Пётр Шерешевский: «Мне интересно проявление жизни на сцене»

5 и 6 ноября на Малой сцене МХТ имени А.П. Чехова пройдет премьера спектакля Петра Шерешевского «Друг мой» по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика.

Фотографии: Олег Черноус, Екатерина Цветкова

.

«Симфония» – так обозначил режиссер жанр этой постановки. «Друг мой» – это история про двух приятелей, которые однажды ночью вышли прогуляться, про одиночество и дружбу, невозможность пройти мимо чужой беды и про ребенка, который продолжает жить в душе человека, сколько бы ему ни было лет. В главных ролях: Павел Ворожцов и Виктор Хориняк.

Этот спектакль – первый результат лабораторного проекта МХТ имени Чехова АРТХАБ, занятого поиском новых драматургов и режиссеров, которые оказались бы с театром «одной крови». Впрочем, имя Петра Шерешевского театралам знакомо давно: с 2015 года он возглавляет в Петербурге Камерный театр Малыщицкого, до этого был главным режиссером театров в Новокузнецке и Ижевске, его спектакли неоднократно номинировались на «Золотую маску» и становились лауреатами других фестивалей. Постановщики с таким бэкграундом – не частые гости на театральных лабораториях.

Пётр, а чем вам интересно участие в режиссерской лаборатории? Ведь перед вами не стоит задачи, что называется, «заявить о себе».

Не могу сказать, что много раз в своей жизни принимал участие в лабораториях, всего раза четыре, наверное. Причем в молодости мне как раз не доводилось этого делать. Так что первая моя лаборатория случилась лет пять назад, когда у меня за плечами был уже большой опыт. Меня тогда позвал Олег Лоевский, основатель и руководитель фестиваля «Реальный театр» в Екатеринбурге, а ему сложно отказать. В АРТХАБ же меня пригласил куратор проекта Павел Руднев. Было интересно поработать в МХТ, познакомиться с мхатовскими артистами. 

Почему вы взялись именно за пьесу Константина Стешика «Друг мой»?

Павел предложил мне десять пьес, из них я выбрал одну. Она мне показалась самой лучшей, да и просто очень хорошей. В ней есть художественный вызов, потому что совершенно не понятно, как к ней подобраться. Это ведь рассказ от первого лица, в котором очень много поэзии. Там есть импрессионистический взгляд на мир, а собственно драматургия глубоко спрятана. Моя задача была – сохранить поэзию, но при этом насытить историю сценическим действием. 

И вышла «симфония», причем совершенно законченная. Как за шесть дней поставить эскиз, который кажется готовым спектаклем?

Знаете, те несколько раз, что я участвовал в режиссерских лабораториях, всегда заканчивались готовым спектаклем. Думаю, разгадка тут проста. Когда тебе отведена на репетиции максимум неделя, ты понимаешь, что это и есть длина твоей жизни в театре. И не думаешь: сейчас я попробую, а потом когда-нибудь доведу до ума. Ты пытаешься за эти несколько дней максимально сделать что-то целое. А когда целое создано, в него уже сложно «просунуть ноготь» и что-то начать менять. 

Наверное, вы просто все придумываете заранее?

Я не умею придумывать заранее. Я загодя думаю лишь о языке, на котором мы будем пробовать разговаривать. А дальше ты начинаешь разговор, и как-то он складывается. Справедливости ради надо сказать, что семь дней лаборатории это не то, что семь дней обыкновенных репетиций. Потому что во время лаборатории и театр, и артисты мобилизованы настолько, что работают с девяти утра до десяти вечера, и эти семь дней можно умножать в несколько раз. Так они насыщены.

Сцена из спектакля «Друг мой» Сцена из спектакля «Друг мой»

Сцена из спектакля «Друг мой» Сцена из спектакля «Друг мой»

Сцена из спектакля «Друг мой» Сцена из спектакля «Друг мой»

Значит ли это, что вам в условиях стресса работается лучше, чем в штатном режиме?

Нет, конечно, мне комфортнее не спеша двигаться с артистами к премьере. Вот недавно мы делали спектакль «Идиот» по Достоевскому в театре «Приют комедианта» в Петербурге, и две недели сочиняли пьесу, а потом еще дописывали ее в процессе репетиций. Длинное дыхание – это совсем другое дело, более сложные задачи можно перед собою ставить.

О чём для вас спектакль «Друг мой»?

О нашем инфантилизме, причем это инфантилизм не обязательно со знаком минус. А со всеми оттенками, которое это слово в себе несет. С одной стороны, неплохо сохранить в себе ребенка и юношеский драйв. С другой – так можно и всю жизнь прошляпить. Это живая, понятная история. В театре мне всегда интересно разглядывать душу человека, интересно, как личность актера проступает сквозь персонажа. Вообще для меня театр – это про взаимодействие с живыми людьми.

Важная роль в спектакле отведена художникам, студентам Школы-студии МХАТ Марине Моторной и Степану Лысенко, которые прямо на глазах у зрителей создали мир пьесы. Их рисунки возникают по ходу действия и транслируются на экран. Как возникло это решение?

Сам прием с рисованием во время спектакля я придумал, когда читал пьесу. Предложил его ребятам, и они воскликнули: «А мы как раз мечтали что-то такое попробовать!» Художники развили эту идею и в результате получился объемный мир, где есть и рисунки, и актерская игра, и пение, и музыка. За последнее в спектакле отвечает Ванечка («Оркестр приватного танца»). У Ванечки много талантов, в числе которых дар создавать оркестры – и очень разные оркестры – из драматических артистов. Вот сейчас у меня вышла премьера в питерском театре «Суббота» – «Опера нищего», так там актеры поют зонги, играют на колесной лире, балалайке, перкуссии. И здесь, в спектакле «Друг мой», Ванечка тоже создал оркестр.

Сцена из спектакля «Друг мой» Сцена из спектакля «Друг мой»

Сцена из спектакля «Друг мой» Сцена из спектакля «Друг мой»

Сцена из спектакля «Друг мой» Сцена из спектакля «Друг мой»

Вы окончили Петербургскую театральную академию в 1996 году, учились у легендарного театрального педагога Ирины Борисовны Малочевской (с вами на курсе учился и режиссер Юрий Бутусов). Что сегодня вспоминаете из ее уроков? 

Ирина Борисовна – единственный человек на земле, к которому я относился и отношусь с благоговением. Она великий педагог. К сожалению, она выпустила только один наш курс. До этого в течение пятнадцати лет была третьим педагогом у Георгия Александровича Товстоногова, а вскоре после нашего выпуска уехала в Норвегию и учила студентов уже там. Практически весь современный норвежский театр – это ее ученики. 

Всё главное, что я умею, – от нее, от школы, которую она нам дала. Настолько широкий взгляд на театр она нам привила, что как бы ты ни пересматривал потом свои взгляды на то, что такое сценическое искусство, – а это процесс постоянный – все равно основа остается той же, заложенной Ириной Борисовной в мастерской. Нам, конечно, очень повезло.

Больше двадцати лет назад вы начали активно работать в провинции. Для молодого режиссера это продуктивный, важный опыт?

Да я и сейчас работаю в провинции. Пятьдесят процентов своего времени я провожу там. У меня есть свой маленький театр в Питере – Камерный театр Малыщицкого – сейчас появились какие-то предложения московские и петербургские. Но вот после Нового года я должен поехать в Омск, из Омска – в Краснодар. На самом деле по процессу работы это ничем не отличается. Ты приезжаешь в театр – там точно такие же артисты, они ничуть не менее профессиональные, ничуть не менее личностные. Просто в провинции они чуть более театроцентричны. В Москве и Петербурге есть съемки, параллельные проекты, а в провинции человек буквально живет в театре и его ничего не отвлекает.  

Разница есть с точки зрения славы, востребованности, откликов. Понятно, что то, что вышло в Новокузнецке или Ижевске, – оно там и осталось, разве что выехало на какой-то фестиваль. Ну и чего лукавить – хочется работать для большего количества театральной публики, а понятно, что в столицах этот пласт шире. И востребованность в этом смысле больше.

Зато спектакли в тех городах, где я ставлю, живут очень долго, иногда десятилетиями. А это тоже важно. 

Только за последние пару месяцев у вас вышло три премьеры. Вы всегда так много работаете? 

Я действительно жаден до работы, с большим трудом от нее отказываюсь, поэтому графики у меня обычно составлены плотно. Это не значит, что я что-то делаю впопыхах. Недавно у меня с разницей в две недели вышли две премьеры в Питере – «Идиот» и «Опера нищего». Но занимался я этими спектаклями долго, приступил к ним, как только выпустил в начале мая «Марию Стюарт» в Московском ТЮЗе. Сейчас выйдет «Друг мой», а завтра уже начнутся репетиции следующего спектакля. 

А какого?

В ближайшие дни планирую ввести нового исполнителя главной роли в «Конформиста», этот спектакль идет в Камерном театре Малыщицкого уже восемь лет. Мне кажется, что в центре этой истории должен быть молодой человек, а прежний исполнитель – почти мой ровесник, из-за чего смысл стал немного ускользать. А дальше в том же в Камерном театре Малыщицкого должен приступить к «Профессору Сторицыну» Леонида Андреева. Премьера в конце декабря.

Вы ставите новые пьесы «Друг мой» Константина Стешика в МХТ и «Исход» Полины Бородиной в театре «Шалом», а одновременно – спектакли по «Марии Стюарт» Шиллера и «Идиоту» Достоевского. Что вам интереснее?

Это просто совсем разные игры. Не думаю, что одна лучше или увлекательнее другой. Одно дело – небольшая современная пьеса, мысль там, как правило, лаконичная, но это в порядке вещей, это то, чем отличается графика от живописи или рассказ от романа. Другое дело – классика, где мы не столько читаем историю, сколько начинаем разглядывать время сквозь время, ощущать себя в некоей исторической перспективе, что просто невозможно с современными текстами. Современный текст рожден сегодня, он может, конечно, с чем-то постмодернистски спорить или что-то цитировать, но у него нет возможности прохождения через грани эпох и культур. Ставя же спектакли по классике, ты неизбежно размышляешь в этих категориях. 

Ваш спектакль «Мария Стюарт» в Московском ТЮЗе – одна из самых ярких премьер последнего времени, с блестящим дуэтом Виктории Верберг в роли Елизаветы и Софии Сливиной – Марии Стюарт. Верберг играет королеву, переполненную чувством вседозволенности, которое дает власть, и временами на это просто очень тяжело смотреть. Так и было задумано?

Ну да, это и должно быть больно. Когда мы смотрим на проявление несправедливости, нам же становится физически плохо. Это задевает. А как иначе? Мне кажется, что это даже тяжелее, чем когда ты смотришь на человеческую боль. Потому что когда ты смотришь на боль, на какие-то внутренние сломы человека, ты сострадаешь. А когда ты смотришь на несправедливость, разврат и произвол, то в тебе все возмущается, и это очень сложно переживаемые чувства. 

Читая ваши интервью, я заметила, что самое частое слово в них – «живой».

Это и правда одно из моих любимых слов. Мне интересно проявление живого на сцене. Это то, что меня цепляет в театре больше всего. Живой личности, живого, сегодняшнего времени. Это две основные вещи, на которые я всегда обращаю внимание. 

Беседовала Александра Машукова     

Авторы фотографий: Екатерина Цветкова, Олег Черноус

Генеральный спонсор театра – Банк Открытие

Спонсор театра – Банк ВТБ 

.