Михаил Пореченков: «Если раньше говорили, что кино только в Москве, то мы своим примером продемонстрировали, что это не так»

8 июля в Нижнем Новгороде стартует VI Фестиваль нового российского кино Горький fest 2022. С президентом смотра, Михаилом Пореченковым, мы поговорили о том, как изменился фестиваль за время своего существования, а также о том, что интересного ждет его гостей и участников этим летом.

Пресс-служба фестиваля Горький fest Михаил Пореченков

Михаил, в этом году Горький fest пройдет уже в шестой раз. Какие существенные перемены в его программе можете отметить на сегодняшний день?

Изначально мы заявляли себя как фестиваль нового российского кино, брали всех, отдавали предпочтение свежим веяниям в кинематографе, молодым режиссерам. Сейчас мы перешли на более серьезную форму и пытаемся кропотливее подходить к отбору. Если раньше нас волновало само высказывание, то сейчас больше интересует художественная сторона произведения. Мы повзрослели и хотим, чтобы с нами взрослели авторы, чтобы работы делались более серьезно и более осмысленно.

Такая тенденция уже прослеживается?

Вот как раз сейчас и посмотрим. Все-таки прошло шесть лет, мы набрали какой-то определенный вес в творческом мире. Если раньше было тяжело всё это собрать, сложно приглашать полный метр, потому что существовали уже более известные и именитые фестивали и авторы предпочитали участвовать в них. Сейчас в этом смысле нам стало гораздо проще. У нас новая интересная программа, мы открыли киношколу, у нас проходит много круглых столов, обсуждений, мастер-классов. Большая занятость вокруг самого просмотра дает возможность и желание кинематографистам присоединиться к нам. И опять же, тусовка стала веселее! (Улыбается.) Многие приезжают уже не в первый раз. Нам помогает город, помогает область. Глеб Сергеевич Никитин (губернатор Нижегородской области. — Прим. OK!) все эти годы поддерживает наш фестиваль, за что ему огромное спасибо. Он принимал самые сложные решения — например, провести фестиваль в пандемию, когда все ушли в онлайн. Мы показывали кино в самых неожиданных местах: в шахте, на заводе Сормово, на футбольном стадионе. И если раньше говорили, что кино только в Москве, то мы своим примером продемонстрировали, что это не так. 

А как за это время изменилось само кино?

Кино зависит от того, чем живут люди. А живем мы достаточно простыми вещами, простыми переживаниями, о которых еще Шекспир написал. И рано или поздно мы все приходим именно к этому. На фестивале у нас идет микс жанров: документальное кино, короткий метр, полный метр... И мы заметили, что удачнее всего, как ни странно, высказывается короткий метр. Вот эта сжатая история, концентрация мысли — самая продуктивная. В больших формах надо иметь мастерство, чтобы это работало. Но, по сути, история стара как мир — любовь, внутренние переживания, отношения мужчины и женщины. Сейчас активно работает отборочная комиссия, но заявок даже лично ко мне с обращением «возьми, пожалуйста, мое кино на фестиваль» пришло колоссальное количество. 

И вы берете? 

Конечно! Я говорю: «Давайте, сейчас комиссия посмотрит, и дальше уже решится, будет ли это спецпоказ, основной конкурс или дебют». Мы всё берем. Иногда мы говорим, например: «Пока кино до основного конкурса не доросло, но спецпоказ мы вам сделаем». 
 

Какие мотивы в работах сейчас преобладают?

Я заметил такую тенденцию в кинематографе: молодежь сейчас очень мрачно смотрит на жизнь. Всё показано в черном цвете, ничего светлого нет. А я знаю почему! Потому что темную сторону снимать проще, чем светлую. Для светлой стороны нужны силы. С горы катиться легче, чем подниматься в нее, всё  очень просто. Для пути наверх всегда нужна мысль, к которой придется идти и продираться, поэтому хорошего, настоящего и ценного очень мало. Хотелось бы, чтобы появилась жизнеутверждающая мысль у художника. И на это мы тоже делаем упор.

Вы сами соглашаетесь участвовать в проектах молодых малоизвестных режиссеров?

Да, участвую в дебютах, даже в самых запутанных — когда читаю сценарий и говорю: «Что здесь происходит? Я вообще ничего не понял!» (Смеется.) И еще стало очень много девочек снимать кино. Вот так получилось, что у меня сейчас было сразу три проекта с режиссерами- женщинами, один за другим. И все дебюты. Поэтому снимаюсь, еще как! 

Чем удивит нас предстоящий фестиваль?

Мы активно подбираем новые локации. Оксана Михеева, генеральный продюсер фестиваля, как раз сейчас находится в Нижнем. В этом году из новых площадок у нас будут Александровский сад, недавно открывшиеся пакгаузы, Нижегородская ярмарка, которая в этом году отмечает 200-летие. 

Звучит интригующе. Тогда до встречи в Нижнем!