DJ Грув: «Крестный отец российской танцевальной музыки» – я бы не сказал, что это звучит претенциозно»

Его называют отцом танцевальной музыки в России. DJ Грув был первым успешным диск-жокеем в нашей стране. За более чем 20 лет своей карьеры он записал хиты с двумя российскими президентами, был продюсером нескольких проектов, открыл первую в России школу электронной музыки. Теперь он может себе позволить летать на гастроли наравне со звездами первой величины. Вскоре после свадьбы DJ Грув знакомит ОК! с любимой женой Денизой и рассказывает о том, что диджеи, оказывается, тоже играют под фонограмму

Ваня Березкин

В своем Instagram вы представлены как Godfather of Russian dance music («крестный отец российской танцевальной музыки»). Не слишком ли претенциозно?

(Смеется.) Это не я себя так называю, это люди так про меня говорят. Меня даже друзья зовут: «Отец». Позавчера виделись с Лизой Ёлкой, и она мне: «Отец, отец». Я бы не сказал, что это звучит претенциозно. Ну да, я один из тех людей, кто открыл танцевальную музыку в России. Тут с народом как бы не поспоришь. (Улыбается.)

В нашей стране много успешных диджеев? Между вами существует конкуренция?

Вы знаете, конкуренции как таковой нет. Есть большая проблема с количеством профессионалов в нашей стране — начиная с диджейской сцены и заканчивая написанием музыки, пусть даже танцевальной. Люди выдают себя за тех, кем они не являются: oни не умеют писать музыку, играют с компьютера, уже с подстроенной скорости. Большинство ни разу не играли на виниле, никогда не покупали пластинки. За многих известных музыкантов и диск-жокеев в России и за рубежом делают музыкальный продакшен другие люди. А они просто приходят в клуб, берут готовый трек и изображают процесс игры.

Значит, у диджеев тоже есть понятие фонограммы?!

Конечно! Специально нанятые люди пишут миксы, а известные диджеи с этими миксами выступают — происходит стопроцентный обман аудитории. Это называется ghost production («скрытый продакшен»). Очень распространено в Европе. И в России вы можете скачать музыку в Интернете, даже в плохом качестве, и за счет хорошей аппаратуры играть ее, заявляя при этом, что вы диджей. Таких диджеев-однодневок у нас сколько угодно. Я долго шел к своей славе. Я начинал играть свои первые сеты в 1989 году на бобинных магнитофонах с подстройкой скорости. Тогда всех диск-жокеев в России можно было сосчитать по пальцам одной руки. Нет, я не брюзга и могу точно сказать: очень много хороших ребят, которые делают музыку сами. Но они уезжают за границу, потому что по большому счету танцевальная музыка в России никому не нужна, она здесь неинтересна. У нас на первом месте попса, и лица на сцене всегда одни и те же. А молодые талантливые диджеи, зарабатывающие здесь максимум тридцать тысяч рублей за ночь, потом уезжают в Америку и получают там пятнадцать – двадцать пять тысяч долларов за выступление.

Почему же вы остаетесь здесь?

Честно скажу, я патриот. Я очень люблю свою страну. С 2001 по 2010 год я не вылезал из Европы, издавался там на многих известных лейблах, играл на значимых мероприятиях, начиная с Love Parade и заканчивая английскими рейвами и клубными выступлениями. Я записывал синглы, у меня была своя студия в Амстердаме. Сейчас талантливые ребята становятся нужны в России только после того, как их треки попадают в европейские чарты. И это печально. Та же история происходила со мной, когда я был продюсером группы «Гости из будущего». Я помню, как ходил по радиостанциям и предлагал их сингл «Беги от меня». И никто не хотел его брать! Тогда, будучи программным директором радио «Станция», я взял этот трек в постоянную ротацию — и песня быстро стала суперхитом. После этого начали говорить: «Как же мы пропустили ее?!» Система с тех пор не поменялась.

И тем не менее вам удается успешно существовать в ней. Известно, что российские поп-звезды получают большие деньги за концерты-корпоративы, «заказники». Какое место занимают диджеи в этом рейтинге?

Я продолжаю активно играть в клубах Москвы и в других городах. Вместе со мной выступают популярные артисты — «Моральный кодекс», «ВИА Гра», Дима Билан. Я часто встречаю Диму в самолете в первом ряду: ему обычно бронируют место справа у окна, а я сижу у окна напротив. (Улыбается.) Гонорары, конечно, различаются. Потому что у поп-звезд и эфиры на Первом канале, и частые ротации на радио. А у танцевальной музыки в России выхлоп небольшой. Именно поэтому я стал пробовать себя в композиторстве — написании музыки для кино.

31 марта в прокат вышел триллер «Маршрут построен», автор музыки к фильму — DJ Грув. Расскажите, каково это — быть композитором для кино? Я так понимаю, очень нервно?

Есть немного, особенно когда ты сдаешь картину и рядом с тобой сидят два продюсера и режиссер и говорят тебе: «Вот здесь музыку нужно поменять, а здесь переставить». И я соглашаюсь, потому что они — главные люди. На данный момент у меня в копилке одиннадцать киноработ. Вы хотите знать, как это происходит? Ты читаешь сценарий, у тебя в голове вырисовывается какая-то картина, затем ты видишь дежурную версию фильма, первый монтаж, затем тебе присылают следующий монтаж, и ты начинаешь колдовать. Что касается «Маршрута», я не первый раз работал над фильмом ужасов. Для меня как для композитора важно, чтобы люди ярче воспринимали сюжет картины через музыку. Я старался сделать звучание «Маршрута» более экспериментальным и мелодичным. И я рад, если мне это удалось. Во всяком случае, один из продюсеров проекта, посмотрев его, воскликнул: «Это просто бомба!»

А если музыка вдруг не пишется, как быть?

Честно вам скажу: для меня это лишь вопрос свободного времени. Я человек, у которого в жизни не бывает депрессий. Я никогда не испытывал кризис среднего возраста. Мне есть чем заняться, у меня есть музыка, которую я могу писать. У меня много общения, поездок, мне некогда скучать. Я дружу со своей головой, у меня с ней «маршрут построен». (Улыбается.)

В вашей фильмографии композитора очень разные картины. От «Даун Хауса» до «Наша Russia: Яйца судьбы». Хотела спросить вас в связи с этим: композитор может отказаться от каких-то картин?

Конечно, я отказывался, и не раз. И дело абсолютно не в гонорарах. Бывает, что ты понимаешь сразу: проект несерьезный. И как бы ты ни старался, ты не сможешь вытянуть его своей музыкой. А если ты видишь, что работы сильные, интересные, смешные или ужасающие, — ты берешься за них. В случае с «Наша Russia» сыграл роль Гарик Мартиросян: он сам обратился ко мне, и мы с ним вместе сделали эту историю. Я давно дружу с Сomedy Club. К примеру, музыку, под которую резиденты выходят на сцену, написал тоже я.

В вашем резюме есть еще одна строчка, которой не многие могут похвастаться: вы работали с двумя российскими президентами. Совместно с Михаилом и Раисой Горбачёвыми вы записали трек «Счастье есть», ставший абсолютным хитом. А затем создали композицию «Голосуй или проиграешь!» для предвыборной кампании Бориса Ельцина. Почему тогда выбрали именно вас?

В 1995 году ко мне пришел приятель и сказал, что есть возможность записать Михаила Сергеевича и Раису Максимовну и использовать их голоса в своих композициях. Я создал этот трек, и он появился повсюду. Потом получилось так, что Борис Николаевич баллотировался в президенты, и нужно было понимать, что будет дальше со страной: либо это будет опять Советский Союз, либо появится что-то новое. Мы сделали трек с группой «Мальчишник» и поехали в тур по стране в поддержку кандидатуры Ельцина. Почему в обоих случаях выбрали именно меня, я не знаю. Но так уж получилось. Как и в случае с альбомом ремиксов песен Иосифа Кобзона, который мы записали вместе с его сыном Андреем.

Такая же чудесная история произошла и в вашей личной жизни: недавно вы женились на девушке Денизе, которую «любили и по своей глупости потеряли тринадцать лет назад» (цитата с вашей страницы в соцсети). Расскажите, как это произошло?

Тринадцать лет назад друзья познакомили меня с одной милой девушкой. Мы сразу начали встречаться. Есть такие люди в этой жизни — родственные души. Так вот, это про нас. Мы долго встречались, но в какой-то момент всё стало рушиться: Дениза активно развивала свою карьеру, у меня были постоянные перелеты, поездки в Европу. Всё потерялось, исчезло по глупости. А со временем и забылось. И вот недавно мы с ней нашлись через социальные сети. Встретились. И в тот же момент оба поняли: это оно! Нахлынули чувства, которые были давно потеряны. Знаете, это ощущение, когда ты уже потерял человека, но всю жизнь потом об этом жалеешь и думаешь, что был неправ. Нам очень повезло — удалось всё вернуть! С сентября 2015 года мы практически не расстаемся.

Из ста девяноста трех перелетов, которые у вас были в том году, в скольких с вами была Дениза?

Практически всегда, когда могла, она вылетала ко мне в субботу, а в воскресенье мы вместе возвращались домой.

За годы вдали от вас Дениза построила успешную карьеру в сфере коммерческой недвижимости. Она продолжит работать?

Конечно. Я считаю, что если ты достиг каких-то высот, то не нужно ничего бросать. Каждый из нас занимается своей карьерой, каждый за эти тринадцать лет добился определенных результатов, и в этом смысле мы прекрасно дополняем друг друга. Но семья для нас тоже очень важна. Мы стараемся много времени уделять друг другу, строим совместные планы на будущее.

Вы сразу сделали Денизе предложение?

Через полгода после нашей встречи. Я всё заранее продумал и был уверен, что она скажет «да». (Улыбается.) Кстати, согласно статистике, пятьдесят процентов мужчин делают женщине предложение именно через полгода после встречи! Мы сразу же выбрали кольца, расписались. Посидели вдвоем в одном из московских ресторанов. И договорились о том, что настоящая свадьба у нас будет летом.

Как вы думаете, что главное в браке?

Бесконечное внимание друг к другу, честность, умение разговаривать. Чтобы в отношениях не было подводных камней, чтобы оба супруга прекрасно понимали друг друга. Всё достаточно просто: отношения должны быть скреплены любовью. Еще я думаю, что в браке два человека должны быть одинаково успешны. Для меня важно, что Дениза не занимается музыкой, она не хочет «попасть в телевизор». Мы можем говорить с ней о ее работе, о моей работе или о каких-то других вещах — для нас всё одинаково интересно.

Дениза как-то изменила вас?

Став ее мужем, я многие вещи открыл для себя заново. Раньше я мог к своим обещаниям относиться ветрено. Теперь я знаю: если сказал что-то — сделай. Я часто был эгоистичен, но Дениза научила меня думать о других. Еще она всегда может здраво и спокойно объяснить мне свою точку зрения — это может быть совершенно неожиданное и очень ценное для меня мнение. Зачастую я это в глубине души и сам понимаю, просто не могу выразить словами. Так что абсолютно точно я с Денизой стал мудрее. А еще нам комфортно друг с другом, у нас во всём совпадают вкусы, и она может рассмешить меня так, как никто другой!

Стиль: Галина Масленникова

Макияж: Лариса Чивликли

Прически: Наталья Калаус/Kalaus Beauty Club, Николай Мостовой/Kalaus Beauty Club