Елена Бахтиярова: «Я надеюсь, везение и в дальнейшем не покинет меня»
Создатель мюзикла «Призрак оперы» Эндрю Ллойд Уэббер в одном из интервью назвал Елену Бахтиярову одной из лучших исполнительниц роли Кристин Даэ за всю историю постановки.
А вот сама актриса уверена, что попала в мюзикл совершенно случайно, благодаря стечению обстоятельств. ОК! поговорил с Еленой Бахтияровой о влюбленности, везении и о том, почему душой она иногда остается с Призраком.
Вы как-то сказали, что Кристин – это прямое попадание в роль вас как личности. Почему?
Мы с Кристин очень похожи. Внутренне. Жизненными принципами и манерой поведения. И внешне, как мне кажется. Пусть этот образ и придуман, но описан он достаточно четко: женственная, хрупкая, при этом достаточно уверенная в себе и своих силах. Она немного старомодна, как и я, немного наивна, немного восторженна и так же отдана работе целиком и полностью — всё это присутствует и во мне, оттого играть этот образ, проживать его мне достаточно легко.
Как вы вообще попали в этот проект?
Как и все его участники — через кастинг. Правда, в отличие от многих, я (в переносном смысле) запрыгнула в уходящий поезд: тянула с участием в кастинге до последнего. Но мне повезло, меня утвердили. Видимо, то сходство с Кристин, о котором мы с вами поговорили, ощутила не только я, но и продюсеры проекта. (Смеется.)
До того, как вас пригласили на пробы, вы видели этот мюзикл вживую?
Нет, вживую нет, только в записи. Но благодаря компании «Стейдж Энтертейнмент» увидела сразу же после утверждения на роль. Мы вместе с актерами спектакля и продюсером мюзикла Дмитрием Богачёвым отправились в Лондон, где и насладились «Призраком» наконец-то вживую!! Эмоций хватило как минимум на год первого проката в Москве. (Улыбается.)
Кастинг был сложный? Все-таки Эндрю Ллойд Уэббер утверждал актеров лично. Он же позже назвал вас одной из лучших исполнительниц роли Кристин.
Знаете, есть такая поговорка: «Новичкам везет». Вот мне, кажется, как новичку в жанре мюзиклов очень повезло: я достаточно легко прошла кастинг и сразу же попала в проект без преувеличения первой величины. Я надеюсь, что это везение и в дальнейшем не покинет меня, для этого прикладываю все силы, чтобы наращивать свой профессиональный опыт. Касательно Эндрю Ллойда Уэббера, признаюсь честно, я до сих пор как во сне вспоминаю нашу личную встречу, когда Дмитрий Ермак (исполнитель роли Призрака), Евгений Зайцев (Рауль) и я в какой-то абсолютно домашней, располагающей атмосфере под аккомпанемент рояля исполнили для него арии из мюзикла. А уж о том, что он меня похвалил и как-то определил мое место в иерархии исполнительниц роли Кристин, я вообще не помнила и тогда не осознавала. Слава богу, наш оператор снял видео — теперь будет что показать детям и внукам. (Смеется.) Это действительно очень волнительно и очень приятно, мотивирует развиваться, стремиться к вершинам успеха. Такое признание дорогого стоит.
Вам сразу сказали, что берут на эту роль?
Нет, там был достаточно сложный процесс прохождения всех этапов кастинга, поэтому от самого прослушивания в третьем этапе до звонка с подтверждением прошло порядка трех недель. Не скажу, что все три недели я себе места не находила, но каждую ночь по часу точно не досыпала. (Смеется.)
Вы верите в случайности, или все-таки все случайности не случайны?
Я, безусловно, фаталист. Всё, что происходит, не случайно. Мне кажется, что вся наша жизнь, как полотно, складывается из случайностей, так же как и каждый человек состоит из милых, приятных или порой неприятных мелочей. (Смеется.)
Лена, вы ведь изначально оперная певица и в одном из своих интервью даже как-то сказали: «Раньше я никогда не участвовала в мюзиклах и не собиралась переходить в другой жанр». Сейчас ваше мнение насчет участия в мюзиклах изменилось?
Безусловно. Я влюблена в этот жанр. Естественно, и классика навсегда в моем сердце. Но мюзиклы — это что-то волшебное. Когда артист на сцене должен не только красиво, точно, филигранно исполнять свою партию, но при этом еще и драматически сыграть, а порой и станцевать — это, безусловно, восхищает зрителя и притягивает меня как актрису. Мне хочется брать все эти рубежи, хочется быть совершенной во всем на сцене, не только в вокале. И жанр мюзикла это позволяет. Поэтому свою дальнейшую творческую судьбу мне, конечно, хотелось бы связать с ним.
Я знаю, что одну из арий Кристин вам довелось исполнять в самой Парижской опере. Как так получилось?
В рамках пресс-тура, посвященного «Призраку оперы», мы не только побывали на лондонской постановке, но и отправились в Париж... Именно этот город, полный романтики и любви, и является местом действия истории о призраке оперы. А про «Опера Гарнье» можно рассказывать часами. Это здание не только пропитано своим определенным старинным запахом (как известно, у всех долгоживущих зданий есть свой аромат старины), там я ощутила нечто загадочное, завораживающее. Возможно, это дух театра витал в воздухе, а значит, театр живой, он дышит, и ты ощущаешь его дыхание, оно тебя обволакивает, одурманивает, приводит в такой восторг, что ты забываешь обо всем и начинаешь растворяться в его величественных пространствах! У нас с Дмитрием была фотосессия в самом здании Оперы, и в какой-то момент мы стояли в той самой ложе номер пять и не смогли сдержаться — запели.. И дуэт Призрака и Кристин впервые прозвучал в этом зале на чистом русском пусть и дрожащими от волнения голосами.
Если верить статистике, то за прошлый год практически ежедневных показов спектакль был сыгран почти четыреста раз, из них вы выходили на сцену в роли Кристин Даэ более двухсот пятидесяти. Как вам удалось выдержать такой график? Все-таки это колоссальная нагрузка для голоса. Или энергетика зала подпитывает?
Безусловно, и энергетика зала подпитывает, и сам проект настолько величественный, масштабный и знаковый, что играть в нем это и трепетно, и волнительно каждый раз — но именно это и придает сил. Ну и конечно, без фониатров и дня не обходится. Из-за порой ежедневных выходов на сцену мои связки, как говорят специалисты, стали железобетонными, но заботу о них, равно как и о теле в целом, никто не отменял.
Семья не страдает от недостатка внимания?
Конечно, страдает, как без этого. Любой человек, в чьей жизни карьера вырывается на первое место, начинает так или иначе обделять близких вниманием. Но я стараюсь всё это наверстывать в любой удобный момент. Каникулы, выходные, любая минутка для того, чтобы провести ее с семьей.
Лена, а сами вы со скольких лет начали грезить сценой?
Ой, прямо, что называется, с малых. Все эти новогодние утренники, которые многими детьми воспринимались не иначе как издевательство из-за костюмов зайчиков, белочек и снежинок, меня радовали донельзя. Каждое переодевание, каждая возможность поиграть что-то, побыть кем-то уже в том возрасте давали ощущение азарта и счастья. И вот вылилось в профильное образование. (Смеется.)
Музыкой, наверное, вы начали заниматься с подачи родителей? Это было добровольно, или вас приходилось заставлять?
Сама, но семья всегда была на моей стороне, во всем меня поддерживала. Мало того, выбери я любое другое образование, найди себе любое другое призвание — семья так же бы поддержала. В этом наша сила!
Вы с детства понимали, что свяжете свою жизнь именно с пением?
Думаю, да. Бывало время, когда я подумывала стать врачом. Но все-таки пение, желание быть на сцене всегда побеждали. Я поступала в несколько вузов сразу, ГИТИС победил. Или я победила ГИТИС. (Смеется.) Переезжать не боялась. Мне кажется, что для профессионального роста актеру, артисту необходимо покорить столицу — неважно, Москву или Санкт-Петербург, но без этого состояться просто невозможно.
Многие артисты живут на два, а порой и три города — готовы ли вы к такой жизни?
Еще не пробовала, но думаю, что готова. Мне кажется, актеры — люди мира. Нью-Йорк или Берлин, Париж или Москва... Если ты способен достучаться до сердца русского человека, ты должен и француза заставить плакать, и немца не оставить безучастным. Поэтому, если будут шансы, будет возможность, я с удовольствием буду играть на разных сценах для любого зрителя.
Актер или актриса должны быть эмоциональными и в жизни, чтобы отыграть это на сцене? Или наоборот, быть в жизни уравновешенными, чтобы на сцене раскрываться полностью?
Я сама достаточно спокойная. То есть, конечно, с близкими я бываю эмоциональна, но это скорее исключения. Мне кажется, большинство актеров в жизни достаточно уравновешены, и этот нерв, который необходим каждому из нас на сцене, оголяется ровно в тот момент, как мы переодеваемся в одежду персонажа. Вот этот пресловутый процесс настройки на роль, о котором так много всегда вопросов, наверное, и есть процесс оголения нерва, обострения всех эмоций, чтобы привлечь зрителя, заставить его прожить с тобой чью-то жизнь, поверить в каждую ее деталь, вовлечь его в круговерть событий.
Ваша дочь уже мечтает пойти по вашим стопам?
Не только мечтает, но и уже во всю реализует. У нее потрясающие вокальные способности для ее возраста и артистические данные. Думаю, она всем еще покажет! Конечно, я не буду настаивать, если вдруг в более сознательном возрасте (а сейчас ей семь) она изберет совсем другую профессию, но честно скажу, была бы очень рада, если бы она тоже стала актрисой. Это замечательная реализация себя как личности, полная любви, людей, ярких красок, пусть не без своих трудностей, но всё же в основном дарящая обожание, уважение и поддержку, столь необходимые нам в жизни.
Вы берете ее за кулисы?
Да, конечно, этим летом она раз шесть видела «Призрак оперы», и за кулисами была частым гостем. Самая трогательная история, которую многие из нашей труппы вспоминают до сих пор, как однажды дочка, сидя во втором ряду, в самый трогательный момент спектакля, где все выдерживали ту самую «мхатовскую паузу», вдруг посмотрела на меня и отчетливо, громко сказала: «Мама». Спектакль продолжить, конечно, удалось, но сами понимаете, настрой уже был куда веселее обычного. (Смеется.)
Вы как-то сказали: «По сюжету моя героиня выбирает Рауля, но душой я иногда остаюсь с Призраком». Почему?
Как раз в продолжение темы дочки: когда она увидела спектакль в первый раз, она заплакала в конце и потом, придя ко мне за кулисы, спросила: «А что же ты с ним не осталась?» А устами ребенка, как известно, глаголит истина... Так и я, честно скажу, каждый раз до самой последней сцены не знаю, кого выберу. Нет, конечно, по сценарию я четко выбираю Рауля, тут у меня нет никаких вариантов, но по самому спектаклю каждый раз это действительно муки выбора, и, признаюсь, порой Рауль побеждает отнюдь не так уверенно, как в романе Гастона Леру. Это зависит и от партнера, какую он ведет с тобой игру, какими красками она окрашена, и от общей заряженности спектакля, и от того, как была сыграна какая-то конкретная сцена, которая раз — и дала поворот всему сюжету немного под другим углом. И вот бывает действительно так, что я отдаю кольцо Призраку, прощаясь, ухожу за кулисы, а на самом деле остаюсь с ним. А бывает, что настолько мне неприятен его персонаж, что даже не хочется возвращаться к нему, чтобы проститься, хочется сразу бежать с Раулем и не помнить всего произошедшего. Каждый спектакль — это как маленькая жизнь, его невозможно прожить одинаково, с одинаковыми эмоциями и ощущениями.
Вы могли бы полюбить человека только за его талант?
Влюбиться — да, полюбить — нет. Любовь — это очень обширный спектр эмоций, она не может быть вызвана и иметь продолжение только по одной позиции, пусть и безоговорочной позиции «таланта». Но влюбиться за талант — это всегда пожалуйста! Именно поэтому я влюблена во всю труппу «Призрака оперы» без исключений!