«Ножи мироздания постоянно нас травмируют»: Риналь Мухаметов о новой роли, свободе и мистике

1 июля в онлайн-кинотеатре KION состоится премьера сериала «Там, где цветет полынь» о противостоянии между юной смелой героиней с необыкновенным даром предсказывать смерть и силами зла. К выходу захватывающего мистического триллера мы пообщались с исполнителем одной из главных ролей, актером Риналем Мухаметовым, на весьма философские темы.

Фото: Анна Аристова Риналь Мухаметов
.

Вы уже посмотрели итоговую версию сериала? 

Нет, конечно, я не видел ровным счетом ничего! 

Но планируете посмотреть? 

Да, конечно, мне очень интересно, что же из этого вышло. Тем более, это сказка с прекрасным живым автором. Очень хочется узнать, что в итоге случилось в этой художественной совокупности. Мне даже интересно будет потом пообщаться с автором — какие у нее мысли по поводу экранизации книги. 

Вы читали книгу Ольги Птицевой, по которой снят сериал? Какое впечатление она на вас произвела? 

Конечно же, для меня книги — это более углубленный мир. Допустим, есть фильм «Троя», снятый по «Илиаде». Но вы же понимаете, что, мягко говоря, вошло не всё — в фильме примерно ноль с чем-то процентов от того, что есть в книге. Поэтому я рекомендую не сравнивать книгу и фильм. Скорее, лучше считать, что киноистория — это вдохновение от прочитанного. Книга — удивительный проводник в мир твоих собственных фантазий, и у каждого он свой, со своей глубиной, необъятным мировоззрением, мышлением, со своей фантастической составляющей. Если кому-то будет интересно, я очень рекомендую прочитать книгу. Но если вы делали это до просмотра сериала, ни в коем случае не сравнивайте. «Троя», экранизации Данте, даже фильм Бондарчука старшего «Война и мир» — это всё равно вдохновение, некое размышление на тему прочитанного. В нашем случае получилось то же самое: книга глубже, она более подробна. 

Как вообще вы относитесь к мистике в литературе и кино? 

Ну как я отношусь? Я этим дышу и живу. Всем, что касается мистики, фантастики. Я однажды посмотрел интересное аниме, где было сказано: «Правда всегда идет рядом с вымыслом». Вот это мой путь, я всегда вижу мир через призму чего-то мистического, фантастического, иллюзорного, абстрактного, но все эти формы, безусловно, имеют мысль, суть и чувство истины. Это не просто форма ради формы, это форма, имеющая суть, мысль и жизнь. Для меня такие проекты — глоток необходимого свежего воздуха. 

Как и почему вы присоединились к проекту. Чем вас заинтересовала роль Кастета или сама история? 

Мне всегда нравится, когда назревающие бытовые вопросы решаются художественным жестом, художественными красками. В данном случае это сказка о взрослении девочки, которая становится самостоятельной девушкой. Жизнь в разных ее обличиях предлагает героине сыграть в игру. Это абсолютно сегодняшний день, в котором любой подросток — да и я, когда был подростком — сталкивается с выбором между светом и тьмой, каждый намечает свой путь. И в этом мире встречаются люди, которые хотят использовать твою юность, прикоснуться к ней, тоже стать на какое-то время молодыми. Я посчитал, что это интересно. Ну и роль Кастета в данной истории — посередине. Если мы говорим о Данте, то это такое «Чистилище», так скажем. Он и не хороший, и не плохой. Он не пытается выставить себя в невероятно добром свете, но и ни при каких условиях не хочет подчиняться злу. Я считаю, это очень честная философия. Может быть, не совсем правильная, учитывая, чем он занимается в фильме, но зато он помогает юной девочке справиться с ее страхами, проблемами. Это такой мудрый наставник, хоть и с изъянами, но мудрый и добрый. И сильный отчасти, потому что он сделал выбор в пользу свободы, а в наше время на это не каждый может пойти. 

Со стороны Кастет создает впечатление такого одинокого волка, который всегда готов помочь спасти мир, но на самом деле ни к кому не привязан, нигде надолго не задерживается. Но это со стороны. А как этот герой ощущался «изнутри», с вашей точки зрения? 

Отчасти так и ощущался. Одиночество можно рассматривать как такой буддийский путь. А в его случае это все-таки больше от недоверия, потому что мир, в котором воспитывался он, был достаточно лживым. Он решил больше не входить ни к кому в доверие, потому что так проще — ты ни за кого не несешь ответственности. Ответственность — удел сильных людей. Но благодаря персонажу Вики (Виктория Агалакова исполнила главную роль Ульяны — прим.ред.) он неожиданно понимает, что настал тот момент, когда он должен преодолеть свое табу, свой собственный запрет на взятие ответственности. Он должен поверить и войти в доверие. Он один из первых, кто поверил в ее силу, в то, что она может быть лучше многих, кого он знает или знал. А вера — это такой душевно-божественный дар. Поэтому я считаю, что Кастет не совсем плохой, и находиться в его шкуре очень ответственно и ценно. Весьма поучительно и интересно вышло для меня как для человека, который исполнял эту роль. 

Приходилось ли как-то особенно готовиться к этой роли? Может, настраиваться на такое буддийское одиночество? 

Не помню, сколько уже мне было лет к моменту съемок, но, полагаю, за тридцать. Это небольшой срок для жизни, я бы даже назвал его юным для себя, но, тем не менее, уже сложился какой-то опыт из вопросов и поиска ответов на них. Для меня путь — это когда у тебя много вопросов и ты пытаешься найти на них ответы. Видимо, весь тот бэкграунд, который у меня был накоплен за это время, я и использовал в работе над ролью. 

У вас с вашим персонажем есть что-то общее? Или, может, в процессе работы появилось что-то общее? 

Из общего — наверное, вера в свет, надежда и острая необходимость в свободе. 

Вы сказали, что находиться в шкуре такого персонажа было поучительно и интересно. При первой встрече с главной героиней, Ульяной, ваш герой очень зловеще говорит ей, что всё в мире постоянно умирает. Как вы себя чувствовали, произнося эти слова? Не было потом приступа депрессии или экзистенциального кризиса? 

Конечно, нет, потому что я в силу многих жизненных обстоятельств смотрю на жизнь через призму здорового юмора. Всегда есть некоторый сарказм по отношению к сложностям, потому что они неизбежны. И в этой фразе Кастета есть какая-то детская злость и обида, потому что дети, когда злятся, делают это по-доброму. Это настолько больно и ранимо, что это произносится зло, когда это делается от обиды. Вот эту фразу я тоже произносил с точки зрения какой-то детской обиды. Это ведь неотъемлемая часть нашей жизни, все действительно всегда умирает. Но умирает как хорошее, так и плохое, поэтому есть в этом и справедливость. Это вечный миксер, который перемалывает всю земную суть уже многие лета, и до какой степени он хочет нас взбить — никому не известно. Эти невидимые для нас душевные ножи мироздания постоянно нас травмируют и ранят, а кого-то и вовсе перемалывают, не давая возможности что-то попробовать. Жизнь прекрасна и одновременно беспощадна. С такой точки зрения я эту фразу и произносил. Фраза зловещая, но Кастет, мне кажется, человек не злой, он обиженный. Можно бы было добавить к фразе «все умирает» фразу «к сожалению», но, как только ты произносишь это «к сожалению», сразу возникает вопрос: «Почему «к сожалению»?». И сразу возникает целая тирада, про это можно снимать отдельное кино. Про это есть прекрасная антиутопия Замятина «Мы», есть прекрасный фильм «Меланхолия», есть прекрасные фильмы Тарковского, да и вообще много-много всего прекрасного есть на эту тему. Я очень рад за человечество, потому что оно имеет достаточно литературы, кинематографии. Если кто-то задается такими вопросами, можно поискать ответы много где, главное — хотеть. 

Многое в сериале происходит в видениях и снах главной героини. Как думаете, а вашему герою Кастету что могло бы присниться? 

Какой интересный вопрос, я им даже не задавался. Наверное, этот человек в какой-то момент перестал видеть сны и превратил в сон свою жизнь. Может, поэтому он и питается вот этим туманом, смогом. Он не имеет такого дара, как Ульяна, видеть сны. Для меня видеть сны — это тоже дар. Сон — что-то мистическое, я в это верю. Думаю, Кастет не мог их видеть и впитывал в себя этот туман, с его помощью отправляясь в сон, превращая всю свою жизнь в сон. Он не хотел мириться с жестокой реальностью из серии «все всегда гибнет». Отрекаясь от реальности, он искал путь во сны и нашел его через туманный коридор. 

В сцене, где Кастет и Ульяна приезжают в плавучую деревню, где скрываются те, кто не захотел работать на Руту, Ульяна спрашивает, почему Кастет не остался здесь жить. Но Кастет на это отвечает: «не мое». А вы сами могли бы жить вдали от цивилизации ради свободы? 

И тут опять философия: свобода — это не место, это душевное состояние. Куда бы ты ни убежал, там всегда будешь ты. Ты просто должен быть свободным. Кастет, когда ответил «не мое», кажется, просто не хотел играть в какие-то очередные игры. Потому что это тоже игра: «я куда-то ушел и теперь свободен». Нет, не так, свобода — это душевное состояние, это возможность выбора для самого себя. И Кастет давно это сделал, он давно свободен. Бегать — это не его, он давно свободен. 

Вернемся к процессу съемок. Ближе к финалу сериала вы участвуете в довольно драйвовой сцене драки. Приходилось брать какие-то специальные уроки борьбы, чтобы схватка выглядела натурально? 

Нет, я начал свой путь с эстрадно-циркового училища, и я всегда с этим на «ты». Для меня исключительно важен язык тела, я всегда его изучал и обращал на него внимание. Я всегда принимаю участие в разработке драк, чтобы они были более реалистичными, честными, чтобы они исходили от моего персонажа, не выглядели придуманными, смотрелись органично. Я все исполнял сам, не было никаких каскадеров, и было очень весело и интересно. 

К слову о «весело и интересно». Сериал вышел жутковатым, а какая атмосфера царила на съемочной площадке?

Таинственная, кстати, но для меня это не жутко, мне в этом комфортно. Допустим, музыка Radiohead или Massive Attack — это мрачная музыка? Я бы не сказал. И не сказал бы, что наше произведение мрачное. Или Depeche Mode — мрачная? Вроде бы да, но вроде бы и нет. Я бы сказал, терпкая. Настроение сериала тоже такое терпкое, поэтичное. Эта густая туманная манкость — она поэтичная. Мы очень много разговаривали на площадке, разговаривали о кино. У Кирилла (Кирилл Кузин, режиссер проекта — прим.ред.) же невероятный опыт клипмейкерства, поэтому у него невероятно интересное яркое мышление по части картинки, восприятия. Мы много говорили про красоту, красоту музыки, красоту в театрах. И с Викой было интересно пообщаться, размышляли, отталкиваясь от произведения, в котором варились, на тему жизни и смерти, на тему страхов. Все эти разговоры останутся в душевной записной книжке. Этот проект для меня — как какая-то душевная терапия отчасти. Было интересно, было меланхолично, но это авторский туман. Время как будто было остановлено, и все исключительно благодаря художественным приемам, никакого влияния извне. 

Есть ощущение, что концовка оставляет надежду на второй сезон. Если проект продолжится, будете участвовать в съемках? Если да, то с какими чувствами? 

Когда дело дойдет до дела, мы прочувствуем чувства в моменте. Пока загадывать не могу, но я бы с большим удовольствием рассмотрел предложение о продолжении. 

Не могу не спросить про яркую оранжевую шапочку, которую всё время носит ваш герой. Некоторые элементы в сериале — ярко-оранжевого цвета: скутер главной героини, автобус с жителями плавучей деревни. Все эти предметы принадлежат, можно сказать, «положительным» персонажам. Это какой-то цветовой код, то есть, в этом есть секретный смысл, или просто так совпало? 

Интересно! Задать этот вопрос было бы правильнее Кириллу. Что касается меня, это получилось спонтанно. Конечно, были примерки, были пробы костюма, и мы пришли именно к такой цветовой гамме. Возможно, вы правы, и невольно произошло такое наделение такими световыми маячками этого пути главной героини. По этой темной вселенной есть маячки, которые ищущий свет да найдет. Но у нас точно не было конкретного указания, что нужна вот такая шапочка. В процессе создания образа мы просто решили, что без этой шапочки нет Кастета. 

Вы говорили, что для вас важен язык тела, но, кроме вашего появления в кадре, за кадром звучит еще и написанная вами музыка, песня вашего проекта RINAL. Расскажите, каково это — не только находиться в кадре, но и создавать атмосферу при помощи музыки? 

Данная композиция не была написана специально для сериала, и это была идея Кирилла. Он неожиданно предложил использовать мой трек, и для меня это было очень неожиданно, радостно и приятно. Даже какое-то проникло в меня стеснение, для меня музыка — это мой вечный душевный поиск абсолютно честного сплава, потому что я делаю это сам, никто меня не корректирует, это неконтролируемый поток чувств, граничащих с подсознанием. Раз вы говорите, что моя музыка в сериале создает атмосферу, настраивает на определенный лад, то это даже я хочу позадавать вам вопросы, потому что в таком большом пространстве музыкального океанариума я новичок, хотя музыку я полюбил гораздо раньше, чем кино и театр. Очень приятно слышать, что моя музыка настраивает на определенную атмосферу, значит, все не зря! 

Вы застеснялись, когда режиссер предложил использовать ваш трек в сериале. Значит ли это, что ваше актерское воплощение и воплощение в музыке — разные люди? 

Да, конечно, музыка — чисто мое мировоззрение. Создание персонажа — все-таки коллаборация, это не исключительно индивидуальная лабораторная работа. Вот музыка — это да. А в кино и театре происходит коллаборация, есть еще режиссер, нужно создать ансамбль, атмосферу. И ты должен, используя все свои художественные краски, создать то, что от тебя просят напрямую. Это тоже интересно. Но музыка — это другое, нечто первобытное, такой душевно-фольклорный жанр, который выливается в поиски электронного звучания. 

А какую часть вашей жизни сейчас занимает музыка, учитывая, что есть еще театр и кино? 

Неотъемлемую, я посвящаю музыке всё свободное время. Я сейчас готовлю свой третий EP-альбом. Пара треков будет на английском, пара треков — на русском, а один трек, возможно на татарском. Чем дольше я нахожусь в Москве, тем больше я чувствую, что как-то забываю татарский. Мне необходимо всё проверить, отфильтровать с более углубленными носителями татарского языка, чтобы мысль была подана абсолютно правильно, и дальше уже можно будет всё это записать. Это мой такой третий поток: есть театр, кино, теперь еще и музыка. Это мой такой трезубец силы, чувствую себя межгалактическим Посейдоном планеты Марс. 

К слову о театре. Вы играете в спектакле Crave Airlines — судя по описанию, довольно смелая постановка, 18+. Как вы себя ощущаете в таком амплуа гида по миру запретных удовольствий? 

Уникальный, фантастический и прекрасный случай, когда вдруг неожиданность становится куском невероятного счастья с точки зрения и художественного мышления, и человечески-душевного. Во-первых, там работают прекрасные люди. Во-вторых, они все потрясающие профессионалы. И эта совокупность, конечно, удивительна. Здорово, что это есть, что оно дышит, работает. Это удивительный жанр, на этом шоу были мои коллеги, представители и андеграундных жанров, и кино, и театра, и музыки — все были под большим впечатлением, говорили, что это что-то уникальное. Жанр кабаре для российских подмостков — в диковинку. Я считаю, что Crave — уникальный, единичный театр пока в России, у которого есть шоу подобных масштабов, подобного качества и профессионализма исполнения. Я не столько даже про себя, сколько про коллег. Оказаться в этой компании — большое спасение и большой праздник. Спасение с точки зрения художественной подпитки, потому что используется практически весь ресурс моего художественного потенциала: и хореографии немного, и музыки немного, и вокала немного. Это новое для меня амплуа развлекательного характера, это перевоплощение на ярких амплитудах, это возможность ощущения жанровости. Мне подобное не приходилось даже исполнять. Надеюсь, этот эффект продержится как можно дольше. 

Есть ли у вас сейчас в работе еще какие-то театральные проекты, планируются ли в будущем? 

Пока нет, в силу того, что намечено много всего интересного. Не хочется распыляться, я в этом плане перфекционист. Хотелось бы, даже если есть какая-то многозадачность, чтобы все задачи были качественно исполнены. Но есть размышления на эти темы, есть предложения. Надеюсь, со временем они не утратят своей силы. 

В вашей фильмографии есть и комедийные «Клипмейкеры», и драматическая «Битва», и детективный триллер «Пищеблок», теперь вот и мистический триллер «Там, где цветет полынь». В картинах какого жанра чувствуете себя комфортнее всего? 

Я уже упоминал про многозадачность, многожанровость, для меня это важно. Я люблю находиться в моменте эксперимента. У меня есть ощущение, что мой путь заключается как раз в каком-то поиске, эксперименте. Если вспомнить «Мстителей», чтобы создать абсолютную силу, нужно собрать перстни, несколько камней. В моем случае, наверное, то же самое. Чтобы создать интересную роль, нужно собрать совокупность разножанровых камней, которые отвечают и за драму, и за комедию, и за мистику, и за триллер. Для меня в этом и заключается сок. У меня такое мишленовское подсознание. Не могу мыслить как-то в духе «я люблю драму». Как сказал однажды в интервью Тарантино, because it's so much fun, Jan. Вот если вы меня спросите, я отвечу так же — это весело. Многожанровость, многозадачность — это для меня весело. Мне кажется, я за это отвечаю. 

А есть ли какая-то задача в кино, какой-то жанр, какая-то роль, которую пока не представился случай исполнить, но хотелось бы? 

Не знаю, это вечный художественный вопрос, потому что есть понятие творческого хамелеона, когда человек создает маску и вживается в нее, а есть люди, которые действуют от своей психологии, и это всегда они в предлагаемых обстоятельствах. Мне интересно создание нового персонажа, максимально далеко отойти от себя, создать нового человека, новый психотип, который дышит, чувствует, влюбляется, ненавидит. Но, наверное, когда-нибудь я сыграю самого себя, не играя ровным счетом ничего, хотя сейчас для меня это дикая тоска. 

.