Российский Тимоти Шаламе: кто такой Марк Эйдельштейн

И почему о нём скоро все заговорят?

Фотограф: Иван Пономаренко и пресс-служба Марк Эйдельштейн

.

Подростковые проекты на телевидении и в кино переживают пик своей популярности, а их авторы всегда в поиске новых талантливых лиц. В этом году таким открытием стал 20-летний Марк Эйдельштейн, которого уже называют «российским Тимоти Шаламе». Рассказываем о тяжелых отношениях со скрипкой, работе с Гошей Рубчинским, поездке на Берлинале и проектах с участием перспективного артиста, которые скоро можно будет посмотреть.

  • Школа и первые пробы

Марк, младший сын в семье Эйдельштейнов, родился 18 февраля 2002 года в Нижнем Новгороде. Его мама работает преподавателем сценической речи в Нижегородском театральном училище имени Евстигнеева, куда юноша часто сбегал с уроков. Курсы по литературе и сценическому мастерству казались Марку гораздо увлекательнее школьных занятий. Конечно, частые прогулы негативно повлияли на успеваемость, которая и без того была далека от идеала. «Когда мама запретила мне ходить в училище, я залезал туда через окно и умолял педагогов не выдавать меня», — вспоминает Марк. В 7 классе Эйдельштейна пригласили на кинопробы в сериал «Улица» от канала ТНТ. Тогда он тайком купил билеты, идеально выучил текст и уехал в Москву, но провалил просмотр: «Спустя какое-то время я посмотрел «Улицу» и подумал: «Господи, какая лажа! Как хорошо, что меня не взяли на роль».

  • Школа экстерном

В то же время юноша подрабатывал аниматором в грузинском ресторане и посещал музыкальную школу имени Виллуана по классу фортепиано и скрипки. Со временем Марк забросил занятия: «Я играл на скрипке пять лет, а потом разбил ее, потому что надоело, так как музыкалка была не совсем моим желанием, а моих родителей». Новым увлечением подростка стала декламация — выразительное чтение стихов и прозы. В 2018 году Марк прошел региональный отбор конкурса юных чтецов «Живая классика» и попал на всероссийский финал, проходивший в «Артеке». Там и произошло знакомство, которое способствовало будущей карьере Эйдельштейна. Декан ГИТИСа Тарас Белоусов посоветовал молодому таланту как можно скорее заканчивать школу и поступать в театральный вуз. Марк был в восторге: «Я вернулся в школу с рекомендательным письмом, рассказал директору про декана ГИТИСа и пообещал прославлять 13-ю гимназию. Школу я окончил экстерном».

  • Моделинг

Важным этапом в своем юношеском становлении Эйдельштейн считает работу моделью, которая значительно повлияла на уверенность в себе. Сначала Марк снялся для локального магазина стритвира «Родина» в Нижнем Новгороде, а позже принял участие в проекте Faces of Russia, где смог выделиться своей необычной внешностью. Вскоре юноша был приглашен в Санкт-Петербург для участия в показе Гоши Рубчинского. «Потом модельные агентства предлагали мне поехать в Китай и Японию, один раз даже звали работать в Италии. Но я должен был думать о поступлении», — вспоминает молодой актер.

  • МХАТ

Марк подал документы в ГИТИС, ВГИК, Школу-студию МХАТ и театральное училище имени Щукина, несмотря на то, что родители не поддерживали желание сына стать актером. Его отец считал, что это несерьезная профессия, а мама утверждала, что больших денег там не заработать. Прочитав на вступительных экзаменах отрывок «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера, Эйдельштейн был зачислен в мастерскую Марины Брусникиной и Сергея Щедрина в Школе-студии МХАТ. По словам актера, там учат при помощи актерского мастерства разговаривать со зрителем о том, о чём нельзя сказать прямо. Педагоги в студии с пониманием относятся к актерской карьере студентов — интересуются, какой проект, кто режиссер, читают сценарии и даже дают свои комментарии.

  • Актерский дебют

Уже на первом курсе Марк приступил к активным съемкам, параллельно обучаясь актерскому ремеслу. В 2020 году зрители онлайн-кинотеатров могли увидеть начинающего актера в подростковой драме о противостоянии родных сестер «Сама дура». Ключевых персонажей исполнили молодые актрисы Полина Гухман и Елизавета Ищенко, Эйдельштейну же досталась небольшая роль Славы, ставшая дебютом.

  • Большие роли

В 2021 году состоялась премьера эксцентричной молодежной комедии «Краш», где Марк Эйдельштейн перевоплотился в Мистера Дюки. Изначально фильм назывался «Храни меня, мой **** (название запрещенной в России социальной сети)», а дебютировавшие в полном метре братья Пресняковы провели съемки картины одним кадром, без склеек, что потребовало несколько месяцев плодотворных репетиций. Партнерами Эйдельштейна по площадке стали Равшана Куркова, Юрий Чурсин и Макар Запорожский.

В том же году на сервисе KION вышел альманах музыкальных короткометражных фильмов о подростках «Шестнадцать+». Главными героями десятой новеллы «Я не боюсь» стали Марк Эйдельштейн и Илларион Маров. Актер признается, что мечтает когда-нибудь вновь поработать с режиссером короткометражки, но уже на более длинной дистанции: «Владимир Бек был первым молодым режиссером, которого я увидел. Когда он начал разбирать сценарий и ставить задачи, я был так поражен тем, что молодой парень может быть настолько осознанным и конкретным, и меня это очень пленило».

  • Прорыв

В этом году состоялась премьера фильма «Первый снег», ставшего полнометражным дебютом Наталии Кончаловской — дочери известного российского режиссера Андрея Кончаловского. Тем символичнее, что в основу драмеди легла история об отцах и детях. Здесь Марк исполнил роль Павла — возлюбленного главной героини Кристины, которая только выпустилась из вуза и пытается разобраться в себе. Актер признается, что на съемках больше переживал за свою партнершу Юлию Шульеву: «Так сложилось, что почему-то там я на себя не смотрел, потому что чувствовал: на мне нет ответственности за кино». Однако актер находит в небольших ролях и положительные моменты: «Для фильма я учился играть на трубе — это огромный бонус профессии и очень расширяет твой мир».

Самым прорывным для Эйдельштейна стал 8-серийный проект онлайн-сервиса START «Смычок», где он исполнил центрального персонажа. Герой Марка — застенчивый и отстраненный скрипач из Пятигорска по имени Сеня, который отправляется поступать в Санкт-Петербургскую консерваторию. По пути юноша знакомится с девушкой, из-за которой попадает в неприятности и оказывается втянут в торговлю наркотиками. Эйдельштейн идеально попал в образ Сени с ангельской внешностью, а навыки игры на скрипке стали дополнительным преимуществом при подготовке к роли с музыкальным педагогом. По словам актера, было особенно важно хорошо играть на инструменте и не ударить в грязь лицом, ведь его герой выражает свои чувства и переживания через музыку: «Какие-то вещи в кадре я играл сам, особо сложные исполнял дублер. Заслуга музыкалки в том, что я убедительно смотрелся в кадре с инструментом». Марк оценил проект как острое высказывание современности в сочетании с классической музыкой и подростковыми проблемами и признался, что во МХАТе скептически относились к его участию в этом сериале.

  • Берлинале

Этим летом Эйдельштейн появился на экранах кинотеатров в молодежной драме Юлии Трофимовой «Страна Саша» по одноименной повести Галы Узрютовой. Партнершей молодого актера стала обаятельная Мария Мацель, а фильм попал в секцию Generation14plus Берлинале, где и состоялась премьера с участием всей творческой команды: «Это мой первый фестиваль в жизни. Было ощущение какой-то абсолютной сказки, потому что я никогда не был в Берлине». Перед началом работы над фильмом Юлия Трофимова нашла для Марка педагога по рисованию, чтобы научиться писать в стиле Шиле: «У меня был блокнот, который мне подарила продюсер Катя Михайлова, и я, когда мне было грустно, садился где-нибудь на улице и пытался писать натуру». Марк признаётся, что в фильме на 90% сыграл самого себя и в некоторых сценах даже носил свою одежду: «В сериале «Смычок» все равно я пытаюсь что-то играть, раскрыть в себе какую-то отрицательную сторону. А в «Стране Саше» я попытался, наоборот, вытащить из себя все то искреннее, что во мне есть».

  • Дебют в театре

Также летом состоялся и театральный дебют актера на Новой сцене МХТ имени А.П. Чехова в постановке Аллы Сигаловой «Страсти…Вопросы…» по Евангелию. Марк рассказал, что: «Алла Михайловна ставит спектакль с каждым выпуском Школы-студии на третьем курсе, и все студенты знают, что работа с ней – это медные трубы, которые ты должен пройти, чтобы перейти на четвертый курс». В постановке Эйдельштейн исполнил роль Иисуса Христа, что требовало усердной подготовки, поэтому актеру пришлось полтора месяца разрываться между Школой-студией и киносъемками в двух часах полета от Москвы.

  • Новые проекты

19 ноября Кинопоиск представит новый проект «Монастырь» с участием молодого актера. В центре сюжета окажется героиня Насти Ивлеевой, которая вынуждена променять беззаботную жизнь в Дубае на келью в стенах монастыря. Встреча с ней сталкивает персонажа Эйдельштейна с реальностью и переворачивает его представление о мире и своем будущем. Автором проекта выступила шоураннер «Триггера» и «Нулевого пациента» Александра Ремизова.

А уже в следующем году состоится премьера исторической драмы Сергея Урсуляка о Великой Отечественной войне «Праведник». Марк исполнил одну из двух главных ролей и предстанет в образе еврейского мальчика Моше Таля. «Это очень серьезная работа — военный фильм про то, как Александр Киселев спасал евреев во время ВОВ», — рассказал актер. Партнерами Эйдельштейна по съемочной площадке выступят Константин Хабенский и Чулпан Хаматова.

  • Кумиры

В России Марка часто сравнивают с Тимоти Шаламе. Сам Эйдельштейн отмечает, что подобные сравнения в актерском деле неизбежны, и они его только мотивируют. Но из всех актеров он больше всего равняется на Константина Хабенского и восхищается игрой Юры Борисова, а сам мечтает когда-нибудь сняться в фильме Гаспара Ноэ. Голливуд не особо привлекает Марка, но ему нравится английский язык и то, как он звучит: «Когда я был на Берлинале, мы смотрели фильмы на иностранных языках, и английский мне показался очень звучным, кинематографичным. Хотелось бы на нем когда-нибудь сыграть».

.