Мэтту Дэймону исполнилось 45 лет

В российском прокате стартует нашумевший фильм Ридли Скотта «Марсианин», в котором сегодняшний именинник, американский актер, режиссер, сценарист, лауреат премий «Оскар» и «Золотой глобус», сыграл главную роль

Legion-Media.ru

Часто в статьях об этом актере можно встретить такой заголовок: «Умница Мэтт Дэймон». Намек, конечно, на его первую громкую картину — «Умница Уилл Хантинг», за которую Дэймон в возрасте восемнадцати лет был номинирован на премию «Оскар». И получил ее — правда, в качестве сценариста, вместе со своим другом и коллегой Беном Аффлеком.

Фотография: Legion-Media.ru С Беном Аффлеком и Робином Уильямсом на премии «Оскар» в 1998 году

Но он и без всяких намеков умница. Самостоятельно пробил себе дорогу в Голливуде, причем не «методом проб», а вполне разумным, продуманным путем. Вместо того чтобы пропадать на кастингах в ожидании минуты славы, Мэтт Дэймон и Бен Аффлек просто написали свой сценарий. И предложили его всем крупным кинокомпаниям. Одна из компаний согласилась его купить и даже приняла условие двух самонадеянных сценаристов — они должны были сыграть в картине главные роли. В итоге «Умница Уилл Хантинг» окупился в прокате, а Дэймон и Аффлек в одночасье стали героями Голливуда. И доказали всему миру, что сами выбирают свое кино.

Мэтт Дэймон умница еще и потому, что все эти годы (с восьми лет, между прочим) продолжает дружить с Беном Аффлеком. И потому, что, женившись в 2005 году на простой девушке из Майами Лучане Баррозо, создал с ней замечательную семью.

Фотография: Legion-Media.ru С супругой Лучаной Баррозо на премьере картины «Марсианин» в рамках Международного кинофестиваля в Торонто (11 сентября 2015 года)

Наконец, он просто умница, а вовсе не зануда, как считают многие. И читать его интервью — одно сплошное удовольствие. Нет в Голливуде другого такого актера, который умеет так обстоятельно и «вкусно» говорить о роли.

А о «Марсианине» и правда можно говорить долго. Это научно-фантастический фильм режиссера Ридли Скотта об астронавте Марке Уотни, оставшемся на Марсе в результате чудовищной ошибки. Во время песчаной бури коллеги Марка по экспедиции посчитали его погибшим и срочно эвакуировались с Красной планеты. Брошенный всеми, Уотни вынужден выживать в одиночестве и надеяться, что однажды астронавты вернутся за ним…

Мэтт, вы уже видели фильм?

Да, на премьере в Торонто. Мне понравилось.

Вас не удивило то, что вы увидели?

Нет, именно так я себе всё и представлял. Дело в том, что, когда картину снимает Ридли Скотт, ты можешь быть уверен: то, что ты видишь в отснятом материале, в итоге и появится на экране. Гораздо удивительнее для меня другое — когда режиссеры без всякой системы снимают кучу дублей и общих планов и на монтаже делают из этого что-то непонятное, чего от них не ожидает никто. Ридли Скотт очень четко представляет ту картинку, которую хочет получить, и настолько хорошо руководит процессом, что каждый член команды понимает, чего от него хотят и как этого достичь.

Фотография: Legion-Media.ru С коллегами по фильму «Марсианин» Кейт Марой, Кристен Уиг и Джессикой Честейн

Расскажите, как вы стали частью этого проекта?

Я прочитал сценарий, написанный по одноименному роману Энди Уира. Сценарий этот написал режиссер Дрю Годдард. Он и должен был снимать фильм, но в последний момент вынужден был отказаться из-за обязательств перед другой кинокомпанией. Я на тот момент уже встретился с ним, но тут узнал печальную новость и забыл о проекте. И вдруг мне позвонили и сказали, что фильм будет снимать Ридли Скотт. Я помчался к нему в офис, и мы тут же обо всем договорились.

Вы встречались с ним раньше?

Нет, и это удивительно: мы ведь вращаемся в одних и тех же кругах. Но ни разу не пересекались. А тут такая встреча. Вообще, разговор был короткий. Он сказал, что мы никогда не встречались раньше, я ответил: «Точно». Он заметил, что сценарий отличный, я сказал: «Ага». Он воскликнул: «Так почему бы нам тогда не снять это кино?!» Вот и вся встреча. (Улыбается.)

Какие картины Скотта вы любите больше всего?

Самое большое влияние на меня оказали «Чужой» и «Бегущий по лезвию». Могу даже сказать, что именно после этих фильмов мне захотелось заняться кино.

Должно быть, вы с ним обменялись веселыми историями о съемках?

О нет, мы говорили только о его фильмах! (Смеется.) Я забросал его вопросами. Да все так ведут себя при встрече с ним. Если ты снимаешь великое кино, то должен привыкнуть к тому, что все вокруг просят тебя рассказать, как ты это делаешь. И Ридли, надо сказать, очень щедр в этом смысле: он охотно делится своими историями и знаниями о кино. Общаться с ним одно удовольствие.

Скотт еще и замечательный руководитель: говорят, специально для актеров он рисует схемы того, как всё должно выглядеть в кадре.

Да, каждый раз! Он всё разъясняет перед съемкой: «Так, я буду с этой стороны, камера пойдет вот с той, ты будешь стоять здесь, он перейдет вот туда...» Ридли рисует рамку — границы кадра — и помещает в нее изображение: крупный или дальний план, расположение актера, его тело или лицо. Он делает полную раскадровку.

Когда вы прочитали сценарий, что вам больше всего понравилось в этой истории?

Мой герой. То, что так прекрасно удалось описать Энди Уиру в романе, а Дрю Годдарду — сохранить в сценарии, — это напряжение и ужас ситуации, в которой оказался Марк, и удивительное чувство юмора, с которым он ко всему относится! Есть какая-то легкость в этой истории, и эта легкость позволяет ей оставаться веселой и увлекательной, не теряя при этом своего драматизма.

Наверное, без этой легкости «Марсианин» был бы совсем другой картиной.

Да, не думаю, что зрителям было бы интересно на протяжении двух часов наблюдать за парнем, который просто нервно барахтается на Марсе. (Смеется.) Это особое кино, особый опыт. И мы с Ридли говорили об этом при первой нашей встрече: зритель должен ощутить ту опасность, то чувство ужаса, которые охватывают героя, но при этом ему должно быть и интересно.

В фильме звездный актерский состав: Джефф Дэниэлс, Майкл Пенья, Шон Бин. Джессика Честейн, сыгравшая роль главы экспедиции, рассказывала, что перед съемками встречалась с астронавтами и проходила подготовку в НАСА. Вы так же готовились к роли?

Нет, я, честно говоря, ничего такого не делал. (Смеется.) Думаю, все актеры перед съемками проходили особую спортивную подготовку, так как астронавты — люди физически очень сильные. Меня к тому же волновала идейная составляющая фильма. Ридли признался мне, что всю жизнь мечтал снять кино о Робинзоне Крузо и эта история чем-то напоминает ему о нем. Так что для меня главная подготовка к роли состояла в том, чтобы сидеть вместе с режиссером над сценарием и кадр за кадром прорабатывать наш план.

Большую часть фильма вы находитесь в кадре один, без партнеров. Этот момент вы изначально обсуждали с режиссером?

Да, мы много говорили об этом, и это стало серьезным испытанием для нас обоих. А для Ридли, как для режиссера, особенно: его задача состояла в том, чтобы сбалансировать сцены моего одиночества с историями других героев. В фильме ведь есть еще две линии: работа специалистов НАСА, пытающихся придумать план, как меня спасти, и собственно переживания моих коллег-астронавтов, принявших решение вернуться за мной на Марс.

Во время съемок «Марсианина» вы не думали о том, смогли ли бы вы сами стать астронавтом?

Конечно думал, и не раз. И мой ответ: нет, вряд ли я потянул бы. Слава богу, есть люди, созданные для этого. Это люди-первооткрыватели, пионеры в своей области. Они вскрывают обертку, докапываются до сути. Рано или поздно человечеству придется найти способ переселяться на другие планеты ради выживания всего рода, и астронавты проделывают этот непростой путь за нас.

Этот фильм не выглядит как научная фантастика. Как вы считаете, жизнь на Марсе уже не за горами?

Да. Энди Уир писал этот роман, основываясь на научных данных. И все способы, которые перепробовал Марк для того, чтобы выжить на Марсе, вполне реальны и научно обоснованны. Так бы поступил каждый астронавт, окажись он на месте Уотни. И это самое забавное в «Марсианине»: по сути, это не научно-фантастическое кино, а рассказ о том, что может случиться с нами совсем скоро.

Один из способов выжить для Уотни — попытка вырастить урожай картофеля на марсианской почве. Каковы ваши взаимоотношения с картофелем?

Я не ел его уже несколько месяцев! (Смеется.)

Часть съемок проходила в Будапеште, и для этих сцен команда специально выращивала картофель на одной из баз города, насколько я знаю.

Да, там было целое поле картофеля, а так как в фильме мы снимали все стадии его роста — от клубня до куста, то и на поле у нас всё это дублировалось. Когда было нужно, специалисты просто выкапывали картофель — маленький росток или уже целый куст — и высаживали его на месте съемок.

Как вам работалось в этом громоздком костюме астронавта?

Будь на месте Ридли другой режиссер, мне, наверное, пришлось бы тяжко. И съемки заняли бы раза в три больше времени, и дублей было бы побольше. И все четыре камеры не работали бы так синхронно. Но Скотт продумал абсолютно всё. Так что в костюме я проводил не так много времени. Конечно, порой было жарковато, особенно когда мы снимали в пустыне Иордании. Но в этих случаях мы надевали под скафандр специальные охлаждающие костюмы.

Есть в фильме одна очень запоминающаяся сцена, в которой вы и Джессика Честейн находитесь в открытом космосе. Не будем раскрывать все карты, скажите просто: для этих съемок вас подвешивали в воздухе?

Да, всё это произошло благодаря специалистам по трюкам, которые передвигали нас с Джессикой в воздухе на прозрачных лесках.

Признайтесь, это было весело или страшно?

И то и другое. Но опять же весь процесс был продуман от и до, и эти парни столько раз тренировались перед съемкой, что, когда они подвесили нас в воздухе, в кадре всё прошло идеально гладко. Даже эту сложную сцену мы сняли всего с трех дублей.

Ключевая сцена в фильме — песчаная буря, в результате которой чуть не погиб ваш герой. Как снимали ее?

Она так зрелищно выглядит на экране и так ужасающе скучна в жизни! Мы просто взяли десяток огромных ветряных пушек, хорошие осветительные приборы. Затем над процессом поработал постановщик, потом всё это классно снял оператор — и всё. Это просто хорошо отрежиссированная последовательность технических действий. А выглядит как ад на Земле, вернее, на Марсе. (Смеется.) Пушки отшумели, свет погас, мы сняли свои скафандры, разошлись по палаткам и спросили себя: «О’кей, что делаем дальше?» Всё было под контролем. Очень по ридли-скоттовски. (Улыбается.)