Интервью с Дарьей Чарушей и Ильей Найшуллером

С супругами Дашей Чарушей и Ильей Найшуллером мы встретились солнечным днем в лобби отеля W Hollywood в Лос-Анджелесе.

Lila Serezhkina

Яркие, амбициозные, они олицетворяют новое поколение якки, иными словами поколение молодых городских креативщиков. Сегодня Найшуллер — один из самых востребованных молодых режиссеров, а его дебютный полнометражный фильм «Хардкор» и послужил поводом для нашей встречи

Через несколько дней после нашей встречи ребята улетели в Техас на премьеру «Хардкора» на одном из самых культовых кинофестивалей: SXSW в Остине. Мировая премьера фильма осенью прошлого года в Торонто, на одном из самых важных кинофорумов, неизменно собирающих в своих залах боссов мирового кинобизнеса, принесла его создателям и признание критиков, и коммерческий успех. В эти выходные фильм выходит на экраны одновременно в США и России, что само по себе уже является беспрецедентным событием для российской киноиндустрии.

Вы, Илья, впервые сели в кресло режиссера полного метра, а Даша написала музыку для фильма. Это ваша первая совместная работа?

Илья: Даша сыграла вступление и спела в клипе Bad Motherfucker моей группы Biting Elbows, получилось очень неплохо. Так что это наша вторая совместная работа. Мы не можем дома взять инструменты и поиграть, меня это бесит. Изначально музыку к фильму «Хардкор» должен был писать известный голливудский композитор, но мы не стали ждать, когда он закончит работу над своим очередным проектом. Мне нужна была оригинальная музыка, и, прослушав порядка тридцати местных композиторов, я понял, что музыка Даши будет оригинальнее и круче.

Даша: Илья настаивал — я сопротивлялась. Хотя я не первый год пишу музыку для кино, мне было очень страшно. Я понимала, что мне предстоит, ведь я никогда не работала в этом жанре.

И.: Ничего страшного, наши режиссеры-постановщики тоже никогда не делали научную фантастику.

Д.: Эти восемь месяцев работы, конечно, сделали меня совершенно другим человеком. Но я благодарна! На самом деле, всё, что мы делаем вместе, получается хорошо. Надеюсь, что и дальше так же будет.

Готовясь к нашей встрече, я поймала себя на мысли, что вашу пару вполне можно назвать power couple. В американских СМИ так называют известные пары, в которых и мужчина, и женщина добились успеха, причем каждый на своем поле. А у вас эти поля пересекаются: вы, Даша, пришли из кино в музыку, а вы, Илья, из музыки в кино.

И.: Музыка для меня всегда была развлечением, а не основным занятием. Мне очень повезло, что было такое хобби, одно потянуло за собой другое.

Д.: Я изначально была музыкантом. Это мое первое образование, я всю жизнь хотела быть концертирующей пианисткой, но жизнь немножко иначе сложилась. В кино я попала совершенно случайно. Я барахталась, барахталась и в какой-то момент поняла, что меня как вытолкнуло в кино, так и вытолкнуло в музыку.

И.: Я всегда делаю то, что делаю, но без Даши это делать было бы намного сложнее.

Даша — муза?

И.: Я бы сказал, Даша — больше чем муза. Даша — энергия.

Д.: Есть люди, которые, встречаясь, складываются в очень правильный пазл, и начинается необратимая химическая реакция, появляется фантастическое движение вперед. И речь не обязательно о карьерных успехах. По отдельности, скорее всего, у нас тоже всё сложилось бы неплохо, но это была бы уже совсем другая история. Вообще успех — это когда человек занимается тем, что он любит, когда он счастлив и ни с кем в этом не соревнуется…

И.: Мне кажется, всегда происходит соревнование.

Д.: Соревнование всё равно ни к чему не приводит. Ты ни в чем ни с кем не соревновался, и поэтому твой результат ни на что не похож. Как только начинаешь соревноваться, пытаешься занять место кого-то другого, и ты обречен на неудачу, потому что оно уже занято.

Вы познакомились на съемочной площадке фильма Роланда Жоффе «Ты и я». Когда вы поняли, что действительно друг другу интересны?

И.: Я был абсолютно уверен, что we’re in one league, не знаю, как сказать это по-русски. Это ощущение было абсолютно точным. Я был ассистентом режиссера, а Даша актрисой, и она только что появилась на обложке журнала Maxim… Как я мог себя чувствовать? Даша, расскажи, как это было с твоей стороны, это интересно.

Д.: Илья мне сразу понравился, он попадает абсолютно во все галочки моего типажа. Я не могу себе представить мужчину, который был бы физически для меня более привлекательным. Высокий, бледный, с узким лицом, с копной черных волос, с тонкой костью, с длинными руками, ногами… Когда я спросила у ассистентки, как познакомиться с Найшуллером, она мне ответила: «Не подходи к нему, он такой заносчивый!» Поэтому я особенно как-то и не пыталась.

Вы начали встречаться намного позже вашего знакомства?

Д.: Я целый год пыталась вытащить Илью на свидание, а он не соглашался.

И.: Я просто не понимал, что это свидание. Женская черта — предполагать, что мужчина всё понимает, в то время как мужчина и понятия не имеет, что происходит. У меня над головой пролетали все эти звонки, эсэмэски, а я думал: «Наверное, просто пишет». У меня не было мысли, что за всем этим был какой-то посыл.

А как прошло ваше первое свидание?

И.: В кино, мы смотрели первую часть «Кунг-фу Панды». Когда вышла вторая часть, я вспомнил, как мы смотрели первую.

Д.: Да, мы отсчитываем наши отношения выходами «Кунг-фу Панды». (Смеется.)

Так в этом году у вас была уже третья «Панда»?

И.: Да, уже третья. Потом мы долго сидели в «Старлайте» на Октябрьской и очень много разговаривали. Не помню точно, сколько, помню, что это было значительно дольше, чем можно было просто разговаривать. Мы там сидели часов пять.

Д.: Больше.

Сейчас вы по-прежнему много разговариваете?

И.: Я замечаю, что когда мне хорошо, все должны знать, что мне хорошо, и когда мне плохо, все должны знать, что мне плохо. Радостными новостями я стараюсь делиться с друзьями, не буду же я грузить их плохими. Поэтому всё обсуждаю с Дашей.

А о чем еще вы говорите?

И.: Я думаю, что за последние три года я замучил Дашу разговорами про «Хардкор». Это абсолютно точно, потому что у меня больше ничего нет. У меня есть «Хардкор», и всё.

Боюсь спросить, о чем вы будете говорить в апреле, когда «Хардкор» выйдет в прокат.

Д.: Как о чем? О рецензиях. (Смеется.) Для меня это тоже большой проект, и мне важно, что у Ильи всё получается. Вся история с Ильей доказывает, что чудеса случаются, но при этом чудеса не могут быть беспочвенными. Главное — быть смелым, мне кажется, основные провалы происходят из-за того, что люди недостаточно смелые. Они не могут реализоваться из-за консерватизма и страха провала.

История вашего фильма, честно говоря, беспрецедентна!

И.: Первого апреля исполнилось ровно три года, как мы решили его делать. Для Голливуда это очень долго. Там работают над полнометражным фильмом года два: например, выходит вторая часть «Мстителей», а через пару лет — продолжение. Наш путь был объективно неправильным, но я понимаю, что неправильным он был с точки зрения стандартного понимания того, как делают кино. Это фильм абсолютно не стандартный и не классический, этим оправдан долгий и тернистый путь его создания.

Вы, Илья, видимо, еще и перфекционист?

И.: Абсолютный. Я и сейчас недоволен, я бы еще потратил время на доработку картины, но у всех уже заканчивается терпение. Мне сказали: «Илья, в следующий раз ты будешь трогать этот фильм только на десятилетней годовщине его выхода».

У вас обоих прошлый год получился каким-то космическим. У Ильи — ошеломительный успех в Торонто, у вас, Даша, был контракт с продюсерским центром Василия Вакуленко Gazgolder. Если я не ошибаюсь, вы — первый музыкант этого лейбла, который работает не в их жанре?

И.: Это же метка хорошего лейбла, людей, которые широко мыслят: им плевать, что я исполняю не рэп. Очень просто: Васе нравится — Вася выпускает.

Д: Когда мы выпустили видео «16», оно появилось в куче разных пабликов. Ребята из Gazgolder его посмотрели, им понравилось, и они начали гуглить, что у меня еще есть. И увидели «Космос» — Вася сказал, что это потрясающая песня, мне тут же позвонили и пригласили на встречу. Я что-то промямлила в ответ, приехала к ним и встретила совершенно невероятного человека.

И.: Я приехал как-то с Дашей узнать, какие у них планы, пришел Вася и сказал: «Вот эта песня мне нравится, а эту надо выпускать, будь что будет». Я был поражен, всем потом рассказывал об этой встрече.

Д.: В итоге они сказали, что хотят подписать меня как артиста. Конечно, я согласилась, потому что это большая удача. Они честные по отношению к людям, к себе и к продукту, который они выпускают. И еще мне в них нравится то, что они бесконечно кайфуют от того, чем занимаются. У нас уже два клипа сняты, их нужно домонтировать. И конечно, мы будем выпускать альбом, он уже готов.

Я очень за вас рада, поздравляю! А саундтрек к фильму вы будете выпускать?

И.: Да, им должна заниматься компания Sony, в нем будет 16 песен из фильма, и отдельно выйдет Дашина пластинка с музыкой.

Д.: Это очень здорово, кто бы мог подумать!

Вы готовы поделиться вашими дальнейшими планами?

И.: У нас всё просто, будет следующее кино. Мы близки к тому, чтобы об этом рассказать: очень хороший сценарий, американский фильм с международным составом. Уже два месяца ведутся переговоры, мне дают возможность дорабатывать сценарий. Бюджет по нашим меркам огромный, по местным — небольшой. У меня были предложения на очень большие бюджеты, и я понимаю, что есть примеры, когда режиссеры на втором фильме снимали что-то масштабное. Для меня это странно, потому что все мои любимые фильмы не масштабные. Но блокбастеры я смотрю с удовольствием и считаю, что деньги могут обеспечить необходимую свободу и помочь сделать что-то значительное.

Д.: Важно, чтобы человек мог сам принимать творческие решения, потому что именно от них зависит качество фильма.

И.: Я не хочу на кого-то работать три года. Есть режиссеры-наемники, которые снимают чужой материал и получают удовольствие от жизни и деньги. Я по-любому деньги заработаю, но хочу делать это таким образом, чтобы чувствовать себя классно. Потому что жизнь одна… И еще я очень соскучился по музыке, меня дома ждет группа, которая сидит в нашей квартире и записывает материал. Как только я вернусь, хочу сесть на месяц и записать новый альбом, снять новый клип. Так что будут и кино, и музыка, ничего не меняется.

Даша, а вы что будете делать?

Д.: Мы с подругой заканчиваем работу над сценарием, надеюсь, что в этом году его запустим, и у нас получится умное девичье кино. Девичье — в том плане, что оно скорее для девушек, чем для мужчин. У меня назрели какие-то вопросы в той точке, где я нахожусь, и мне бы хотелось о них рассказать.

Вы сейчас заканчиваете работу в Лос-Анджелесе и возвращаетесь в Москву. Вы живете на два города?

Д.: На самом деле мы живем там, где происходят события. В принципе, такой кочевой образ жизни нас с Ильей не напрягает. Это избавляет нас от некоторой бытовухи, хотя, с другой стороны, лишает жизнь определенного комфорта. Ты должен собрать чемодан, переехать, у тебя две майки, две пары джинсов. Но зато я привезла десять пар обуви.

И.: Обязательно надо было об этом сказать.

Д.: Я очень благодарна Саше Терехову и его команде за то, что они меня одевают, причем шьют мне специально отдельные платья для выходов. Я благодарна за то уважение, которое они ко мне проявляют. Они всегда с такой радостью меня встречают, и мне всегда приятно с ними общаться. Такой водоворот энергии. А так мы живем на двух чемоданах с десятью парами обуви и платьем Терехова. (Смеется.)

Неплохо. Если я не ошибаюсь, Илья, это ваша цитата, что лучше быть востребованным, чем знаменитым?

И.: Я уверен, что я у кого-то ее украл, но да.

После событий прошлого года вы по-прежнему так думаете?

Д.: Быть знаменитым очень просто.

И.: Очень, да. Посадите человека рядом с диктором новостей, пусть он месяц сидит там, ничего не делает. Через месяц этого человека можно будет пускать в тур по стране, и он будет собирать огромные залы.

Д.: Классная идея.

И.: Кстати, я понял силу телевидения, когда Даша снималась в сериале и на заре наших отношений я приехал к ней в Минск. Режиссер решил, что я должен сыграть парня Даши в нескольких коротких сценках. Это был 16-серийный сериал, я появился на экране четыре раза, ничего не говорил, и в Москве консьерж нашего подъезда меня узнал.

Вы не любите телевидение, правда?

И.: Я люблю кино и Интернет. Американское кабельное телевидение классное, Netflix, хотя это уже не телевидение. Новости я читаю, телевизора у меня не было лет с 15. Точнее, был, но мы его использовали только для просмотра фильмов.

Д.: Я тоже очень давно не смотрю телевизор. Мы столько работаем, что даже в кино некогда сходить.

И.: Мы в этом году всего один раз сходили в кино. Это рекорд.

Илья, Даша, а есть что-то, что вас друг в друге раздражает?

Д.: Конечно.

И.: Три четверти Даши меня раздражают, то же самое в обратную сторону. Но эта четверть стоит того. Я могу сказать, что хорошего в Даше. Она умная, талантливая, любит меня…

Д.: Красивая…

И.: Мы восемь лет вместе, и если вначале были стандартные моменты, когда Даша капала мне на мозг, то сейчас перестала, при этом терпит, когда я капаю ей на мозг. Скажем так, мне в этих отношениях повезло больше, потому что Даша немного более идеальна для меня, чем я для нее. Я сейчас не комплимент делаю, скорее наезжаю на себя. Мне повезло, что Даша нашлась.

Вот как! А Даша говорит, что целый год не могла вытащить вас на свидание.

Д.: Я приведу пример: Илья пригласил меня сняться в своем видео.

И.: Мы пошли в магазин выбирать ей одежду, и когда выбрали, я спросил, какой Даша хочет гонорар за сьемки. Она говорит: «Угостишь меня кофе». Я подумал: «Так, минуточку, что бы это значило?»

Д.: Илья был настолько странный, что он спросил у нашей подружки, что я имела в виду.

И.: Давай, позорь меня дальше.

Напротив, это очень интересная история!

Д.: Это говорит о том, что ты фантастически чистый, неиспорченный и светлый.

И.: Девственный.

Д.: В каком-то смысле да. У Ильи есть интересное качество: он никогда не использует людей, поэтому вся команда «Хардкора» просто молилась на Илью.

И.: Не надо говорить «молилась». У нас была очень крутая группа, настоящая семья, и отношение ко мне всегда было замечательное.

Д.: Бесконечное уважение, бесконечная преданность, бесконечная вера.

И.: Даш, ну какая бесконечная преданность?

Д.: Тебе сложно об этом говорить, потому что ты был в эпицентре, но вся команда могла пойти за тобой абсолютно куда угодно.

И.: И ходила, и терпела. Я бы с удовольствием был таким политическим шахматным тактиком. Но меня просто обламывает даже думать так. Есть люди, которые классно могут всё это высчитывать. Если бы я мог, то с удовольствием был бы таким же.

Д.: Тебе это не нужно. Ты уже находишься на таком уровне, где этого не существует. Это возникает, когда люди не уверены в себе и пытаются манипулировать всем миром. А когда ты приходишь в этот мир, просто чтобы существовать и быть, тебе не нужно никем манипулировать, тебе придет ровно то, что ты заслуживаешь.

И.: Я всё равно считаю, что если бы мог быть манипулятором, то стал бы им. Но я просто не могу.

Д.: Поэтому Илья и не понимает, почему девушка предлагает угостить ее кофе. (Смеются.)

Макияж и прически: Kate Shaykhutdinova