Наталья Гнеушева: «Женщины могут всё»

В Калининграде завершился 10-й, юбилейный фестиваль короткого метра «Короче». В программе фестиваля в том числе были показаны коротыш «Возвращение Зои» — участник Каннского смотра 2022 года и эксцентричная история «Мать и мачеха» с Викторией Толстогановой и Максимом Лагашкиным. Мы поговорили с продюсером обеих картин Натальей Гнеушевой о роли женщины и клише «плохая мать»

Наташа, я посмотрела фильм «Мать и мачеха», там блестящий каст — просто без комментариев. Скажи мне, о чем это короткое 12- минутное кино?

- Сначала ты скажи, о чем оно для тебя?

Честно? О том, что иногда женщине лучше завести собачку.

- Это не первое такое мнение. Мне хотелось снять фильм о том, что такое семья для женщины, и вообще про отношение к самой идее семейных отношений. В обществе воспитывается некий шаблон, по которому женщина должна иметь семью, должна эту семью вне зависимости от обстоятельств сохранять, раствориться в партнере, родить ребенка, его воспитывать, холить… и всё это делать с удовольствием, подчас ставя интересы детей и мужа выше своих. Я хотела показать, что женщина, если чего-то захочет, может сделать всё. И даже больше мужчины порой. А если женщины объединятся, то они вообще способны свернуть горы. (Смеется.)

Чего, на твой взгляд, не хватает некоторым женщинам для того, чтобы свернуть горы?

- Честного разговора с собой. Надо сесть и понять, что не так, что нужно делать, что нужно изменить. Надо принять решение двигаться в сторону к своим мечтам, своей реализации, а не сидеть и не ждать. Я про это хотела показать фильм. А уже сам сюжет с женщиной, которая много лет хочет завести ребенка и в итоге идет к суррогатной матери, сложился как бы внешне. Внутри это история про женскую силу, силу характера и силу воли.

Как твою картину встретили мужчины?

- Знаешь, первую сборку я показала самым близким своим мужчинам, и у меня дома разразился скандал. (Смеется.) Муж мой что-то удивительное в этом во всем увидел, раскритиковал меня страшно. Надо понимать, что он живет с женщиной, которая тоже реализует свои мечты и, раз я снимаю и продюсирую «про такое» кино, значит, в этом во всем есть какой-то скрытый смысл.

А разве это не так?

- И так, и не так. Мы же все видим свое. И в идеале мне бы хотелось, чтобы каждый, кто увидит этот коротыш, смог ответить на какие-то свои вопросы.

Наташ, и «Мама», и «Зоя», где блестяще выступила Света Степанковская, — обе истории так или иначе затрагивают тему материнства. Почему она тебя так волнует?

- У меня не было такой задачи — снять обе картины на эту тему, но нет же ничего случайного. Я мать, у меня двое сыновей, и я очень много работаю. (Улыбается.) Периодически меня угнетает мысль о том, что я мало времени уделяю своей семье. Хотя для меня очень показательной была такая история. Мой старший сын сейчас учится на третьем курсе в колледже. Ему недавно пришлось делать самостоятельный проект, где он был руководителем. Понятно, что это управление небольшой группой людей, с которыми нужно было наладить коммуникацию, для которых нужно было стать лидером, которым надо было четко поставить задачи, проконтролировать и так далее. Когда я уезжала в Канны с «Зоей», он не смог меня проводить, но записал на три минуты безумно трогательное сообщение, которое я слушала со слезами. Он сказал, что невероятно гордится мной, что я для него пример для подражания, что тем, что я много работаю, я показываю ему, как нужно включаться в процесс, что нужно гореть своим делом и отдаваться ему по полной. Сказал спасибо за то, что я помогаю семье обеспечивать определенный уровень жизни, что он хочет только повышать его, и сказал, что только сейчас начал понимать, как это всё важно и как мне непросто. И я это всё послушала и немного выдохнула, потому что, конечно, когда я занималась своим агентством и когда работала с кастингами, теперь вот продюсирование, я часто задавала себе вопрос, не перегибаю ли в сторону своей работы. Всегда же внутри тебя подтачивает червяк сомнения «а нужно ли столько времени уделять, не краду ли я его у близких». Может, и надо было больше поддерживать мужа, больше уделять времени дому и быту, готовить еду…

Ты не готовишь еду.

- Я не готовлю уже несколько лет, мы иначе решаем вопросы быта, мне катастрофически не хватает на это времени. Но счастливая мать — счастливая семья, в своей ситуации я всё делаю правильно. Поэтому слова моего сына меня очень поддержали и укрепили.

Наталья Гнеушева и Светлана Степанковская Наталья Гнеушева и Светлана Степанковская

Плюс общественное бессознательное: у нас все знают, как надо, какая мать хорошая, а какая плохая…

- Да, в фильме «Возвращение Зои» Галька, у которой двое детей в детдоме и она пытается пристроить третью дочку в добрые руки, в финале в безысходности истерично повторяет «я не плохая, я не плохая». Я тоже в минуты выбора (на площадку поехать по работе или на утренник к ребенку в детский сад) внутри себя это повторяла. Просто ты объясняешь себе, почему делаешь то, а не другое, согласно приоритетам и необходимости в данный момент, чтобы тебя не разрушали эти мысли. Ты спросила, почему обе истории про материнство. Конечно, делая ту или иную историю, мы закладываем туда часть своих вопросов, переживаний, мыслей, инсайтов — всего, что волнует нас самих. Это нормально.