, оберегали, но вместе с тем давали возможность совершать собственные ошибки. Слава Богу, не фатальные! А я еще считаю важным сказать спасибо Господу за то, что он меня ведет и направляет на пути. Я в этом не секунды не сомневаюсь. 

Вы уже больше двадцати лет играете на сцене МХТ им. А.П.Чехова. Знаете, недавно художественный руководитель театра и ваш хороший друг Константин Хабенский давал интервью нашему журналу, где он назвал сегодняшний театр «сообществом любителей винила». В том смысле, что сейчас, когда в постоянном доступе есть кино, сериалы, Youtube, смотреть спектакли на сцене – это всё равно, что слушать музыку на виниле. Как вам эта формулировка? Согласитесь ли вы с ней?

Я в принципе не собираюсь противоречить своему руководителю (улыбается). Со своей стороны добавлю только, что театр – это база. Да, некоторые люди думают, что в наше время это уже какая-то архаика, но нет, дорогие мои, это база! Мой сын сейчас учится во ВГИКе на режиссера, дочь – в Школе-студии МХАТ, и я всегда им рекомендую смотреть советские картины. Там тоже очень мощная актерская база, которой сейчас практически не учат. Стало много поверхностного, а в актерской работе важно и нужно глубоко нырять, вытаскивать из себя сложные эмоции. И вот как старые фильмы – это база, так же можно сказать и про театр. Он складывается из великой драматургии, литературы, где находятся судьбы, характеры и ситуации, требующие максимальных эмоциональных затрат и понимания себя. 

Как вы сейчас воспринимаете свой родной театр МХТ им. А.П.Чехова?

Считаю, что это это величайший театр на планете. Это не просто сцена с историей, но и прекрасная труппа, где много талантливой молодежи. Про художественный потенциал даже не говорю, он огромен.  

Допустим, есть человек, который никогда не был в самом великом театре планеты, МХТ им. А.П.Чехова. На какой спектакль ему стоит купить билет?

Он может смело идти на все спектакли. Думаю, что каждый найдет что-то свое. Кому-то ближе классика, кому-то более современные спектакли, которые идут на Новой или Малой сценах. Еще сейчас существует экспериментальный «Артхаб», где молодые режиссеры пробуют свои силы. Поэтому у нас великое разнообразие. 

Знаете, у меня есть такое ощущение, что публика зачастую совсем не готова воспринимать современные спектакли…

Нет, я не согласен! Во-первых, на каждом спектакле своя публика. Во-вторых, зрителя тоже нужно воспитывать! Приучать его к театру, к языку, к тем событиям, которые происходят. Спектакли можно делать в разной стилистике. Может быть, что угодно, но нужно обязательно давать публике разнообразную пищу для ума и сердца.