Александра Урсуляк: «Пока не решишь, в чем суть проблемы, она будет возвращаться»

Александра Урсуляк — актриса невероятного масштаба, в ее репертуаре — спектакли академического театра и бродвейские мюзиклы, впечатляющая сериальная фильмография. За проект прошлого года «Пингвины моей мамы» Саша получила «Золотого Орла» как лучшая актриса, а недавно на видеосервисе KION вышел сериал с ее участием — AMORE MORE. О комедиях и драмах, семейных ценностях, о вечной любви и танцах на столах — в интервью ОK! 

Фотограф: Ольга Тупоногова-Волкова  На Александре: платье «Снежная королева» LIMITED EDITION, кольцо Parure Atelier

Саша, я сейчас вспомнила, как мы снимали вас с дочками лет десять назад, они тогда были еще малышками, а сейчас уже две взрослые девушки. У вас появилось ощущение быстротечности времени? Не хочется поставить его на паузу?

Совершенно не хочется. Не знаю, может, это и плохо, но у меня нет к детям такого вот отношения «мамского», наоборот, хочется сказать, мол, ребят, давайте уже подрастайте скорее. Мне как раз сейчас становится с ними кайфово — пошли уже какие-то серьезные дела, теперь они мои друзья полноценные. Хотя... сын сейчас в таком возрасте сладком, он такой клевый, так нас смешит, плюс, надо сказать, я не становлюсь моложе, а значит, становлюсь сентиментальнее. Но тем не менее у меня не возникает желания задержать время.

Девчонки наверняка уже приходят с вопросами?

Бог с вами, они уже с ответами приходят. (Смеется.)

Да, это был странный вопрос: современные дети не считают людей умнее, если они старше. Но всё равно, у взрослых есть опыт, и чему-то толковому мы можем их научить.

Дело в том, что у меня другой взгляд на это. Я не занимаюсь воспитанием в его классическом понимании и не претендую на авторитет (не только для детей). Я человек, равный тому, что я есть, поэтому дети меня всё равно уважают. И я это чувствую. А если говорить вообще, то мне нравится природная способность молодого поколения делать всё по-своему. Пора разрушить, как карточный домик, каркас каких-то непонятных авторитетов. Пускай летит всё, что было создано искусственно, а «сутевое» во все времена остается неизменно.

Саша, на видеосервисе KION вышел сериал Amore More, где у вас одна из главных ролей. Это уморительно смешная история семейной пары, зашедшей в тупиковую ситуацию. Даже если предположить, что вы в предлагаемых обстоятельствах, всё равно, погружаясь в такой материал, вы же и свои проблемы можете решить.

Да.

Какие проблемы удалось решить на площадке в этот раз?

Не могу сказать, что прямо решить, но проговорить какие-то возможные проблемы удается всегда. Это же как моделирование (проигрывание) разных ситуаций — плюс я убеждена, что роли приходят к нам в том числе и для того, чтобы дать возможность рассмотреть их как некий месседж поразмышлять на какую-то тему. В Amore More мой персонаж — бухгалтер Елена — женщина, которая привыкла всё на себе везти: хранительница домашнего очага, полководец, строитель и всё такое прочее. И во всем этом она не останавливается в своей любви, в пути к своему мужу Серёже, потерявшему интерес и к ней, и к жизни. И сразу понятно, что, как бы ни складывалась ее дорога, она будет преодолевать любые барьеры и препятствия. Я даже ее уход влево расценила как еще одну попытку, еще один шаг на пути к своему мужу. Они зашли в тупик, и, чтобы понять его, чтобы понять себя, чтобы обнулиться, чтобы заново почувствовать себя женщиной, ей нужен был этот сумасшедший опыт, но всё равно цель  — вернуть мужа.

Сериал позиционируется как «первый о полиамории» — по сути, он про отживание института брака (слово-то какое). Саша, а вы, только честно, верите в вероятность быть всю жизнь влюбленной в одного человека?

А я влюблена в одного человека. Люблю мужа, ничего не могу с собой поделать (муж актрисы — скрипач Андрей Розендент. — Прим. ОК!).

Великолепно! Не хочется углубляться в морализаторство, но вам не кажется, что сейчас многие довольно легко относятся к смене партнеров исключительно потому, что просто не хотят решать свои проблемы? Возникли трудности с одним — найдем другого. Третьего, пятого, двадцатого...

Кажется. Но думаю, что это даже не с точки зрения морали, а просто само по себе не результативно. Пока ты наступаешь на одни и те же грабли, ты будешь получать по лбу. Пока не решишь, в чем суть проблемы, она будет возвращаться. Как несделанное домашнее задание — оно будет возвращаться пожизненно до тех пор, пока ты его не сделаешь, чтобы уже потом перейти на другой уровень. Это карма так устроена. Решил задачу — следующий виток, потом следующий уровень, а потом: «Добро пожаловать в суперигру». Непройденный материал можно не пройти, но перепрыгнуть не получится. Безусловно, есть те, кто это понимает и поэтому прорабатывает каждую сложную ситуацию: просто отматываешь назад и находишь там, где ошибка, где пошел сбой. Это очень напоминает мне игру-бродилку. (Улыбается.) Так вот, те, кто умеет прорабатывать свои пробуксовки, в будущем, скорее всего, будут успешны. А если по лени, по нежеланию и по миллионам других причин не делать этого, то никакого пути вперед не будет. Я знаю уверенные позиции на тему того, что копаться в прошлом бессмысленно, — категорически с этим не согласна. Я уверена: надо обязательно возвращаться, чтобы всё понять в том числе про себя, и только после этого идти дальше. И это уже будет другая история.

Вы говорите об этом со своими детьми?

Да, конечно. Я открыта в любых вопросах — не лезу в душу, но всегда готова к обратной связи.

Как вы относитесь к тому, что мамы иногда обсуждают свои проблемы с детьми? Стоит это практиковать?

Почему нет? Мы же близкие люди, друзья. А к кому как не к другу прийти со своими проблемами. Конечно, я уж сильно их не перегружаю, не использую этот ресурс по полной, у меня на этот случай еще есть муж, который, бедолага, в курсе всех моих переживаний. А так — они и сами часто интересуются моими делами, настроением, самочувствием, как прошел мой день, чем я обрадована, почему я расстроена. Мы постоянно в диалоге. Иногда им интересны мои проблемы, иногда — не очень. Мне кажется, тут самое главное — не врать, ничего не изображать. Как есть, так есть. Я не скрываю, что курю, например. Не понимаю, когда некоторые говорят: «Не хочу, чтобы мои дети видели меня с сигаретой». Нет, ты уж определись — ты с сигаретой или без.

Возвращаясь к сериалу. Ваша героиня в какой-то момент говорит: «Нам надо сменить обстановку». Часто получается?

Вот по этому предмету у меня двойка. Никогда нет времени, постоянно дела какие-то, мы всё куда-то бежим, кони скачут, и избы горят. (Улыбается.) Вот сейчас мы пытаемся сделать волевой шаг и найти неделю в июле, хоть какую-то неделю, чтобы поехать в отпуск.

А давно вы были в отпуске?

На самом деле мы довольно часто отдыхали когда-то. Когда-то в прошлой жизни... А потом как-то за два года ковида мы превратились в дачников (у нас прекрасная дача), потому что поездки за границу стали и сложными, и какими-то космически дорогими. Но надеюсь, что этим летом мы что-то придумаем и это сделаем. С сыном полетим или вдвоем — как получится.

Честно сказать, меня иногда удивляет, что людям на отдыхе могут помешать дети — я слышу такое мнение. Вам дети побыть вдвоем мешают?

Я, конечно, детей очень люблю, но бывает, что да, мешают. Это просто разный формат отдыха. Иногда они все едут на дачу, а мы с мужем, как взрослые, остаемся в Москве одни. Правда, мы работаем как проклятые допоздна, успеваем только перед сном посмотреть сериальчик. Первых минут пятнадцать.

Как вам кажется, почему в центре любой семейной драмы (Amore More не исключение) — потухшая страсть? Очень много пишут о том, что, если расслабиться и перестать подбрасывать дровишек, семейный очаг тут же потухнет — либо кто-то обязательно пойдет на сторону. Вам не кажется, что значение секса в нашей жизни слишком переоценено? Всё же любовь важнее, нет?

Согласна. Но тут нельзя ничего утверждать наверняка. У всех разные темпераменты, разные ритмы, и вообще это проблемы больше головы, а не половых органов. А мозги у всех устроены по-разному. Нет здесь никаких нормативов. Мне кажется, самое важное — быть внимательным к партнеру, к его запросам. Важно слышать и слушать друг друга. Отношения должны быть живыми — это же очевидно. Но еще, на мой взгляд, нужно, что называется, не путать понятия. Например, тебе нравится какой-то человек... допустим, у меня много партнеров по кино, по театру — они талантливые, классные, как я могу не очаровываться талантливыми людьми? Если я не очаровываюсь талантом, значит, я мертва. Но я понимаю, что даже при всем моем восторге и восхищении (и даже какой-то влюбленности) это всё не значит, что мы должны вместе копать деревья, строить дома и подтирать попы детям. Тем более если у тебя есть человек, который тебе дорог и он тебе доверяет, не стоит предавать  его доверие. 

Для вас «человек, который дорог и который доверяет» — он какой?

Ой. Прекрасный человек. Мне, наверное, по-крупному повезло. Я даже не рассчитывала на такой успех. (Смеется.)  Рядом со мной любимый, очень близкий человек, который понимает меня по-одному: (Усталым голосом.) «Алле!»  С которым мне интересно говорить обо всем на свете, что-нибудь делать вместе, а также ничего не делать, мечтать, строить планы. Мне важна перспектива — мне важно видеть, что будет в далеком будущем...

Не слишком вы далеко смотрите?  

Всё, что я сейчас не успеваю, собираюсь сделать на пенсии. Все мои мечты — они там. Это, конечно, дурацкая иллюзия, мы живем здесь и сейчас, но мне это целеполагание очень удобно и необходимо. Конечно, последние три года показали нам яснее, что планирование иногда совершенно бесполезно, и всё же в моей голове нарисована картина будущего, я бы даже сказала — пейзаж. А если серьезно, самое главное — это люди рядом: муж, дети, друзья, коллеги. Это то, что мне придает очень много сил, и то, что подтверждает, что всё нормально.

Скажите, а когда вы ныряете в какой-то телепроект, спектакль, кино, часто получаете тот результат, на который рассчитывали? Я периодически слышу от артистов, что они мечтали с тем-то или тем-то поработать — с режиссером или партнером, а поработали и… никакого удовольствия.

А у меня уже наработанный лайфхак — я человек с заниженными ожиданиями. (Улыбается.) На первый взгляд кажется, что я — пессимист, но это не так. Я просто так себя страхую. Если ожидания оправдываются хотя бы на небольшой плюс, это всегда огромная радость.

Это приобретенный навык?

Мне кажется, что это у меня от папы (режиссер Сергей Урсуляк. — Прим. ОК!). Это он всегда с лицом «как будто кто-то умер». По факту потом всё прекрасно, но пока результата нет, то не надо ни на что рассчитывать. Вот и я особо ничего не жду, зато потом ужасно радуюсь.

На «Золотом Орле» в этом году, когда вы получали приз за сериал «Пингвины моей мамы», помню, вы начали с того, что эта награда неожиданная и вы не готовили слово…

Я действительно не подготовилась к речи. (Смеется.) Я нашла, конечно, что сказать, но по-хорошему нормальные люди готовятся к таким вещам. Просто я решила, что если подготовлюсь, то точно ничего не получу. Плюс мне было немного не до этого — я приболела накануне и вообще не была уверена, что буду на премии. Но, конечно, я очень надеялась и была очень счастлива, что у меня теперь есть такая награда!

И поэтому слово звучало искренне. Саша, Amore More — режиссерский опыт Яны Гладких, а вы дружите. Вообще через экран заметно, что на съемках вы все кайфовали.

Это правда. А с Яной мы из одного театрального вуза (Школы-студии МХАТ. — Прим. ОК!) и одной мастерской Дмитрия Брусникина и Романа Козака — только я на восемь лет раньше окончила, но это одни мастера, мы, что называется, из одной капусты. Я за Яной всегда следила — считаю ее очень талантливой актрисой. Очень. Меня восхищает, что она взяла и перешла в другое качество — стала режиссером. Кроме того, в свое время я была включена в ситуацию, когда она боролась за жизнь своего второго малыша, — смотрела, как всё это происходило, и думала: какая же она смелая и сильная. И такое счастье, что в итоге всё сложилось хорошо. Поэтому когда Яна с девочками, своими сокурсницами, делали в театре «Практика» спектакль «Поле» и позвали меня (достали бабушку из сундука), я была невероятно счастлива. И этот спектакль дал нам много какой-то общей энергии, много  общих совместных новых работ...

По поводу «бабушки» вы, конечно, кокетничаете. Сколько лет вашей героине в спектакле «Прыг-скок, обвалился потолок»?

(Смеется.) А в этом и есть магия театра. Моей героине  11 лет —  девочка по своей сути, по своим мыслям и поступкам мудрее и старше, чем все взрослые, вместе взятые. Это и есть решение роли. 

Когда Яна пригласила вас на роль бухгалтера в свой сериал, вы не думая приняли предложение?

Дело в том, что, когда Яна пригласила меня на пробы, я восприняла это так, что товарищ просит о помощи. Раз она мой друг и у нее такой важный опыт, значит, я не могу ее подвести. Что надо — раздеться, без трусов ходить? Значит, я разденусь, буду без трусов ходить... (Смеется.) Поэтому степень моей некой безответственности в кадре — это степень любви и доверия к режиссеру Гладких и желание сделать так, чтобы у нее получилось то, что она хочет.

Я правильно понимаю, что театр всё равно у вас в приоритете?

Театр обожаю. 

Буквально вчера была на новом спектакле Евгения Писарева «Кабаре» в Театре Наций, где у вас одна из главных ролей — Салли. Благодатная почва для актрисы — и комедия, и драма, и потанцевать на столе, и вокал продемонстрировать… Всё удалось показать?

Задачи такой не стояло — всё показать. (Смеется.) Хотелось рассказать историю. В «Кабаре» вообще всё сложилось замечательно: и фантастическая музыка, и материал, и режиссер, и партнеры, и декорации, костюмы, и хореография. Что же касается моей героини Салли Боулз, я не вижу ее со стороны (видеть, что получилось на выходе, — это всё же участь зрителей и критиков). Я просто постаралась себя поместить в роль. Да, наверное, то, что именно я исполняю эту роль, добавило какого-то второго плана, ведь мы с ней совершенно не похожи. Салли —совсем юная барышня, наивная. Мне, конечно, непросто изображать молодую девчонку, но я и не стремилась этого делать. Мне было важно доверие и Театра Наций, и режиссера Евгения Писарева. Я была достаточно оснащена для этой роли и пустилась в эту воду абсолютно свободно, делала всё, что могла, понимая, что если будет что-то не то, то меня выгонят. (Смеется.) А уж если понравилось это кому-то — хорошо, не понравилось — тоже нормально.

Мне — очень понравилось!

Вот и замечательно! (Смеется.)

Фото: Ольга Тупоногова-Волкова. Стиль: Ирина Свистушкина. Макияж и прически: Елена Зубарева. Ассистент фотографа: Павел Панкратов/Bold Moscow