Хорхе Герреро: «Мой ориентир в творчестве — Андрей Тарковский»
Один из самых популярных актеров Латинской Америки, известный по роли в оскароносной картине Альфонсо Куарона «Рома» и недавнем триумфаторе ММКФ – фильме «Чёрная луна», до последнего момента собирался в Москву, но обратная сторона успеха – это высокая занятость. Мы поговорили с Хорхе Герреро по Zoom – о России, боевых искусствах и необходимости выспаться.
.
Мексиканская картина «Чёрная луна» стала фаворитом 45 ММКФ, получив сразу три награды – за лучшую режиссерскую работу, приз Федерации киноклубов России и важнейшую награду – приз зрительских симпатий. Этот фильм оказался абсолютным победителем зрительского голосования, обойдя даже российские картины в конкурсе.
Хорхе, поздравляю вас с тремя наградами «Чёрной Луны» на ММКФ, а также с призом аудитории. Жаль, что вы не приехали в Россию...
Я и сам расстроен. Мне очень хотелось бы посетить Россию, прежде всего чтобы отдать дань уважения Андрею Тарковскому. Я очень люблю его фильмы, они – мой ориентир в творчестве. Когда продюсер Жоэль Нуньес сообщил мне о том, что наша картина отобрана в конкурсную программу ММКФ, я был очень рад, но не смог поехать из-за моего плотного съемочного графика.
А что вы вообще знаете о России? Как себе ее представляете?
Увы, я ни разу у вас не был, но испытываю глубокое уважение к вашей стране и вашему народу. Я мало что знаю об истории России, но слышал, что у вас, как и у нас в Мексике, в 1917 году произошла революция. Так что между нашими странами есть кое-что общее.
Расскажите про ваш фильм «Чёрная Луна». Чем он вас заинтересовал?
Я сразу принял предложение участвовать в этом проекте, потому что мне очень понравился сюжет, и сценарий был написан отлично. Это история большой мексиканской семьи, в которой у каждого свои проблемы и жизнь несладкая, но однажды всем членам этой семьи, а также их соседям, друзьям и жителям нескольких городков региона придется вовлечься в политическое движение против мощной корпорации, которая хочет уничтожить всю экологию региона. У нас в Мексике есть компании с большими амбициями и желанием получить как можно больше выгоды от своих инвестиций, и им плевать на то, что из-за их деятельности людям и окружающей среде наносится серьезный вред. В фильме речь идет как раз о такой компании и о людях, которые пытаются ей противостоять.
Ваш герой в фильме — политический активист, организатор проектов. Насколько вы сами политически активны?
Ни в каких политических акциях я не участвую, если вы об этом. Даже если проект, в котором я снимаюсь, рассказывает о каком-то политическом событии, я стараюсь концентрироваться исключительно на своей актерской игре. Это для меня крайне важно. Протесты, происходившие в Веракрузе и ставшие основной сюжета фильма, были очень показательными и важными, но я в них не участвовал.
Почему?
Я считаю, что актеры должны рассказывать миру о своем отношении к происходящему вокруг через искусство. А еще — что каждый поступок и сам образ жизни каждого из нас должны быть осознанными, наполненными значением и смыслом. Только в этом случае можно изменить к лучшему жизнь людей вокруг. А о своих политических и любых других взглядах актеру лучше заявлять с экрана или театральной сцены.
И тем не менее, разве события, происходящие в вашей стране, не волнуют вас, как гражданина, а не как актера?
Что касается истории народного протеста в штате Веракруз, про который рассказывает «Чёрная луна», то я не знал о ней до тех пор, пока не получил в руки сценарий. Дело в том, что правительство сделало всё, чтобы в прессу и в социальные сети просочилось как можно меньше информации. Когда я получил эту роль, я сразу отправился в Джалькомулько — город, в котором происходят основные события фильма, чтобы самому разобраться в том, что там произошло. В общем, перед началом съемок я проделал серьезную исследовательскую работу.
Где вы родились и выросли?
Я родился в небольшом городке Эстадо де Мехико. Когда мне исполнилось 11, мы с семьей переехали в Мехико. И хотя мой родной городок был совсем недалеко от столицы, я словно очутился в совсем другом и новом для меня мире. Настолько разная была атмосфера у этих двух мест.
Наверное, самая на данный момент известная ваша работа – это роль в фильме одного из главных режиссеров Мексики Альфонсо Куарона «Рома». Как вы познакомились с режиссером? Как проходили съемки? Как эта работа повлияла на вашу дальнейшую карьеру?
Это был, конечно, невероятный опыт! Кастинг проходил в несколько этапов и длился почти 8 месяцев. Сначала я даже не знал, для какого режиссера мы делаем кинопробы. А затем, через некоторое время, я познакомился с Альфонсо. Мы приходили на площадку и не знали, какую именно сцену будем сегодня снимать. Это был своего рода вызов. Ведь я всегда долго готовлюсь к роли, каждый раз спрашиваю сам себя, какое значение у той или иной сцены, о чём хочет сказать герой, а в «Роме» — всё было чистым экспромтом. В «Рому» я попал почти случайно. Я не собирался становиться актером, я занимался боевыми искусствами (тай-чи) и изучал литературу, но так совпало, что Альфонсо Куарону был нужен как раз такой, как я, потому что его герой тоже занимался боевыми искусствами. Кастинг в «Рому» длился месяцев восемь. В одной из сцен мне пришлось показывать боевые искусства полностью обнаженным.
И как вам этот опыт?
Нормально. Поначалу я смущался, но режиссер попросил всех удалиться с площадки, осталось только 8 человек — команда операторов. Опыт странный, конечно, но теперь меня уже вряд ли что-то удивит или напугает.
А почему вы – мексиканец – выбрали восточные боевые искусства?
Я начал заниматься ими после того, как потерял отца. У меня в душе была целая буря эмоций: злость, гнев, ярость. Я начал с бокса, стало чуть легче, но всё равно это было не то. Меня раздирали внутренние и внешние конфликты. потом я нашел группу, в которой проходили занятия по традиционному китайскому боксу, и мне сразу «зашло». Это сочетание древних традиций и техники движения.
А делали ли вы когда-нибудь трюки в кино?
Да, я всегда стараюсь сам исполнять все трюки, которые прописаны в сценарии для моего героя. Конечно, до Джеки Чана мне далеко (смеется), но кое-что я могу.
А актерское мастерство далось вам легко?
В юности я играл в любительском театре, а потом брал уроки актерского мастерства у аргентинца Фернандо Пьернеса. Еще я продолжаю до сих пор заниматься поэзией. Поэтом я пока не стал, но много занимаюсь и читаю. Боевые искусства и поэзия — вроде бы разные вещи, но на самом деле один из принципов боевого искусства — стоять крепко обеими ногами на земле. Ну а поэзия добавляет лиричности тому, что мы делаем.
А еще вы снимались в «Нарко». Этот сериал популярен в России. Кого вы там играли? Чем вам дорог этот сериал?
У меня там маленькая роль — всего 4 смены на площадке. Как раз тогда мы все с нетерпением ждали выхода «Ромы» на экраны. Еще примерно в то же время я снимался в другом сериале — «Луис Мигель». Конечно, сыграть в «Нарко» было очень круто! Ведь это один из самых популярных проектов Netflix.
В наше время много говорят о новой маскулинности, перераспределении гендерных ролей. Насколько легко вы готовы перевоплощаться в роли, далекие от классических канонов маскулинности?
То есть мог бы я сыграть женщину или гомосексуалиста?
Да, или, например, смогли бы вы сыграть роль слабого мужчины, который может плакать, сомневаться в себе. В общем, мужчину, который не чувствует себя хозяином мира.
Мужчину, который не боится быть слабым? Хм, да, иногда на кастинге нас просят сыграть кого-то, кто попал в сложную ситуацию и чувствует себя уязвимым, слабым. Я не имею ничего против современной тенденции во всём соблюдать баланс, стремиться ко всеобщему равенству. Но иногда приходится делать над собой усилие. Всё же определенные рамки переходить не стоит. У нас ведь есть определенные гендерные роли. И представлять мужчину как существо совсем уж слабое и наивное, всё же мне не хочется. А вообще это тема для серьезного изучения. Ведь в каждом из нас есть и сила, и слабость — эти две энергии. Иногда любой из нас, независимо от гендера, может быть очень уязвимым.
Через месяц вам исполнится 30 Что вам сейчас представляется самым важным? Что составляет вашу систему ценностей? О чём вы мечтаете?
Ох, какой каверзный вопрос (Смеется.) Если говорить серьезно, то я мечтаю отоспаться и чтобы у меня всегда был повод для улыбки. Мы все куда-то спешим и порой забываем о таких простых вещах, как сон и умение просто радоваться жизни. А что касается моей системы ценностей — то это умение ценить простые вещи.