Николай Сергиенко: «Шекспир — вполне «цыганский» автор. Он нам близок по духу, страстям, темпераменту»

Обычный человек, как правило, очень мало знает о цыганах. В основном, разве то, что они попрошайничают у храмов и в торговых центрах, да еще и с детьми, и что от них очень сложно отвязаться. Ну и то, что они здорово поют и пляшут. Вот, пожалуй, и всё. Но были и есть и другие цыгане! О них писали Проспер Мериме, Теофил Готье, Виктор Гюго ,Максим Горький, Николай Лесков, Александр Блок и, конечно же, Александр Сергеевич Пушкин…. Мой собеседник — художественный руководитель единственного в России и в мире профессионального репертуарного музыкально-драматического театра «Ромэн», Народный артист России Николай Николаевич Сергиенко, прослуживший в этом театре 53 года и сыгравший здесь почти все главные роли.

.

Неповторимый Николай Алексеевич Сличенко ушел от нас около года назад. Он сам назначил вас своим приемником?  

С  2017 года Николай Алексеевич начал говорить мне, что театр после него возглавить должен я. Но я всегда отвечал ему: «Мне дорог ты, а не твоя должность». Но, увы… Его любила вся страна — и не только. На гастролях с московским мюзик-холлом в 1965 году весь Париж был у его ног. Французская пресса написала о нём: «Цыган из легенды». Его обожал народ. Обожало правительство. Перед ним открывались двери любых кабинетов. Представляете себе, как трудно руководить театром после такого человека?.. Кстати, он мечтал поставить «Отелло» — не сбылось… Но я всё равно решил воплотить мечту о Шекспире. Но только это будет не «Отелло», а «Король Лир». Конечно, все, мягко говоря, удивлены. Но я считаю, что Шекспир — вполне «цыганский» автор. Он нам близок по духу, страстям, темпераменту. Время идет вперед, а театр — это живой организм. Поэтому мне хочется, чтобы в театре была и драматургия мирового класса, и современные авторы, и цыганская драматургия. Чтобы зритель приходил  к нам в театр не только послушать «ай-да-ну-да-на», а открыть для себя что-то новое, неожиданное. Пусть люди поймут, что в цыганском театре можно увидеть и мировую классику, и прекрасную игру актеров в классическом и современном материале. Но традиции ни в коем случае не будут нарушены.

Я знаю, было время, когда в «Ромэн» нельзя было попасть…

Именно так. Люди оставались в очереди на ночь, писали номера на руке… И хочется верить, что это вернется. Конечно, на другом уровне, потому что время сейчас абсолютно другое.

Я не прощу себе, если не спрошу у Цыгана о знаменитом понятии «цыганский барон»…

О, Боже. Как же я устал говорить на эту тему. В цыганском народе отродясь таких «баронов» не было. Просто однажды господин Кальман написал оперетту под названием «Цыганский барон». Вот откуда «растут ноги.

Но ведь Художник имеет право на сказку?

Это как посмотреть. Некоторые такие «сказки», даже придуманные большими художниками, негативно влияют на жизнь целых народов. Помните фильм Евгения Матвеева — кстати, очень уважаемого мной. Он невероятно талантливый человек, но тем не менее… В фильме «Цыган», где он играл роль Будулая, его герой уходит на фронт и прощается с женой. И вот в сцене расставания мы видим, как герой избивает жену кнутом. А она, плача и рыдая, кричит: «Бей на счастье, бей на прощанье, бей сильнее!..» Эффектная сцена, что и говорить. Но потом к нам в театр приходили мешки писем с обвинениями и упреками, что, мол, как же так можно, что мы чуть ли не люди каменного века! Что же это за закон такой — вот так прощаться, уходя на войну… Но объяснить всем авторам этих писем, что у нас таки законов нет и не было, что это придумал режиссер как художественный образ, мы конечно не имели никакой возможности.

Скажите, а «Ромэн» действительно единственный в мире профессиональный цыганский театр?

Да, единственный профессионально-репертуарный цыганский театр в мире. Слава этого театра давно распространилась не только по нашей стране, но и далеко за ее пределами. Мы с гастролями побывали во многих странах мира, в числе которых Америка, Франция, Индия, Япония, Италия… Наш театр любят и знают. Находится он тоже в замечательном месте в Москве — в очень красивом здании на Ленинградском проспекте, удобно добираться от метро. Но театру необходим капитальный ремонт — его не было много десятилетий. Осветительная и звуковая аппаратура тоже требует замены. Департамент Культуры нам помогает чем может, но театр нуждается в помощи федеральных властей. Хочется, чтобы правительство обратило внимание на то, что единственный в мире профессиональный цыганский театр — это гордость России. Хотелось бы принимать нашего зрителя и гостей из других стран в более достойном виде. Отлично понимаю, что поднимать этот вопрос тяжело, сейчас непростое время в России да и во всём мире. Но я хочу обратить ваше внимание — мы не просим финансов! Мы, наоборот, предлагаем в это сложное время помочь театру сделать гастрольный тур по России, чтобы подарить людям цыганское искусство, которое во все времена объединяло. Я и сам готов выехать с двумя-тремя аккомпаниаторами в  горячие точки… Но в этом нужна помощь, сами мы финансово это не потянем. 

Артисты во время Великой Отечественной войны ездили на передовую, поднимали дух  бойцов. Клавдия Шульженко, например, Леонид Утесов…

И Ляля Чёрная ездила! У нас в театре были выездные бригады, которые выезжали с концертами на боевые позиции. А во время Великой Отечественной войны за свои деньги артисты нашего театра купили самолет для наших летчиков, который так и назывался — «Ромэновец».  В Великой Отечественной войне есть одиннадцать цыган-героев Советского Союза. У меня мечта — сделать передачу на ТВ «Под цыганским шатром», получасовую, где раз в месяц можно было бы рассказывать о цыганском искусстве, традициях, о самобытности этого народа, о его современниках сегодня — врачах, ученых, военных, артистах. О том, что это за народ, как он появился в России… Это всё очень интересно! Молодежь ведь мало знает об этом. 

Русские цыгане как-то отличаются от цыган других стран?

Отличаются, и очень сильно — талантом, душой, задором, открытостью. Когда мы ездили с театром по миру, мы, конечно же, встречались с цыганами, проживающими в той или иной стране. Да, они совсем другие… Мы русские цыгане — и этим всё сказано! Кстати, чтобы не быть голословным, посмотрите какие-нибудь цыганские фестивали по ТВ, в которых участвуют цыгане из разных стран и сами увидите, насколько русские цыгане обходят их по всем статьям. 

Из нашей беседы я поняла, что для вас главное дело жизни — это театр. Но ведь вы много снимались в кино…

Буквально вчера включил телевизор и увидел себя молодого, дерущегося на экране с Евгением Киндиновым… Это был мой самый первый фильм — «Молодые», 1970-го года, мне там всего 21 год. Снимался я действительно много. Не скажу, что я играл большие роли, но это всегда были роли яркие. Еще я много снимался на ТВ в «Голубых огоньках» — помните, показывали такие каждый Новый год… Ни один «Огонек» тогда без цыган не обходился! И самое главное — кино и телевидение подарило мне счастье встретиться на съемочной площадке с удивительными людьми,  великими артистами, среди которых Нонна Викторовна Мордюкова, Евгений Павлович Леонов, Татьяна Пельтцер, Анатолий Солоницын, Алла Ларионова, Олег Янковский, Александр Михайлов… Артист — это, прежде всего, счастье оказаться в нужном месте в нужное время. Господин Случай… 

У вас были актерские потери?

Эх… Дело было на «Мосфильме» — меня утвердили на роль Зобара в культовом фильме «Табор уходи т в небо», и мы уже вовсю начали снимать. Как раз отсняли одну сцену, и в перерыве я сидел на стуле. Лотяну проходил мимо и сказал: «Ой, Коля, как ты хорошо сидишь! Давай-ка, снимем!» А, давай! Начали снимать, и тут он просит меня — подними ногу выше…теперь опусти… теперь вправо… а теперь влево… опять наверх давай… В итоге стало очень неудобно, пропало то физическое самочувствие, с которым я начинал сцену — для актера такое категорически противопоказано. Я сказал ему об этом. Он в ответ — а тебя кто спрашивает?! И послал  меня матом. Я недолго думая схватил тот самый табурет, на котором сидел, и запустил в него со всей силы.  

Попали?

Нет. Он увернулся и убежал с площадки. Я, было, бросился за ним, но на меня навалились и, что называется, «повязали», так что знаменитого режиссера Эмиля Лотяну я в тот день табуретом не убил. Но роль, естественно, потерял. Да, это была ПОТЕРЯ, возможно — главная в моей актерской биографии. Впрочем, почти сразу же не менее известный режиссер Игорь Масленников позвал меня сниматься в советско-норвежский фильм «Под каменным небом», где я сыграл цыгана-разведчика (вместе с Леоновым и Янковским, это было очень-очень здорово).

Кого бы из литературных герое вам всегда хотелось сыграть? 

Ой, Д`Артаньяна, конечно! В детстве мы постоянно играли с ребятами в мушкетеров — вырезали палки и фехтовали. Однажды на гастролях родителей (они у меня тоже были артистами) в Калининграде с друзьями устроили такую вот дуэль на палках. Человек семь нас было. Ко мне вдруг подошел какой-то мужчина и спрашивает: «Ты хочешь заниматься фехтованием?» — «Не знаю, говорю, не думал об этом». — «Ну-ка, давай, веди меня к родителям». Он им сказал: «Ваш сын — прирожденный фехтовальщик, у него хорошее чувство расстояния, прекрасная реакция — причём как атакующая, так и защитная, ему надо заниматься серьезно». На что папа ответил: «Мы артисты и всё время на гастролях…» Так вот моя судьба мушкетера не состоялась. Нет, я ни о чём не жалею, потому что рожден я все-таки для сцены, это однозначно… Но когда вышел фильм о мушкетерах с Боярским, сердце все-таки ёкнуло. Эх, думаю, все-таки стопроцентно моя роль! Почему не пригласили хотя бы на пробы? Лишний раз убедился, что артист — это Случай и Судьба. Нужно просто оказаться в нужном месте и в нужное время. Да, Боярский в этой роли великолепен, но кто знает, какой Д’Артаньян вышел бы из меня?  

Что бы вы пожелали читателям в конце интервью?

Самое главное — чтобы было над всеми нами мирное небо. И всем нам терпения. И, дай Бог, как можно быстрее праздновать нам победу добра над злом.

Текст: Елена Логинова

.