Эльчин Азизов: «Надо обязательно пробовать и искать свое предназначение в жизни! Никогда не поздно!»

История успеха народного артиста Азербайджана, солиста оперной труппы Большого театра России Эльчина Азизова невероятная и захватывающая. Она вдохновляет и показывает, что смелость необходима для того, чтобы найти свое предназначение, а упорство и преданность приводят нас туда, где мы искренне хотим и должны быть.

Эльчин, у вас уникальный путь в мире оперы. Начав профессионально заниматься вокалом в 30 лет, уже через три года вы стали солистом Большого театра России. Расскажите, как это произошло? 

Да, действительно, мой путь можно назвать уникальным. По образованию я кинорежиссер. До начала своей оперной карьеры я много чем занимался: работал по специальности, был ресторатором в Баку, да и вообще перепробовал много разных профессий. Отдельно хочу сказать про КВН и участие в легендарной команде «Парни из Баку», ставшей обладателем Суперкубка XX века и получившей звание лучшей команды КВН XX века! То была совсем другая жизнь, и я благодарен ей за всё, за то, каким я стал! В 30 лет я принял важное для себя решение: прислушался к себе, оставил прошлую жизнь и шагнул в новую! Я окунулся в мир оперы, который оказался для меня очень близким, очень важным и необходимым.

Моя оперная карьера развивалась очень быстро. Если говорить коротко, то после трех лет упорных, каждодневных занятий в Европе, Азербайджане и Москве я был принят солистом в штат Большого театра! Для меня Большой театр – это, не побоюсь этих слов, святые стены, это театр, который в меня поверил, который дал мне шанс, которому я служу и стараюсь быть достойным его уже 16-й сезон. Говорю сейчас абсолютно честно – каждый день, когда я прихожу на работу, репетирую, выхожу на Историческую и Новую сцену, – безумно важный и ответственный! 

До того, как принять столь важное решение и изменить свою жизнь, какое место в вашей жизни занимала музыка?

Безусловно, музыка присутствовала в моей жизни с раннего детства. Помню, как ставил пластинки с классической музыкой, брал карандаш в руки и имитировал дирижера. Я никогда не планировал и не мечтал им стать, но, определенно, уже тогда мир классической музыки меня интересовал. Достаточно рано я начал посещать Дворец пионеров и школьников имени Юрия Гагарина, где был солистом детского хора «Джуджалярим» вплоть до мутации голоса. 
Решение посвятить себе музыке не было спонтанным — скорее, оно было логичным. Мне часто говорили, что мне стоит заниматься вокалом, но до определенного времени я не воспринимал эти советы всерьез, так как были совсем другие интересы. Вообще, конечно, я всегда много пел: для себя, для друзей на свадьбах и днях рождениях, но всё это было не профессионально, хотя и очень достойно.

Пророческим стал номер в КВН «Три тенора» где я изображал Лучано Паваротти, а мои коллеги — Пласидо Доминго и Хосе Каррераса. Было очень смешно, когда спустя много лет, оказавшись с Маэстро Доминго на репетиции спектакля, где он был дирижером, я всё думал, как бы ему показать этот номер и объяснить, чем я занимался до оперы. 

В начале вашей карьеры был ли у вас план? Чего вы хотели достичь? 

Я всегда хотел достичь чего-то масштабного, серьезного и с детства мечтал оставить значимый след в жизни. Я осознавал, что путь будет тернистым и трудным, но судьба и невидимая рука Всевышнего каждый раз давали мне повод удивляться и понимать, что всё возможно, и путь может быть гораздо проще, и можно быстрее и увереннее двигаться вперед. Происходящие в моей жизни события нередко даже опережали мои планы и мои мысли. Конечно же, были сложные моменты, но именно они и заставляли меня работать над собой всё время, постоянно совершенствоваться. Все мои действия, даже самые маленькие шаги, всегда давали свои плоды. В начале пути всё происходило гораздо лучше, чем я себе представлял. Наверное, то, что предначертано, то и происходило. Всё так, как должно быть!

Театр — это очень сложный живой организм. Артисты — люди ранимые и при этом амбициозные. Можете вспомнить, как вас встретили коллеги? 

Я думаю, что любой коллектив, не только театр — достаточно сложный организм. Творческие люди, конечно, более эмоциональные, более тонкие, более, скажем так, подверженные каким-то стрессам. С этой точки зрения коллектив в театре действительно выделяется. Возможно, и были люди, которые не были в восторге от того, что появился вот такой вот экстерном быстро идущий вокалист, и я понимал, что это могло раздражать и вызывать вопросы, но у меня всегда стояла задача в первую очередь быть достойным! Каждый день, на каждой репетиции или спектакле мне важно доказывать самому себе свою собственную состоятельность, быть уверенным в том, что я на своем месте, там, где должен быть. С этим ощущением я каждый день служу в театре! Сейчас никто даже не вспомнит про то, как я начинал.

Мой самый первый спектакль в Большом театре был «Иоланта» П.И.Чайковского, в котором партию короля Рене исполнял народный артист России Владимир Анатольевич Моторин. В этой опере мы выходим на сцену одновременно, и, увидев мои переживания, Владимир Анатольевич просто взял меня за руку и сказал: сейчас всё будет, ты только смотри аккуратнее, нам еще всем петь после тебя. Не затми нас. 

Я всегда буду безумно благодарен ему за эту шутку. Она меня расслабила. Такая поддержка оказалась очень нужной в тот момент и действительно была важной, очень важной для меня! Со своей стороны, сейчас я также стараюсь поддерживать молодых исполнителей, которые выходят на сцену в первый раз.

Наверное, стоит отметить, что я пришел в профессию в зрелом возрасте с конкретным жизненным опытом, который мне позволял и помогал правильно адаптироваться и находить нужные точки соприкосновения с коллегами, но самое главное, что я был убедителен в том, что делал на сцене, и поэтому лишние разговоры, даже если таковые были в самом начале, быстро прекратились.

С самого начала вашего уникального пути фокус был только на опере. Но сейчас вы поете и в других музыкальных жанрах. С чем это связано? 

Не скажу, что это что-то новое для меня. Я и раньше пробовал себя в других музыкальных жанрах, а сейчас, видимо, настало время и есть желание. Был определенный толчок, который показал, что это получается — и получается достаточно хорошо. Поэтому, почему бы и нет? Расширяя свой репертуар, я расширяю аудиторию: меня узнают и слушают люди, далекие от оперы. Через меня они начинают ею интересоваться и в итоге приходят на спектакли и окунаются в новый и прекрасный для себя мир — мир оперы и классической музыки... И, вообще, я всегда любил пробовать и экспериментировать. Делаю это с большим интересом, но очень аккуратно.

Кроме оперы, какой музыкальный стиль вам близок? 

Мне близка советская классическая эстрада или просто академическая эстрада, в которой есть и элементы джаза, и твиста, и многих других музыкальных направлений. Эти песни действительно очень мелодичные и с хорошими правильными текстами. Даже в самых, казалось бы, простых композициях присутствует невероятно глубокий смысл, потому что раньше придавалось огромное значение каждому слову, каждой букве. Думаю, именно поэтому мне это и близко. Мне важно, о чём я пою! Мне важен смысл! 

Недавно Вы приняли участие в 4 сезоне шоу «Маска» на НТВ. В вокальном плане вы себя «открыли» с новой стороны? Вам понравилось?

Я не считаю, что в вокальном плане раскрыл себя с новой стороны, так как в КВН мы баловались и не так и получали огромное удовольствие. Мы шутили, экспериментировали над голосом и с голосами, но проект «Маска» — это, конечно, нечто особенное, прекрасное и замечательное. Я с большим удовольствием, с нежностью, с радостью и трепетом вспоминаю каждый эфир, репетицию, каждую съемку и запись. Это шоу уникальное! Надевая маску, артист способен на многое и однозначно может найти новые интересные грани своей творческой личности, о которых сам, возможно, и не подозревал. Участие в шоу «Маска» было очень интересным и, признаюсь, сложным. Абсолютно новые эмоции для меня! Так получилось, что у Великолепного Мандрила появилось много поклонников, а вот уже потом, после завершения шоу, часть из них стала поклонниками Эльчина Азизова — оперного певца и исполнителя популярных песен. Это все безумно приятно.

Вы также приняли участие в программе НТВ «Квартирник у Маргулиса», где исполнили репертуар Муслима Магомаева. Считаете ли вы, что в современном мире его музыка нужна, важна, актуальна?

«Квартирник» — тоже очень важный и новый опыт для меня. С чего всё началось? Был эфир, посвященный потрясающему актеру Александру Абдулову, с которым я имел счастье общаться, и на том квартирнике я исполнил его любимую композицию «Луч солнца золотого» из «Бременских музыкантов». После этого родился интересный проект, посвященный творчеству Муслима Магомаева, которого, к сожалению, нет с нами уже 15 лет. Считаю, было очень важно отдать дань Маэстро, вспомнить его жизнь, исполнить его репертуар в новом, скажем так, прочтении и звучании, и для меня это было очень почетно. Скажу честно, до этого я не брался за этот репертуар. Меня всегда преследовала мысль о том, что волей-неволей, люди всё равно будут сравнивать, и во время съемки я сразу попросил зрителей (в эфир это не вошло) не делать этого, так как это не нужно, да и просто нельзя! Мы наслаждались и чувствовали, насколько красивы и прекрасны эти песни, знакомые и любимые с ранних лет. Мне посчастливилось работать над этой программой с замечательными музыкантами, которые отозвались и, так же, как и я, получали истинное удовольствие. Квартирник получился потрясающий! Реакция публики непосредственно на записи программы, да и после эфира, опять же, дала понимание того, что репертуар Магомаева и сегодня отзывается в сердцах людей, он актуальный и нужный!  

С профессиональной точки зрения, есть ли разница в работе голоса, когда вы поете оперу и когда вы поете эстраду?

Безусловно, с профессиональной точки зрения есть колоссальная разница, и, положа руку на сердце, для оперного певца это достаточно вредная история, поэтому нужно быть максимально аккуратным. Оперный вокал требует особой техники и контроля голоса, который нарабатывается многолетним обучением. В эстраде же звуки издаются совсем иначе и, если не соблюдать некий баланс, то качество оперного вокала может измениться не в лучшую сторону.
Если говорить про оперу, то в ней голос передает музыкальный сюжет и обязательно выражает эмоции персонажей. В опере очень важна способность актерски выразить характер и чувства конкретного персонажа в конкретной сцене. На сцене Большого театра я работаю с разнообразными эмоциональными состояниями, которые передаю через свой голос. В эстраде голос также используется для передачи сюжета песни, но вот эмоции идут от самого исполнителя, а не от героя. Акцент делается более на искусстве интерпретации и передаче текста, чем на актерском искусстве. 

На самом деле, мне кажется, что именно оперная школа пения с ее глубоким владением актерским и музыкальным искусством, позволяет мне более эмоционально и убедительно петь классическую эстраду.  

Есть ли разница, когда вы поете без микрофона и в микрофон? 

Да, конечно, разница огромная. Если честно, мне труднее петь с микрофоном, потому что я вынужден контролировать свои вокальные оперные привычки: сдерживать напор голоса и его мощь. Представьте: на сцене Большого театра, в этом огромном зале я пою вживую, без какой-либо подзвучки, и даже на самых дальних рядах и самых высоких ярусах слышно каждое слово. Конечно, акустика в театре потрясающая, но дело не только в этом. Оперный вокал — это определенное владение голосовым аппаратом, которое позволяет вот так петь. Петь в микрофон — совсем другие ощущения, для меня непривычные, но при этом очень интересные. Однозначно, это отдельный навык, которому надо учиться. Помимо разницы в работе голоса приходится еще думать и о самом микрофоне в руках. С ним надо стать единым целым, чтобы всё получилось красиво и достойно.

На каком языке вы предпочитаете петь и почему?

На оперной сцене для меня есть два основных языка, от которых я получаю колоссальнейшее удовольствие — это русский и итальянский. В русской опере музыка идет через слово, в итальянской, наоборот, слово через музыку. Но на самом деле это очень, очень близко друг к другу. В моем оперном репертуаре как раз больше всего русских и итальянских опер. Если мы говорим про классическую эстраду, то я предпочитаю петь на русском. Как я уже говорил выше, мне важны слова и их смысл. На английском я пою мало, возможно потому, что не знаю его в совершенстве, или потому, что он по своей энергетике мне менее близок. Итальянский я тоже не знаю в совершенстве, но с ним у меня какая-то удивительная связь — я его чувствую и поэтому пою, как на родном языке. 

Музыка, вокал несут социальную направленность? Чувствуете ли вы свою ответственность перед зрителями, перед обществом?

Однозначно — несет и очень развивает. Это так же, как классическая литература и изобразительное искусство. Правильная, хорошая музыка помогает человеку разобраться во многих вопросах. Своей вибрацией она проникает очень глубоко в сознание человека и затрагивает разные струны души. Непосредственно опера позволяет людям приходить в театр и на три, четыре часа погружаться в абсолютно другой мир. В мир,где нет их личных проблем, где нет каких-то забот, мыслей, беспокойств. За эти три часа человек отдает себя прекрасному. Да, большая часть опер не имеет счастливого конца, но каждая из них невольно, подсознательно заставляет анализировать, думать и понимать, насколько всё в этой жизни циклично, насколько всё повторяется, насколько на самом деле люди во все времена одинаковые или разные. Каждый находит в этом что-то свое. То, что опера и непосредственно музыка несет очень большую, важную миссию — безусловно. И я как оперный певец очень ответственно отношусь к этому, ведь, по сути, я проводник. Знаю наверняка — музыка лечит, как в прямом, так и в переносном смысле и, вообще, музыка — один из элементов нашего спасения.

Эльчин, оглядываясь назад, что вы можете сказать сейчас, будучи уже состоявшимся оперным певцом с мировой славой о вашем решении кардинально изменить свою жизнь?

Оглядываясь назад, я понимаю, что мое решение, каким бы сумасшедшим и рискованным оно ни было, дало мне возможность найти и развить тот талант, которым меня наделил Всевышний! Я нашел себя в той профессии, в которой могу раскрыться в полном объеме и с помощью которой могу приносить пользу, радость и положительные эмоции окружающим. Искренне верю в то, что надо обязательно пробовать, экспериментировать и искать свое предназначение в жизни. Моя история не единственный пример того, что люди меняли свою профессию в 30, 40, 50 и даже 60 лет. Никогда не поздно! Если есть желание и силы, надо обязательно действовать, чтобы потом не сожалеть. Как говорил Конфуций — «Найдите работу, в которую влюбитесь, и вам больше не придется трудиться ни одного дня в жизни».