«Наш доход вернется и даже возрастет»: блогер Никита Серов о работе в соцсетях и предпринимательстве в трудные времена

В интервью ОК! российский блогер, спортсмен, предприниматель, владелец бренда одежды Serovski Brand и резидент продюсерского центра Insight People поделился своими секретами работы над контентом после закрытия соцсетей и рассказал, что произошло с его брендом из-за перестройки экономики в стране.

Что значит быть блогером? Как бы вы охарактеризовали свою блогерскую миссию?

- Сейчас для меня быть блогером – это и образ жизни, и профессия. Вообще, блогерство делится по разным направлениям. Есть блогеры, которые «бьют» именно по «лайфу», рассказывают, как они живут, чем занимаются, делятся лайфхаками, эмоциями, новостями. А есть конкретно экспертные блоги, в них авторы рассказывают о своей деятельности, несут в массы полезную информацию. В наше время утверждение о том, что блогер – не только образ жизни, но и полноценная профессия, звучит нормально. Но еще буквально пару лет назад это бы прозвучало дико. Раньше блогеров не воспринимали всерьез, над этим видом деятельности насмехались. Сейчас к блогерам появилось какое-то особое уважение. Блогерство многим открыло двери в шоу-бизнес или предпринимательство, помогло победить себя и свои страхи, перезагрузиться. Моя блогерская миссия – приносить людям пользу и добро, при этом транслируя как можно меньше негатива, чтобы их жизнь становилась лучше благодаря мне, моим жизненным устоям и позициями.

Сейчас рынок изменился, в соцсетях идут перестройки, новые площадки осваиваются. У вас в блогерской деятельности многое поменялось? Для каких площадок в основном делаете контент?

- Последние 5 месяцев идет глобальная перестройка. В марте сфера погрузилась в непонимание, так как некоторые зарубежные соцсети собирались закрыть. Весь основной трафик, который был сосредоточен на этих площадках, куда-то растворился. Все направили силы на ведение других соцсетей – RuTube, Yappy, Telegram, ВКонтакте, Яндекс.Дзен. Блогеры не понимали, как распылить ресурс на новые площадки, в какой соцсети им интереснее. В итоге ТикТок ушел совсем, а YouTube и Instagram (организация, запрещенная на территории РФ. — Прим. ОК!) работают, хоть и с ограничениями. Часть блогерского трафика вернулась туда. Но при этом сейчас активно развиваются отечественные площадки, часть блогеров уже плотно в них закрепилась кто-то уже начал «выстреливать». Пока минус в том, что там нет такой коммерческой силы, как у зарубежный площадок. Сейчас все перестраиваются, это процесс займет год-два, на мой взгляд. Я думаю, зарубежные соцсети все-таки закроются в нашей стране, и мы будем пользоваться отечественными площадками. Что касается контента, я продолжаю активно работать над Instagram, веду ВКонтакте, хоть там прирост аудитории не такой большой. Еще веду Yappy и Telegram. Везде аудитория разная и подход к ней нужен разнообразный.

В блогерском сообществе говорят о падении доходов из-за закрытия привычных соцсетей. Вас это коснулось, сильно упал доход от блога?

- Доходы упали в первые месяцы почти до нулей. Блогеры начали метаться по разным соцсетям, был абсолютный расфокус. Чеки упали в 10, а то и в 20 раз, с ними и уровень жизни блогеров. Со временем рекламодатели стали возвращаться, но их бюджеты все равно меньше в 2–3 раза. Тем не менее, мне кажется, нам всем нужен был этот толчок. Кому-то – чтобы снять корону. Мы все понимаем: не стоит тот, кто не падал. Если упали, встаем, адаптируемся, перестраиваемся и наращиваем новую аудиторию. Все бывает, ко всему нужно относиться адекватно. Не должно быть пессимизма, который появился у многих блогеров, они даже хотели закрывать свои соцсети. В итоге сейчас у тех, кто рискнул продолжать работать, все налаживается, а вот тем, кто уходил и решил вернуться – крайне тяжело. В блогерстве, как и в любой работе, нужно знать свои цели. Какие бы подножки нам жизнь ни ставила, не нужно сдаваться, нужно идти дальше. Наш доход вернется и даже возрастет, я уверен.

Вы больше блогер или предприниматель? Как эти отрасли соотносятся в вашей жизни? Одно помогает другому?

- Сейчас я больше блогер. В моей жизни были разные периоды, когда-то я задавал этот вопрос сам себе. Я начал заниматься блогерской деятельностью, когда работал менеджером по продажам, я стал рассказывать людям о фитнесе, здоровом образе жизни. Я получал от этого огромное удовольствие. Но вскоре я подумал: мне уже 30 лет, а я все бегаю с камерой, как-то это не по-взрослому. Тогда я начал заниматься предпринимательской деятельностью, погрузился на 1,5 года в бизнес и понял, что очень сильно выгораю, теряю себя и не получаю удовольствие. От тех средств, которые приносит мой бизнес, я не так кайфую, как от средств и эмоций, которые приносит мне блогерство. Я построил свой бизнес так, что он работает автономно, без меня, принося прибыль. Кстати, я поднимал его отчасти с помощью блога. Моя аудитория – постоянные клиенты моего бренда, моих фитнес-платформ и онлайн-обучения. Буквально полгода назад я для себя осознал, что я все-таки больше блогер, что я хочу работать над своим личным брендом, развиваться как медийный человек. У меня есть потребность делиться с людьми эмоциями и всем, что я могу им дать. Я себя отношу больше к блогерам, чем к предпринимателям. Я правильно направил блогерский трафик в предпринимательскую нишу и это выстрелило. Все блогеры, у которых есть аудитория, могут спокойно направлять трафик на развитие бизнеса. При этом нужно понимать, что не должно быть никаких корыстных целей. Бизнес, который ведут блогеры, должен быть максимально экологичным, без обмана, так как речь идет о репутации, а иногда и о жизни людей. Если люди вам доверяют свои эмоции, вы должны ими очень грамотно распоряжаться.

Как изменился подход к ведению бизнеса в новых реалиях?

- В связи с той ситуацией, которая происходит с нашей страной, ситуация в бизнесе только улучшилась. Внутренняя экономика развивается, так как ушел западный бизнес. Для отечественных компаний открываются новые горизонты, мы не упускаем эти шансы. Я рекомендую другим предпринимателям тоже пользоваться возможностями, которые появились. Сейчас идеальное врем, чтобы стать лидером какой-то ниши. Мой бренд одежды, например, за 4 месяца вырос в 5 раз. Это показывает, что у российского бизнеса открылось перспективное будущее. А подход все тот же – нацеленность на результат.

Сейчас много говорят о кризисе для компаний, о падении капиталов. Вас это коснулось?

- Любой кризис можно превратить в возможность. У кого-то кризис, у кого-то рост. У нашей компании произошел взлет, мы заняли место ушедших западных конкурентов, число клиентов растет. Мы показываем, что российские бренды могут делать не хуже, а даже лучше. Укрепляем авторитет в глазах покупателей. Падения капитала не было, только прирост. Компании моих знакомых, которые конкурировали с западным бизнесом, сейчас тоже в большом плюсе.

Как выводить бизнес из кризисной ситуации и оставаться на плаву?

- Если кризис все-таки произошел, всякое бывает, варианта два. Вы либо закрываетесь, если нет веры в успех собственного бизнеса, либо вкладываете ресурсы в маркетинг и используете новые возможности. Тогда доходы не только вернутся, но и возрастут.

Какой совет Вы бы дали начинающим предпринимателям и тем, кто оказался в сложной ситуации?

- Универсальный совет, который работает везде – в отношениях, в спорте, в бизнесе, в учебе. Все, что нас не убивает, делает нас сильнее. Не стоит тот, кто не падал. Если у вас сложная ситуация - не сдавайтесь. Вставайте и пробуйте. Вы можете упасть сто раз, а на сто первый к вам повернется удача. Цели достигнет идущий. Никогда не сворачивайте со своего пути.