Алексей Зотов: зачем кинорежиссеру театральное образование?
Режиссер и сценарист Алексей Зотов снял полнометражную комедию «Убить босса» и сериал «Детективное агентство Мухича» для ТНТ, а в прошлом году пошел учиться на театрального режиссера. Мы поговорили с ним про его решение, разницу между кино- и театральным образованием, и работу с актерами.
.
Почему вы пошли учиться на театрального режиссера?
У меня было только сценарное образование, когда я начал снимать кино. Азы кинопроизводства нам преподавали, но этого мало для полноценной работы режиссером. Я начал изучать ремесло сам. Читал книги, статьи, смотрел интервью, видеолекции. На практике освоил практически всё, но вот работа с актерами оказалась мне не под силу. Сколько бы я ни пытался разобраться, но внутри было ощущение, будто чего-то не хватает. Поэтому я и пошел учиться.
Почему вы выбрали театральное образование? Можно же было пойти учиться на кинорежиссера.
На кинорежиссуре очень мало времени уделяется блоку по работе с актерами. В театральной режиссуре главное — это актер.
Сразу знали, куда поступите?
Выбирал из трех вариантов. В один из них я не прошел отборочный тур, чему сейчас рад. Недавно посмотрел спектакль мастера, который проводил набор. И это оказалось мимо меня. Второе собеседование было в мастерскую Муравицкого (экс-главный режиссер Театра на Таганке). После него в третье место я не пошел.
Почему?
Юрий Витальевич на собеседовании задал вопрос, который меня поразил. Он обозначил мой опыт, а затем спросил: «Чему я вас могу научить?» Это ценно, когда мастер осознанный и, набирая группу, хочет понять, кого и как он будет учить.
Как сейчас проходит ваше обучение?
У нас актерско-режиссерская лаборатория. Это когда актеры и режиссеры учатся всему сразу, а дальше каждый выбирает свой путь. Занятия проходят каждый день по вечерам и полностью все выходные дни. У нас много тренингов: по речи, работе с телом. И много встреч с мастером. На них мы показываем наши работы, получаем обратную связь, задаем вопросы мастеру. Первое время у меня их было много. Я ловил мастера в перерывах и после занятий. И спрашивал. У меня был опыт, который я хотел систематизировать.
Получилось?
Да. Важно, чтобы теория сразу переходила в практику. Потому что на словах всё звучит просто, но это обманчивое впечатление. Мне повезло: параллельно учебе у меня шел кастинг на полнометражный фильм. Я сразу пробовал советы мастера в деле. Сейчас практика с одногруппниками: мы ставим этюды и отрывки из пьес.
Вы говорите, что мастерская актерско-режиссерская. Вы же теперь и актер?
К стыду, в мастерской я практически ничего не показываю как актер. У меня нет к этому интереса.
Судя по Кинопоиску, вы снимаетесь в полных метрах?
Всего в одном, в эпизоде. И то, чтобы лучше понять актерскую профессию. Кстати, плюс учебы еще и в том, что я вижу, как на моих глазах одногруппники становятся актерами. Вижу, что их формирует. С какими затыками они сталкиваются. Я понимаю, как растут актеры, поэтому могу лучше с ними работать.
Есть ли разница между кино- и театральным образованием?
Я постоянно сравниваю свое сценарное образование и то, которое получаю сейчас. В кино есть система. Ты приходишь и тебя учат по программе. У тебя не мастер, а куратор. Куратора можно поменять и учить по программе дальше.
В театральной режиссуре важен мастер. Здесь много систем. Настолько много, что чуть ли не у каждого режиссера или актера эта система своя. И в процессе обучения ты ее от мастера перенимаешь.
Как вы считаете, пройдя короткие актерские курсы, можно ли стать настоящим актером?
И да, и нет. Многие актеры работают без образования. Но начинаешь разбираться в истории этих людей и понимаешь — они всегда были близки к профессии. Кто-то в детстве играл в театре. Кто-то работал на съемочной площадке.
Актерское образование помогает развить основные инструменты актера — тело и голос. Это сложно сделать самостоятельно, потому что постоянно нужна обратная связь. Но даже если ты выпускник самой престижной актерской школы, это не гарантирует тебе ничего. Всё, как и всегда в этой жизни, зависит только от тебя.
Какие основные ошибки допускают молодые актеры?
Актеру важно ответить на два базовых вопроса: кого ты играешь и чего ты хочешь. У меня недавно был кастинг, на котором я спрашивал актеров: а как ты себе определил задачу в этой сцене? Многие сыпались, начинали долгий рассудительный диалог, накидывали много задач сразу. А задача должна быть одна: простая и понятная.
Еще многие молодые актеры не раскрепощены. Приходят на кастинг и сваливаются в зажим. У кого-то это излишняя болтовня, кто-то телом прикрывается: руки и ноги в замок. Нужно дать себе право играть: на сцене или в кино. Если себе это право самому себе не дать, то энергия так и не выйдет из тебя наружу. А вопрос энергии важен для меня. Я только так отбираю актеров: отдает энергию или нет.
Как актеру развить в себе энергию?
Постоянно работать с материалом, ролью, собой. Выкладываться каждый раз по полной. Тогда планка будет двигаться вверх. Если играть вполсилы на репетициях или их пропускать, то развития не видать.
Предел, конечно, всё равно есть. И у каждого он свой. Но спросите себя: сейчас вы этот предел уже достигли или еще нет? И, если нет, фигачьте дальше.
Есть ли разница между актерами театра и кино?
Я ее не нахожу. Разве что те актеры, которые больше играют в театре, более громкие.
Планируете вы сейчас ставить спектакль или продолжите снимать кино?
Предпочитаю себя не ограничивать. Кино из моей жизни точно никуда не уйдет. Про театр скажу так. Сейчас на учебе я ставлю отрывок в стиле комедии дель арте. И меня очень привлекает работа в этом стиле. Нравится хулиганская энергия, яркость грима и утрированность персонажей. А еще нравится возможность выстраивать сцены так, чтобы у актеров было общение с публикой. Это то, чего мне не хватает в кино.