Анастасия Попова: «Я постилась от работы, так как моей целью было дождаться своей роли»

Зрителям предстоит увидеть актрису в сериале KION «Бэби-тур», где она исполняет главную роль – пробивной Зинаиды из сибирского поселка Ливни, решившей отправиться вместе с подругами в бэби-тур в Америку. Накануне премьеры мы поговорили с Анастасией о новой роли, сценарии Василия Сигарева и работе с режиссером Федором Стуковым.

Фото: Rust2D
.

Анастасия, какие у вас были первые впечатления от сценария Василия Сигарева? Как относитесь к его творчеству?

Конечно я была в полном восторге. Это крепкая драматургия, выпуклые и узнаваемые герои, и особая, присущая только Василию, мелодика и ритм диалогов, и, конечно же , это потрясающе живой слог. Когда мы снимали сериал, я заучивала текст вплоть до порядка слов, что, как мне кажется , является важным в работе с таким авторским текстом. К творчеству В. Сигарева у меня трепетное отношение.

Режиссер Федор Стуков сказал, что вы потрясающая комедийная актриса. А для вас комедия – любимый жанр?

Мне очень приятно , что Федя так обо мне отзывается. Как актриса, я не могу выделить любимый жанр, так как моя внутренняя актерская кухня не особо отличается подходом к различным жанрам. По сути, комедия - это ситуация, а не исполнение. Ставить себе задачу насмешить, как и заставить плакать, обязательно обернется провалом, если ты не будешь заниматься делом. Не зависимо от жанра у меня всегда есть три ключевых вопроса к герою : кто? чего хочет? как действует? В зависимости от ответов, опираясь на драматургическую линию персонажа, я выстраиваю свою работу над ролью, и жанр уже сам диктует мне правила. Я о них не думаю. И, конечно же всегда, стараюсь не забывать завет К.С. Станиславского: «Проще, легче, выше, веселее»! (Смеется.).

Кадр из сериала «Бэби-тур» Кадр из сериала «Бэби-тур»

Расскажите , пожалуйста, поподробней о работе над персонажем Зины и работе с Федором?

Когда мне прислали материал, меня рассматривали на другую роль, но, прочитав сценарий, на встрече с Федором, я сама предложила себя на Зину. Просто попробоваться, я была уверенна, что уже есть актриса на главную роль. Но Федор сказал: «Нет-нет. Мы только начали пробовать. Давай»! И долгое время я пробовалась сразу на два персонажа. Но когда стали складывать ансамбль, выбор пал на Зинаиду, чему я очень рада, так как была у меня внутри актерская амбиция, что никто не сможет ее передать так, как чувствую я. (Смеется.) И спасибо большое Федору за эту возможность и доверие. Работать с Федором мне было больше, чем просто комфортно. Мы с ним «одной группы крови», понимаете? Иногда, я даже по одному его взгляду понимала, какой результат ему сейчас нужен. Или ему достаточно было сказать мне какое-то слово, которое тут же находило во мне отклик, правильный инстинкт для существования в той или иной сцене.

Кадр из сериала «Бэби-тур» Кадр из сериала «Бэби-тур»

А как вы действуете , если прочувствовать героя вам не удается?

Бывает, что отказываюсь. Я даю себе эту возможность, когда не могу оправдать героиню, не вижу для этого зацепок в материале, или же мне не понятен ее мотив. Я не люблю играть плоских конкретных героинь, а их нередко предлагают. У сериала «Бэби-тур» был достаточно длительный подготовительный период, пробы, разговоры. Но все-равно к первому съемочному дню я как будто бы еще «нащупывала» героиню, были и ситуации, когда я приходила домой вечером и понимала: «Нет, неправильно сегодня сыграла эту сцену, Зина должна была отреагировать вот так..». Но так часто бывает, это издержки производства или я неисправимый перфекционист. Вообще, если мне интересен персонаж, я буду подключаться к нему разными способами, ресёрчить, наблюдать за героем, доставать наблюдения из жизни, позволять герою научить меня чему-то новому, и так далее..

Если говорить о моментах, когда вы уже потом, после выхода своих работ, увидели, что вам что-то не нравится, или что-то неправильно по исполнению, как вы на это реагируете?

Я стараюсь относиться к этому легко и не уходить в рефлексию. Что сделано, то сделано. Хотя не всегда мне это удается. Я пять лет служила в театре, и на сцене совсем другая специфика актерской работы. Есть возможность пробовать, наращивать, ошибаться, что- то искать … Кино это про момент «здесь и сейчас», и ответственность за включение в персонажа сильно выше. Но если что-то уже сделанное не вышло так, как я это видела в своей голове, значит так надо и это было наилучшим вариантом тогда. Это в целом про отношение к жизни.

В театре у актеров есть возможность прожить жизнь персонажа по порядку, от начала и до конца, кино же снимается в произвольном порядке – иногда начиная с финала. Легко ли вам было принять эту практику? Не чувствуете себя обделенной?

Ни в коем случае! К тому же, прожить удается. Это правила игры, в театре они одни, на съемочной площадке другие, но суть подхода от этого не меняется. Актерская профессия это огромная домашняя работа. Я работаю над сценарием, из которого выписываю в свою тетрадку сцены, обдумываю, проживаю, раскладываю в голове все по полочкам, а потом уже на площадке понимаю: «Ага, в эту сцену я должна войти такой, в следующую другой». И так как ты уже приходишь подготовленный, проблем с порядком никаких не возникает. Твой герой со своей историей уже есть в тебе, ты что-то наметил, обозначил, и нужно просто выложить этот пазл, позволив себе честно прожить тот или иной отрезок.

В интервью ваш мастер Игорь Золотовицкий сказал, что рад вашей карьере, но ему жаль, что вы не задержались в театре из-за «непростого характера». А в чем, как вы сами думаете, ваш характер непростой? Или вы так не думаете?

Думаю, он очень меня любит, раз так сказал! (Смеется.) Вообще , я не встречала людей в нашей профессии простого характера. Творческие люди сложносочиненные и ранимые, и, зачастую, «непростой характер» — это защитная реакция организма, он оберегает этот хрупкий инструмент - талант. Но, как говорится, «Позволь себе быть собой, другим быть другими». На тот момент у меня не сложилось «романа» с театром. Я не задержалась, потому что быстро увидела там свой творческий потолок, и мне стало неинтересно. У нас была замечательная труппа, теплейшая атмосфера. Мне вообще очень везет на людей, за это я безмерно благодарна Вселенной. Но мне захотелось идти дальше, и если жизнь меня еще столкнет с театром, чего бы я очень хотела, наша любовь будет крепче и сильнее, я уверенна, так как конечно сцену ничем не заменить.

Недавно вышел сериал «Актрисы», который спродюсировал ваш первый режиссер Валерий Тодоровский, а Игорь Золотовицкий в нем снимался. Видели ли вы этот сериал?

Конечно, я была на премьере. Это переполненная любовью работа. Спасибо за нее создателям.

В сериале показан тот мир актерства и те неудачи, о которых зрители не догадываются. Как вам кажется, важно ли показывать эту сторону актерской жизни, или мир кино должен оставаться иллюзорным?

Показывать можно все что угодно, но актерский мир для людей других профессий всегда будет оставаться призрачным. Сериал «Оттепель» Валерия Тодоровского, также рассказывает про внутренние процессы мира кино, и это не дает зрителю четкого понимания, что и как, а только подогревает интерес. Все живые люди, с разными судьбами, и, мне кажется, у сценаристов есть в этом смысле огромный простор для того, чтобы рассказывать про закулисную жизнь, и эта тема все равно никогда не исчерпает себя.

Кстати, «Оттепель» называют предвестником больших и качественных сериалов до бума стримингов. Часто ли вы вспоминаете этот сериал? Согласны с таким мнением?

Вы знаете, это удивительная история. В «Оттепели» был мой кинодебют, и моя героиня Оксана много лет жила в глазах смотрящих, не смотря на то, что роль небольшая, почти эпизодическая. И в первую очередь, я имею в виду режиссеров и продюсеров. Меня очень долго приглашали на пробы похожих героинь, видели во мне только мою Оксаночку. Вспоминаю конечно, там я встретила друзей, приобрела несравненный опыт работы на площадке, и самое главное, благодаря работе своих коллег, работе Валерия Петровича и всей творческой группы, я, как с молоком матери, на всю жизнь впитала качественный уровень работы в кинопроизводстве.

Часто актеры говорят о проблеме амплуа – их запоминают в одном образе, и продюсеры уже не хотят звать тех или иных актеров на кардинально отличающиеся роли. А как вам удалось эту проблему переломить?

Во-первых, я не считаю это проблемой. Кстати, моя героиня Зина в «Бэби-туре» научила меня не смотреть на проблемы как на что-то плохое, и непреодолимое. И конечно мне это близко. Есть вопрос — надо решать, а не отчаиваться, и продолжать топать вперед. В целом, могу сказать, что с проектами мне всегда везло, но в какой-то момент, я почувствовала, что мне недостаточно того, что мне предлагают- я хочу бОльшего. И до съемок сериала «Бэби-тур» я взяла тайм-аут на неопределенный период времени, я его называю постом. Я постилась от работы, так как моей целью было дождаться своей роли. Он продлился всего полтора года, хотя я была готова и дольше высиживать. Скажу честно, это был непростой период в моей жизни, но я считаю цель надо ставить перед собой большую, в нее легче попадать, и даже хороший обед надо выстрадать.(Смеется.) Когда мне прислали сценарий Василия Сигарева, я сразу поняла, это — оно, в бой!

Знаю, что вы учились на сценарном факультете. Почему вы решили заняться этим?

У меня был перерыв в съемках, и тогда как раз Федор Бондарчук открыл школу «Индустрия» имени Сергея Бондарчука. Я всегда любила писать, но делала это «в стол», и, честно говоря, удивилась, что меня взяли, вступительные экзамены были нелегки. Это было очень увлекательное путешествие, помимо того, что я обучилась новому навыку, я встретила друзей, расширила свой круг знаний, стала лучше понимать процессы работы по ту сторону от камеры. Сегодня, мне кажется, киноактеру очень важно это знать, и быть более эрудированным в процессах кинопроизводства. Это обогащает и очень помогает в работе. Вообще я очень люблю учиться чему-то новому. Львиную долю своего свободного времени я посвящаю этому, у меня есть и другие образования, не имеющие даже отношения к моей прямой профессии.

А что вас еще обогащает как актрису? Может быть, это просмотр большого количества фильмов и сериалов или занятия йогой или еще что-то?

Сейчас я вам скажу такую вещь – я мало смотрю кино. Я смотрю только то кино и те сериалы, в которых я уверена, что их необходимо увидеть. Я стараюсь не захламлять свое поле. У меня есть такая черта: я – обезьяна. И просмотр «до кучи» может замылить мой глаз, и, как следствие, заразить мое актерское существование плохой игрой. Мне необходимо подходить к профессии в состоянии чистого листа, сохраняя девственность восприятия и свою индивидуальность. Но, конечно, кино меня вдохновляет, чаще всего это советский кинематограф, старый Голливуд, английские сериалы. Но на первом месте для меня чтение, там я могу в полном объеме пополнять свой актерский ресурс. Я читаю много, от классики до беллетристики, читаю по 4-5 книг параллельно.

Что читаете прямо сейчас?

«Волшебную гору» Томаса Манна, эта книга – мой незакрытый гештальт с институтских времен. Тогда я ее не осилила и сейчас, когда начала читать, даже думала: «Господи, зачем мне это, почему я себе придумала, что мне надо ее прочитать?» Но с трехсотой страницы я настолько втянулась, это невозможно интересная книга. Я читаю на английском Софи Кинселлу, автобиографию Элтона Джона. Также на английском меня очень вдохновляет, как пишет комик Эллен Дедженерес, к ней я возвращаюсь много раз и перечитываю вновь и вновь. Еще читаю автобиографию Шварцнеггера и хочу сказать, что автобиографии и мемуары — мои любимые жанры в чтении. Также я много слушаю аудиокниг – сейчас это братья Стругацкие.

Новые серии сериала «Бэби-тур» выходят по четвергам в онлайн-кинотеатре KION.