Валерий Тодоровский: В «Движении»

В Омске проходит 4-й Национальный кинофестиваль дебютов «Движение» (с 26 по 30 апреля).

Игорь Скобелев

Жюри соревновательной секции, состоящей из премьерных лент молодых российских кинематографистов, возглавил режиссер, сценарист и продюсер Валерий Тодоровский.

Как нынче приглашают в председатели жюри?

Позвонила Полина Зуева, генеральный продюсер фестиваля, и предложила. Я подумал: четвертый год существует фестиваль, все его хвалят, а я на нем еще не был. Тем более это фестиваль дебютов — значит, я посмотрю фильмы молодых режиссеров, узнаю новые имена. В общем, я недолго размышлял.

Вам правда это интересно? Наверняка же в Омске бывали не раз, там сейчас холоднее, чем в Москве, да и первые киноопыты неофитов вам, должно быть, уже наскучили...

Нет-нет, что вы! Во-первых, я никогда не был в Омске, я в своей жизни далеко не все места еще объехал. Во-вторых, кого смотреть, если не молодых режиссеров? Я же работаю продюсером, и мне необходимо быть в курсе того, что происходит в профессии. А прочие фестивальные радости — ну дай бог, чтобы они были, но это не главная причина, почему я туда поеду.

Как вы определяете, что, например, этот молодой автор талантлив и с ним можно посотрудничать?

Нельзя сказать, что талантливые режиссеры у нас появляются пачками, поэтому те люди, что заявляют о себе, расхватываются мгновенно. Смотришь фильм: если он нравится, то встречаешься с автором, общаешься, пытаешься понять, что у вас общего — в кино или в жизни. Это же не только работа, но еще и человеческие отношения.

Как вам кажется, насколько тяжело молодым людям в наше время в эту профессию войти и, что еще важнее, в ней закрепиться?

Вне зависимости от кризиса сегодня прекрасное время: фактически человек может показать пятиминутную работу и, если она талантливая, получить шансы развиваться. В этом смысле в нашей киноиндустрии большой кадровый голод, поэтому каждый новый человек, который что-то может предложить, уже на вес золота. Другой вопрос, что, кроме таланта, должны быть и профессиональные качества: адекватность, умение понять, что и сколько стоит. Что снимать, как снимать, за сколько снимать?.. Но в целом время сейчас нормальное.

Вы наверняка бывали на кинофестивалях в юности, даже в детстве, когда снялись в кино как актер. Какими фестивали были тогда и какие они сейчас?

Ну, актер — это громко сказано: я один раз в жизни снялся (фильм Юлия Райзмана «Странная женщина». — Прим. ОК!) и на этом закончил актерскую карьеру, к счастью. Ездить я начал, когда вырос и стал снимать фильмы. С этими фильмами меня и приглашали. Не думаю, что что-то глобально изменилось. И в 90-е годы, при всей бедности и некотором хаосе, в котором мы жили, на этих фестивалях царил в чем-то наивный, но романтический дух: люди там братались, у всех было ожидание великого будущего. Фильмов снимали немного, в какие-то годы вообще ничего не было, но всё равно фестиваль превращался во встречу одной большой семьи. Сейчас этот романтический, почти семейный дух исчез, зато ему на смену пришла профессиональная, деловая и очень внятная атмосфера. Если вспомнить тот же «Кинотавр» 90-х, то все сидели выпивали и на фильмы никто не ходил. А потом в какой-то момент выяснилось, что все хотят ходить на просмотры. И это был серьезный поворот: все стали понимать, что дружба дружбой, но есть кино, ради которого мы все и приехали. Сейчас фестивали более заточены под цель. А цель эта — показать новое кино, оценить его.

Нередко у режиссеров, которые соглашаются участвовать в жюри, шкурный интерес: таким образом они хотят привлечь внимание к своему свежему проекту, продвинуть его.

У меня нет шкурного интереса. Мне ничего не надо продвигать на фестивале «Движение».

И даже вашего нового фильма «Большой» это не касается?

Нет, он не готов еще. Хотя я активно им занимаюсь. Сейчас это дело моей жизни. Но говорить о нем пока еще рано.

Тогда давайте поговорим про сценариста этой картины Анастасию Пальчикову. Сотрудничество с вами, снятый Анной Меликян по ее сценариям сериал «Квартет» для ТНТ и короткометражка «8», которую тоже показывают на этом «Движении», не говоря о ее музыкальном творчестве — группе «суХие»… Это, видимо, как раз наглядный пример таланта, который нарасхват?

Мне про нее рассказал кто-то из моих редакторов. Я, конечно, почитал ее работы. Затем мы встретились, попили чаю, обсудили идеи и потихоньку начали сотрудничать. Уверен, «Большой» — это не единственный наш проект и скоро мы начнем делать что-то новое. То, что Настя поет в группе, это отдельная сторона ее жизни, которой я восхищаюсь. Важно то, что она мой человек. Когда я говорю «мой», это означает, что мне с ней легко, мы хорошо понимаем друг друга. И это действительно пример того, как девушка, сценаристка, становится востребованной. К ней, я так понимаю, стоит очередь, а еще пару лет назад ее мало кто знал. И это как раз к разговору о том, имеет ли смысл что-то делать в индустрии. Имеет.

Еще спрошу про ваш новый фильм. Сейчас много снимают про балет.

Много?

«Матильда» Алексея Учителя, «После тебя» Анны Матисон... Хотя вспоминается и сценарий «Виллисы» Юрия Короткова…

Юра писал его двадцать пять лет назад…

Да, и тогда, и сейчас это были истории о том, что талант всё преодолеет и всё победит.

Фильмы про балет — разные, нельзя сказать, что они все устроены одинаково. Но вообще занятие творчеством — это всегда история жертв и разочарований, препятствий, которые нужно преодолеть. Что касается балета, то, мне кажется, это очень красивый мир, в который мне всегда хотелось окунуться. Я окунулся и не жалею.

Есть стереотипное мнение о балете: многие считают, что в нем много коварства. Что бы вы сказали в этом смысле про мир кино?

Сравнивать градусы коварства не буду, но да, балет — мир конкурентный. И мир кино тоже, но не настолько. В балете очень короткая жизнь. Люди к сорока годам уходят. В кино люди часто к сорока годам только приходят. Поэтому мы такой санаторий, по сравнению с балетом. Но я бы не сказал, что балет — это сплошные ужасы, ревность и злость. В первую очередь это дикий труд, итогом которого становится настоящее волшебство на сцене. А всё остальное никого не должно касаться. Вообще Россия ведь очень балетная страна, а фильмов про балет за последние пятьдесят лет снято очень мало.

В России 2016-й объявлен Годом кино. В чем для вас это выражается?

Не знаю. Я не очень это понимаю и никак это не чувствую. Единственное, что меня здесь радует, это то, что раз государство объявляет Год кино, то государство к кино относится всерьез. За это государству спасибо.