Крестьянский мюзикл на сцене МХТ им. А.П. Чехова: Ольга Литвинова и Артём Быстров о своих ролях в спектакле «Чрево»

14 и 15 мая на Новой сцене МХТ им. А.П. Чехова состоится премьера спектакля режиссера Андрея Гончарова «Чрево» по раннему рассказу Евгения Замятина. Героиня — молодая крестьянка Афимья — живет с нелюбимым мужем Пётрой и тайно от него встречается со своим соседом Иванюшей. Раскрыв измену, Пётра начинает издеваться над женой… Жанр спектакля режиссер определяет интригующе — «крестьянский мюзикл».

Беседовали Дарья Зиновьева и Ника Ерофеева; фото: Александра Торгушникова Ольга Литвинова и Артём Быстров

Эскиз «Чрева» был показан в МХТ в 2018 году в рамках режиссерской лаборатории «После революции (драматургия и проза 1920-30-х)». И вот, спустя несколько лет, эскиз становится полноценным спектаклем. Главные роли – молодую крестьянку Афимью и ее мужа Пётру – играют ОЛЬГА ЛИТВИНОВА и АРТЁМ БЫСТРОВ. 

ОЛЬГА ЛИТВИНОВА

Рассказ Замятина «Чрево» — очень мощный, завораживающий, страшный. Какое впечатление произвел на вас этот текст, когда вы впервые с ним столкнулись?

Да, впечатление рассказ произвел мощное, безусловно. В моей голове совершенно не укладывалось, как это можно сделать на сцене, не было ни одной идеи. Сейчас, четыре года спустя, я вернулась к этой истории с ощущением, что режиссер точно знает, что хочет и что делает!

«Чрево» ставит молодой режиссер Андрей Гончаров. Каковы ваши впечатления от сотрудничества с ним?

Андрей такой удивительный режиссер, который подробнейшим образом работает с текстом — буквально, точечно. И очень глубоко и детально с актерами! И, конечно, чувство юмора ему не занимать, что волшебно, на мой взгляд!

В «Чреве» будет много музыки?

На самом деле не очень правильным было бы сказать, что в нём много именно музыки. Скорее, я бы сказала, что в спектакле создана определенная музыкальная форма.

В интервью Андрей Гончаров рассказывал, что в спектакле вы будете петь на английском. Это довольно неожиданно, ведь рассказ Замятина очень русский, подчеркнуто сказовый.

Да, конечно. Но проблемы в этом рассказе абсолютно интернациональные, поэтому совсем не важно, на каком языке будут песни. Они могут быть и на английском, и на французском, и на китайском. Они отражают суть происходящего на сцене, по крайней мере, мы так задумывали.

Расскажите немного о вашей героине, крестьянке Афимье, какая она?

Моя героиня очень многогранная, и мне, конечно, сложно как-то в двух словах ее охарактеризовать. Она совершенно точно не желала того, что в итоге стряслось.

АРТЁМ БЫСТРОВ

Артём, как вам рассказ Замятина «Чрево»?

Вообще Замятин для меня открылся в этой работе. Я знал, что был такой писатель, когда-то давно в школе проходил роман «Мы» (всем Евгений Замятин известен именно по этому произведению). А теперь я знаю, что его рассказы и повести не менее ценны, чем «Мы», а может быть, даже и более. Рассказ «Чрево» написан таким слогом и таким языком, что мне, как актеру, очень интересно было и читать его, и над ним работать. Это возвращение к настоящему русскому языку во всей своей силе, своей мощи, в своей музыкальности.

Рассказ тяжелый, но Замятин удивительным образом переворачивает всю эту тяжесть и выводит свою историю к свету, потому что женщина убившая мужа, перед лицом деревни не выглядит как убийца, она выглядит как Богородица. И в этом есть основной смысл и для Замятина, и для нас сегодняшних.  

Ваш герой Пётра, муж главной героини, который бьет ее смертным боем, – однозначно отрицательный или всё-таки сложный?

Мне кажется, в нас всех намешано всё, и мой персонаж — он просто определенного уклада человек, определенного характера. Так его воспитали, так он жил. Где-то глубоко внутри себя он понимает, что так жить не надо, но он так живёт, потому что не может по-другому, потому что психологов и психотерапевтов у него нет. И он по-своему любит свою жену, которая ему изменила. И первую свою жену, которую он убил, он тоже любил.

«Чрево» — это история о семейном насилии, тема очень больная сегодня. Спектакль актуальный или он поставлен в жанре сказа и про давние времена?

Это абсолютно сегодняшняя история. Она — о нашей недооценке природной энергии, которая существует в нас и о которой мы часто и не подозреваем, потому что мы, современные люди, живём больше рационально.

Как вам работается с режиссером Андреем Гончаровым?

С Андреем Гончаровым мы работаем впервые. Это режиссер, который пытается осмыслить то, что происходит сейчас с нами, с человечеством, что очень ценно. Его отличает осмысленность и подготовка. Спокойствие, знание, интеллигентность — это всё, безусловно, плюсы Андрея, причём он сохраняет их, даже находясь в нескольких днях от премьеры, когда  ещё не все идеально. Для меня ценно, что это работа «навырост», когда ты что-то ухватил и тебе ещё предстоит это по-настоящему осмыслить и пропустить через себя.

Стоит ли зрителю как-то подготовиться к спектаклю «Чрево»?

Я считаю, что к театру готовиться не надо. Если попадет в тебя этот спектакль, эта история, то можно прийти домой и открыть книжку или интернет и почитать Замятина. По мне, это более ценно — это свидетельство того, что спектакль «осел» в зрителе.

Беседовали Дарья Зиновьева и Ника Ерофеева

Фото: Александра Торгушникова

Спонсор МХТ им. А.П.Чехова — банк ВТБ