Агата Муцениеце: «Когда ты говоришь правду — ты неуязвим»

В жизни актрисы неожиданные повороты идут один за другим: статус свободной женщины, переезд в новый дом, смена привычного актерского амплуа… «Я люблю испытывать себя и никогда ни о чем не жалею», — признается Агата. О том, как далеко заходят эти испытания и почему воспитывать детей лучше на собственном примере, актриса рассказала в интервью ОK!

Фотограф: Майя Тэттэр; на Агате: платье Milk&Silk, подвеска JB (Jewellery Bar); на Мии: тренч Burberry, юбка, пуловер — всё Dior («Кенгуру»); на Тимофее: тренч, Брюки, сорочка — всё Burberry («Кенгуру») Агата Муцениеце с сыном Тимофеем и дочерью Мией

Агата, совсем недавно на «Горький fest» был представлен фильм «Просточеловек», в котором ты сыграла одну из главных ролей. До этого ты чаще всего появлялась в более легких жанрах, а здесь — настоящая глубокая драма… 

Иногда актер просто попадает в определенную волну и потом в этом амплуа движется дальше. Так было и у меня с романтическими комедиями, например.

Чувствуешь, что это переломный момент в твоей карьере?

Мне бы этого очень хотелось. На самом деле все артисты многогранны. Мы же учимся в институтах, в драмшколах. Вот Джим Керри, например: он же великолепный драматический артист, он владеет супертонким жанром трагикомедии, который вообще дается немногим. В глубине души я всегда хотела дебютировать в фестивальном кино, где могла бы показать себя в новом амплуа. Поэтому я была счастлива, когда мне предложили эту роль. Я прочитала сценарий, обрыдалась, и мне сказали: «Да мы в целом даже без проб хотим...»

Даже так!

Меня позвали сначала без проб, но потом они все-таки случились, всё прошло успешно. Думаю, что Лора — это моя роль. В сценарии она была прописана достаточно коварно — персонаж, казалось бы, отрицательный, но играть нужно было так, чтобы она не вызывала исключительно негативных эмоций. Лора должна была остаться человечной, чтобы зритель мог понять природу ее действий. 

Человек не может быть однозначно плохим или однозначно хорошим.

Да! А у меня все-таки позитивная энергетика, и я умею негативных персонажей превращать в приятных. (Смеется.) Для меня этот фильм — гордость. Я очень надеюсь, что он как-то повернет мою карьеру в сторону подобного кино, потому что мне это по-настоящему интересно, я люблю таких сложных многогранных героинь.

Лора — хороший пример человека, который не осознает, что делает не так. 

Абсолютно.

И во многих моментах она ведет себя по отношению к своему парню как мать.

Она думает, что это любовь и что она точно знает, как нужно. Мне кажется, в таких заблуждениях живет каждая вторая пара. Особенно это характерно для нас, женщин. Почему случается так много разводов, мужчины находят себе других женщин? Просто в какой-то момент, особенно родив детей, женщины становятся «мамочками» и начинают заботиться о муже как о сыне. 

Никогда не замечала за собой подобного поведения в браке?

Нет, я, наоборот, очень лояльна... Я и по отношению к детям такая же, мне кажется. (Смеется.) Мы с ними друзья. Я не из тех, кто душит заботой, мне самой нужно личное пространство, я очень дорожу своей свободой и буду за нее бороться всегда и до последнего. Поэтому мы с Лорой очень разные, но это и есть самое классное, потому что для меня это был некий челлендж. 

В кадре ты говоришь на безупречном испанском… 

У меня с этим языком очень странная история, я его полностью понимаю. В детстве мы с сестрой разговаривали на испанском, потому что смотрели всякие сериалы, а там часто отставал дубляж, и мы запоминали многие фразы и болтали между собой. А диалоги в фильме мне пришлось зазубривать, я просто перевела их для себя и сразу запомнила. 

И как удачно совпало, что твоя героиня должна была говорить именно на этом языке.

И это был бонус. И еще про совпадения: когда я пришла на встречу с режиссером, Яной Климовой-Юсуповой, она мне сказала: «Мы с тобой живем в одном поселке». А я уже к тому моменту оттуда переехала. Оказалось, что они с мужем купили дом напротив моего бывшего дома. И сейчас, когда езжу к Яне в гости, я через забор смотрю на свой прежний дом... Выяснилось даже, что я когда-то с ее мужем через балкон болтала, когда они делали ремонт. (Смеется.)

Часто в твоей жизни происходят такие совпадения? 

Мне кажется, постоянно. И эти совпадения я воспринимаю как знак того, что я на верном пути. Вообще я люблю прислушиваться к себе, делать то, что хочет душа.

То есть ты уверена, что на кривую дорожку душа тебя не заведет?

Думаю, нет. Если мне всё нравится, значит, всё зашибись.

Интересная позиция. А если дети скажут, что хотят заниматься чем-то, что ты не одобряешь?

Если сын, допустим, скажет: «Мама, я нашел себя, я хочу быть дворником или уличным художником», — пожалуйста. Водителем автобуса — пожалуйста. Хипстером — пожалуйста. Что хочет пусть делает, лишь бы счастлив был. 

Ты такая мама своя в доску?

Да! (Смеется.)

Но какие-то ограничительные меры всё же присутствуют? Или за воспитание отвечает папа?

У нас система «добрый и злой полицейский». Я — добрый полицейский. (Смеется.) Мне просто кажется, что родитель должен не указывать детям, как себя вести, а показывать на своем примере. А если ты говоришь, что нельзя курить, а сам это делаешь, у детей сразу ломается представление обо всем. Получается, ты ему запрещаешь это просто потому, что ты взрослый, а не потому, что курить реально вредно. «Я главный, потому что я родитель» — очень странная для меня позиция, поэтому я ее не придерживаюсь. Я от них могу требовать только то, что делаю сама, и для них важны мои собственные ценности. Дети всегда копируют модель поведения родителей. 

Твоя мама тоже была тебе в большей степени другом?

Она тоже давала мне свободу. Когда мне было 16 лет, я ей заявила, что хочу поехать в Милан работать моделью. И мама сказала: «Поезжай». Она посадила меня в самолет, и я полетела в неизвестность. Идеально! Я ей так за это благодарна, потому что вернулась оттуда совершенно другим человеком.

Как долго ты там пробыла?

Месяца полтора. Для меня это была настоящая школа жизни: мы жили в квартире, я в первый раз увидела метро, мне надо было ездить по всяким кастингам, я повсюду ходила с картой города, и мне это всё было в кайф. Вернулась оттуда самостоятельной и повзрослевшей. Я поняла: «А посуду, оказывается, надо мыть самой. Надо считать деньги, чтобы тебе хватило на неделю». Плюс я была в этой модельной тусовке, где все такие модные, стильные и тебе нужно им соответствовать. В первые дни было тяжело, конечно, но в то же время классно. Это как когда ты не умеешь плавать, а тебя взяли и бросили в озеро. 

А почему ты ушла от этой модельной истории?

У меня был неподходящий рост, меня взяли только благодаря в целом хорошей яркой внешности. Я весила 45 кг, была очень худая. Я поняла, что какой-то большой карьеры мне там не светит. Работы было не очень много, в основном съемки для всяких каталогов. И тогда я подумала: «Может быть, воплотить детскую мечту и пойти в театральное?» Что в итоге и сделала. (Улыбается.)

Легко поступила? 

Да, с первого раза. Во ВГИК, на курс Александра Яковлевича Михайлова. Я очень этого хотела и была уверена, что у меня всё получится. Я даже басню до конца не доучила, только до середины, потому что решение приняла спонтанно и к вступительным готовилась в поезде. 

Во время учебы не было моментов сомнения?

Конечно были. Иногда я думала: куда я пришла вообще? На первом курсе особенно часто посещала эта мысль, потому что ты учишься целый день и еще в субботу — я к этому была не готова. Организм от такого режима очень устает. Мы бесконечно изображали оленей или еще каких-то животных, и вот я и думаю: «Господи, мне 19 лет, а я показываю белочку. Какая глупость, зачем я этим занимаюсь?» (Смеется.) Но я решила, что годик потерплю, посмотрю, к чему-то же это всё приведет. Потом я начала узнавать про всякие кастинги, искать агента, причем сразу на первом курсе, я не тормозила. Поняла, что мне нужно делать уже сейчас, не выпустившись, потому что у меня уже был модельный опыт, когда ты проходишь 500 кастингов, а тебя никуда не берут. Стала ходить на пробы, и меня стали утверждать. Очень много снималась в рекламе, заработала денег, и мне начало нравиться то, чем я занимаюсь. (Смеется.) 

Ты не ждешь, когда тебе кто-то что-то принесет на блюдечке, надеешься на себя.

Конечно, а на кого еще? Потому что никто ничего не принесет. Я ни разу не видела, чтобы на кого-то свалилась манна небесная. Соответственно, если я сомневаюсь в том, что актерский агент, например, поспособствует моему успеху, то меня это не устраивает, я должна быть уверена, что у меня всё будет. 

Прагматичный подход.

Потому что я уже хорошо знаю людей. Они часто подводят, врут, не делают, ленятся. У нас у всех достаточно минусов, и у меня самой они тоже есть. Зная про это, я очень много работаю над собой. Я уверена, что сама себя не подведу.

В личных отношениях так же?

Уже да. Если бы я искала себе в дальнейшем какого-то, в этих отношениях в приоритете у меня была бы честность. Меня не устраивает красивая картинка в соцсетях, которая потом оборачивается адом. Самое главное в отношениях — когда два сильных человека могут друг без друга, но не хотят. Мужчина может иметь шанс тебе изменить, ты даже можешь ему это позволить, но в итоге он просто не должен захотеть этого сделать. Вот это для меня идеальный тандем, но я не уверена, что найду такой вариант. (Смеется.)

Ты знаешь, что в интернете тебя называют «королевой разводов»?

У меня был только один, зато какой!

А потом была программа «Честный развод» и еще и кино с таким же названием. 

Скоро, кстати, выйдет вторая часть. 

Откуда эта тяга к публичному высказыванию? Особенно насчет такой животрепещущей и болезненной темы… 

Ты же видела, какой ажиотаж произвела передача «Честный развод»? Всё потому, что это происходит повсеместно, и я считаю, что об этой проблеме нужно говорить. Когда ты о ней говоришь, то тебе и самой легче становится. Не вижу смысла об этом молчать.

Это способ не только пережить сложную ситуацию самой, но и помочь другим?

Я задавала своим гостям вопросы, которые меня очень интересуют, говорила о больных для меня темах честно и откровенно. И эти же самые вопросы задает себе миллиард женщин. Просто мы все вместе искали на них ответы. И гости, которые ко мне приходили, переживали эти же ситуации и рассказывали о том, как они нашли выход из них. Это была отличная терапия не только для меня, но и для всех, кто сейчас находится на этом этапе и думает, что не сможет справиться. 

У публичных личностей такая степень откровенности встречается довольно редко.

Когда ты врешь, тебя могут на этой лжи подловить. А когда говоришь правду, ты неуязвим. Никто не сможет сказать: «Ага, вот она говорила, что у нее всё идеально, а на самом деле полный треш!». И все радуются, потому что только и ищут момент, чтобы тебя можно было схватить за хвост.

А ты идешь на опережение — это обезоруживает. После развода твое имя и имя твоего бывшего мужа — едва ли не самые упоминаемые в прессе.

Ну это всё какие-то кликбейтные истории. Кто-то написал, я помню, статью: «Агата Муцениеце валялась в непотребном виде на траве», я думаю: «Боже, что это?» А у меня просто была фотосессия для одного издания. Я так переживала, а потом поняла, что у меня нервов не хватит на эти переживания. И начала к этому относиться спокойно. Это плоды популярности, я считаю. (Смеется.) Признак того, что ты интересен. 

Тимофей и Мия сегодня очень достойно выдержали процесс съемки. Чем сейчас занимаются и увлекаются ребята?

Сейчас, летом, отдыхают. (Улыбается.) А так, Мия занимается балетом, художественной гимнастикой и танцами. Тима тхэквондо занимался, очень любит робототехнику. Любят смотреть блогеров разных, ТикТоки. Сейчас поедем в отпуск к моей маме в Ригу, будем ТикТоки пилить. 

Кто из детей больше похож на тебя по характеру?

Никто. (Смеется.)

Возможно, будет похож третий…

Возможно. Я бы с удовольствием родила еще одного ребенка. Просто мои уже подросли, а я так люблю малышей. 

В начале нашей встречи ты сказала, что частенько бегаешь здесь, в этом парке. Много времени уделяешь спорту? 

В основном бегаю. А в прошлом году у меня же «Ледниковый период» был. Я сама тогда обалдела от своего тела, была очень подтянутая. Сейчас уже не так, конечно, но когда я начинаю заниматься, то быстро прихожу в форму.  

То есть с нагрузками на шоу ты справлялась легко?

Ой нет. Это было тяжело. Первые дни я приходила домой, и ноги ужасно гудели. Особенно когда мы уже начали подготовку к номерам — это оказалось в три раза тяжелее, чем обычные тренировки. А потом я втянулась, мне всё это стало нравиться, и я даже сама начала предлагать какие-то идеи. Просто сначала было трудно запомнить связки на коньках, я очень много думала о том, как это сделать в моменте, и у меня стиралось всё, что должно идти дальше. Но в итоге всё стало получаться. И это тоже история на преодоление себя — было очень интересно. 

Недавно ты два месяца провела в киноэкспедиции в горах Кавказа на съемках драмы «Стая», которая выходит 9 сентября на онлайн-сервисе more.tv, — это тоже было неким преодолением для тебя? 

Сложности были, но я неплохо справилась. (Улыбается.) Поняла, что очень люблю горы, они учат терпимости, принятию. В Москве сильно суетишься, а там заземляешься, не оцениваешь происходящее через призму «плохо» или«хорошо», и вместо того, чтобы волноваться о том, что из-за переменчивой погоды отменили съемочный день, я научилась принимать обстоятельства и не переживать из-за меняющихся планов.

Но тебе интересно себя испытывать.

Да, люблю такое. Чем жестче, тем лучше.

Фото: Майя Тэттэр

Стиль: Ксения Доркина, Александра Шуляк

Макияж и прически: Мария Бажан

Ассистент фотографа: Анна Коганович

Ретушь: Елизавета Горностаева