Вячеслав Макаров: «В жизни всё же должны происходить перипетии, которые вызывают в тебе сильные эмоции»

Накануне финала третьего сезона шоу «Маска» – самого засекреченного музыкального шоу страны на НТВ – мы поговорили с ведущим проекта Вячеславом Макаровым. Слава открыл секреты его бессменной роли в шоу и рассказал о личном артистическом пути.

Слава, когда все узнают, кто из финалистов проекта скрывался под масками, что ты будешь делать после? Уже запланировал отпуск? 

На следующий день после финала точно буду отдыхать, потому что абсолютно все съемки шоу «Маска» проходят сложно физически и эмоционально. Мне однозначно понадобится день на восстановление. Дальше у меня будут обычные рабочие будни, как правило, я никуда не уезжаю отдыхать, буду всё так же находиться в Москве.

А какое у тебя обычно послевкусие, кода сезон «Маски» подходит к концу?

Безусловно, после окончания сезона наступает несколько дней опустошения. Дни во время съемок шоу эмоционально насыщены, ты переживаешь за героев, болеешь за них, находишься в этой сказке, и вдруг всё резко заканчивается – наступает время вернуться в реальность. Конечно, становится немного грустно, но я стараюсь отгонять плохие мысли, ведь знаю — время пролетит мгновенно, не успеем мы отойти от эмоций этого сезона, как уже все встретимся на новогоднем выпуске. (Улыбается.)

Что помогает тебе принимать реальность без сказки шоу? 

Только деятельность. Нужно продолжать творить, придумывать, создавать. Просто важно перебороть некое сожаление, что проект прошел. А чтобы его перебороть, нужно находиться в процессе, быть причастным к созданию чего-то нового, захватывающего. Человек изначально создан для того, чтобы двигаться, а если он будет просто сидеть, смотреть в окно и грустить, ничего не изменится.

А что конкретно ты предпринимаешь для собственного движения вперед? 

Всё зависит от моих потребностей. Иногда бывает так, что мне нужно просто побыть одному, набраться энергии, почитать книгу либо посмотреть фильм. Иногда, если энергии накопилось запредельное количество, мне важно пообщаться, поделиться эмоциями с друзьями. А иногда реально полезно выехать в новое место, исследовать новую обстановку, посмотреть на другую культуру, на других людей, понять, как они живут, какие у них традиции и обычаи. Это заряжает, и ты сразу проживаешь новую жизнь, в голову приходят идеи проектов, открываются новые источники для вдохновения, творчества, написания музыки, например. 

Слава, как телеведущий, ты постоянно работаешь на пике эмоций. Многие работники телевидения обрастают цинизмом. Обнаружил ли ты какие-то изменения в своей личности и как твоя деятельность влияет на тебя?

Знаешь, я изначально сам себе задавал вопрос, почему многие деятели искусств и сотрудники телевидения превращаются в эдаких циников и снобов? И принял решение, что, когда нахожусь в процессе съемок, в этот момент хочу быть немного инфантильным человеком, реагировать на всё по-детски, во многом за счет этого во мне и зажигаются живые эмоции. Да, эмоционально это может здорово вымотать, но зато ты получаешь невероятный отклик от людей, а они ждут искренних эмоций. И как ни крути, если лицемеришь, делаешь что-то не по-настоящему, зритель всегда это чувствует. Играть на сцене, быть ненастоящим я еще не научился, и мне не хочется этого делать, потому что как только начнешь кого-то изображать, то в тебе постепенно начнет умирать человек, дающий живую энергию. А превращаться в профессионального скептика и сноба мне меньше всего бы хотелось в этой деятельности.

А когда ты все же понимаешь, кто находится под маской, ты включаешь в себе Незнайку? Или ты даешь наводки жюри и все-таки им подсказываешь?

У меня в этом плане задача простая, я, как ведущий, не имею права давать вообще никаких подсказок. Все мои личные догадки не должны никак всплывать на поверхность и, тем более, как-то помогать жюри, потому что здесь мы стоим на двух противоположных концах ринга. Моя задача – Маску максимально защитить и засекретить. Если есть возможность запутать, то лучше запутать, но ни в коем случае не выводить человека под маской на чистую воду. Мы находимся на одной сцене, в метре друг от друга, и моя задача уберечь загадку маски в рамках всей игры. (Улыбается.) Что касается меня, то я неосознанно отключаю разум и понимание, что я знаю, кто скрывается под маской. И, действительно, часто своим музыкальным слухом угадываю исполнителей, но при этом не хочу лишать возможности людей, которые никак не связаны с музыкальной индустрией, выдвигать свои версии, они ведь часто оказываются правдоподобными.

Со стороны кажется, что твоя работа – это праздник. Однако ты можешь закончить работать и в два, и в три часа ночи. Нужен ли отдых тебе от этого праздника? 

Конечно, когда ты в два часа ночи выходишь счастливый объявлять следующий номер – это довольно непросто, появляется эмоциональная усталость. Плюс, немаловажный фактор лично для меня – это то, что я практически все восемь-десять часов съемок проекта стою на ногах. Я редко успеваю присесть. Это тоже дает определенную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, и после работы мне нужно просто принять горизонтальное положение и не вставать до обеда следующего дня. (Смеется.)

А что тебе помогает физически восстановится?

Обычная утренняя зарядка. Важно разгонять кровь по организму и разминать суставы, чтобы они просто находились в действии. У меня нет каких-то изнурительных тренировок, я вообще не считаю, что нужно идти на тренировку и доводить себя до изнеможения ради чего-то — всё это перебор. Всё хорошо в меру. Если я ощущаю, что мне достаточно зарядки по утрам, значит, всё хорошо.

А тебе вообще комфортно жить в режиме совы?

Если нужно встать рано и куда-то ехать на съемки, то для меня это в принципе не проблема.  Наоборот, когда рано встаю, чувствую себя гораздо лучше. Но как-то так получается, видимо, это связано с моей профессиональной деятельностью, что все основные творческие идеи просыпаются во мне в вечернее и ночное время. В основном все мероприятия, которые я веду, заканчиваются не раньше полуночи, поэтому, как только начинаю жить жизнью жаворонков, вставать рано, профессиональная деятельность вносит свои коррективы, и я опять превращаюсь в сову. (Смеется.)

Слава, ты часто ведешь мероприятия, даришь людям радостное настроение, а сам ты человек-праздник или, наоборот, отдаешь всю энергию на сцене, а в компании ведёшь себя тише, скромнее?

Всё зависит от моего расположения духа. Иногда, если компания располагает к веселью, я могу быть заводилой и устраивать адекватные творческие вакханалии, но в целом в большей степени я умиротворенный и спокойный человек.

Как ты сам считаешь, что тебе помогло добиться высокого уровня профессиональной реализации? Я помню, ты говорил про КВН, как про хороший плацдарм для импровизации? 

В первую очередь любовь к тому, что ты делаешь, постановка цели. Мне нравится дарить людям положительные эмоции и получать ответную реакцию. Такой энергообмен меня очень заряжает, хочется как-то улучшать жизнь людей, а если это можно сделать с помощью своей профессии, то еще лучше. Конечно, во времена игр КВН было огромное количество выступлений и концертов, когда ты общаешься со зрителем сутки напролет. Мы, наверное, последняя команда, которая после чемпионства и даже во время игры КВН давала невероятное количество гастролей — мы объездили всю страну. В течение нескольких лет мы существовали в постоянном общении со зрителями, и, конечно, это дало огромнейший опыт и понимание того, что зрителю в принципе интересно.

Во сколько лет ты начал играть в КВН?

Если говорить про телевизионный формат, то первая игра состоялась, когда мне был 21 год. Мы попали в премьер-лигу, я сыграл только финальную игру, а дальше мы уже попали в высшую лигу и с 2012 года оттуда не выходили.

Значит, ты еще свеженьким выпускником университета попал в телевизионную премьер-лигу. А в обычных играх ты со скольки лет?

С первого курса института, получается, с восемнадцати лет. 

Ты отучился по специальности инженера. Интересно, что именно в техническом вузе ты научился общаться со зрителем. А специальность сам выбирал или семья настояла? 

Никто на самом деле не настаивал, это был мой осознанный выбор, потому что после музыкальной школы я поступил в музыкальный колледж, сдал все экзамены, проучился ровно две недели и понял, что профессия преподавателя сольфеджио и музыкальной литературы – это не совсем мое. Плюс тогда была непростая ситуация в семье, и мне нужно было работать и обеспечивать себя. В итоге мною было принято решение забрать документы и идти заканчивать десятый и одиннадцатый классы. Потом уже поступил на, так скажем, земную специальность  — отучился на инженера, но при этом, поступая на первый курс, я прекрасно понимал, что, скорее всего, по специальности работать не буду.

Ты заранее знал, когда поступал, что именно в этом университете есть КВН или твое знакомство с игроками произошло по счастливому стечению обстоятельств?

Да, удачное стечение обстоятельств сыграло на руку. Скажу больше, я вообще хотел поступить в другой вуз. У нас в городе было два крупных вуза – это Педагогический университет, который сейчас называется просто АГУ – Астраханский государственный университет, – и технический университет. Поскольку я все-таки ближе не к техническим наукам, очень хотел поступить в педагогический, но мне туда на бюджетное отделение не хватило буквально двух баллов, поэтому пошел в технический вуз. Я вообще не знал, что в техническом университете настолько яркая и насыщенная творческая жизнь. Когда в нее окунулся, то понял, что вытянул счастливый билет.

Слава, ты не только прекрасный ведущий, но и артист. Как ты осознал свою мечту, понял, что ты хочешь петь? 

С самого детства, еще в неосознанном возрасте, я знал, что буду принадлежать сцене. Когда меня спрашивали родственники, кем я хочу стать, отвечал, что буду артистом. Надо мной иронизировали, как обычно это бывает, говорили, артист – не профессия. Но у меня на всё всегда был один железобетонный ответ — я буду на сцене. 

А как ты понял, что обладаешь талантом петь? 

Это произошло тоже в раннем детстве. У нас был и магнитофон, и кассетник, и проигрыватель с пластинками. В общем, я постоянно просил родителей включать музыку, пел, повторял за артистами, стучал на кастрюлях, изображая барабаны. Эта энергия должна была вылиться во что-то профессиональное, поэтому меня отдали в музыкальную школу. Там уже проучился по классу фортепиано, потом еще параллельно учился на вокальном отделении — всё это продлилось, как и полагается, семь лет. 

Да, я помню, когда ты делал кавер на песню Ани Лорак «Солнце», ты играл на синтезаторе и пел. А как ты поддерживал навык игры на клавишных, ты продолжал заниматься с преподавателем или сам?

Игру на клавишных я вообще никак не поддерживал, просто сам периодически что-то играю дома, занимаюсь. Сказать, что я профессиональный пианист, конечно же, нельзя. А всё, что касается гармонии, аккордов, если надо себе аккомпанировать, то это вообще без проблем. Вот вокалом я занимался с частными преподавателями, наставниками и, конечно, никто не отменял самообразование.

Слава, на четвертом курсе ты стал участвовать в премьер-лиге КВН и чаще ездить в Москву. По сути, так и сложился твой переезд?

На самом деле нет, я продолжал жить в своем родном городе, постоянно летал туда-обратно, и в какой-то момент, когда понял, что невозможно жить на два города и находиться без общения с творческими людьми, решил, что так не может продолжаться и нужно переезжать. Мой переезд в Москву состоялся, когда мне было двадцать девять.

Как тебе в принципе самостоятельная жизнь? Привык ли ты к ней, и в чем-то одиночному существованию без родных людей?

В какой-то момент я принял решение не привязываться к людям и не привязываться к месту, это была очень долгая внутренняя проработка, и, наверное, благодаря ей я к этому проще отношусь, нежели большинство людей. На самом деле со всеми, с кем я дружил с первого курса института, до сих пор поддерживаю связь. В любой момент мы можем созвониться и часа два болтать, а если они приехали в Москву, а я — наоборот, домой, то мы, конечно, встречаемся. Что касается семьи, то либо я к ним, либо они ко мне приезжают, мы всегда на связи. Будто совсем и не ощущается, что мы живем в разных городах, потому что у каждого есть своя жизнь, заботы, а когда появляется отрезок времени для семейного общения, то, безусловно, мы заполняем его по-максимуму.

Ты единственный ребенок в семье?

Нет, у меня есть сестра, она старше меня на семь лет. У нас прекрасные взаимоотношения, мы постоянно друг друга поддерживаем, созваниваемся, делимся историями из жизни.

Хорошо, когда есть такая психологическая поддержка от старшего в семье, в этом чувствуется эмоциональная опора? 

На мой взгляд, сколько бы ни было лет сестре, она всё равно всегда остается для меня девушкой. Это как раз-таки мужчина должен оказывать эмоциональную поддержку, защищать от каких-то невзгод и сложностей, оберегать. Безусловно, я испытываю поддержку от сестры. Но у меня есть такой пунктик в голове, что это я должен находится в приподнятом настроении, и если что-то случается, всегда помогать, даже несмотря на то, что сестра меня на порядок старше.

Слава, как ты считаешь, в каком эпизоде своей жизни ты приблизился к воплощению своей мечты — быть артистом?

Мне сложно сказать, я получаю удовольствие от каждого события, мгновения, которые происходят прямо сейчас. Сказать, что есть какое-то одно событие, благодаря которому я реализовался как артист, вряд ли можно. Таких событий точно несколько, и каждое происходит на определенном этапе, они оставляют яркий след, ты получаешь от них удовольствие и ты понимаешь, что надо двигаться дальше. Это же всегда так происходит: ты идешь к чему-то, и в тот момент, когда ты это достигаешь, ты не испытываешь каких-то колоссальных эмоций, реализация будто происходит как нечто само собой разумеющееся. Приведу пример: я много лет пробовался на конкурс «Новая волна», и сколько бы раз ни пытался, меня туда не брали. Но в какой-то момент ко мне обратились как к ведущему и пригласили вести этот конкурс, а уже потом я выступил на нём со своей песней. Конечно, в такой момент я понимал, что выступаю именно там, куда много лет хотел попасть. Ну здорово, мое желание осуществилось! 

Как ты считаешь, а опыт участия в таком проекте, как «Шоумаскгоон», повлиял на тебя? 

Само приглашение на это шоу было уже удивительным моментом в моей жизни. Когда на съемках в Главкино генеральный продюсер «ВайТ Медиа» Юля Сумачёва подошла ко мне и предложила принять участие в новом телевизионном формате «Шоумаскгоон», я понял, что начинается реализация именно того, что мне больше всего хотелось. Участие в этом проекте — важный шаг моего творческого пути. Однозначно, для большинства людей, которые знали меня как ведущего, я проявил себя как большой артист. Но лично сам этого не чувствую, для меня петь на сцене — дело привычное.

Слава, а как тебя пригласили вести «Маску», помнишь? 

Мне позвонили из «ВайТ Медиа», попросили приехать, записать пробы, прислали текст. На следующий день я так и сделал, и мне сказали, что будут иметь меня в виду. Прошло месяца три, мне позвонила Юля Сумачёва, пригласила в офис, после этого мне пришло предложение вести проект. 

Почему, думаешь, продюсеры именно на тебя обратили внимание?

Когда-то после игр КВН я рискнул обнулить весь свой бэкграунд и пошел участником в проект «Ну-ка, все вместе!» на канале «Россия-1». Там я себя и проявил, потому что помимо вокального выступления, интересно подготовил вступительную часть, где нужно за 15-20 се-кунд рассказать о себе. Думаю, как раз этот момент и запомнился продюсерам. Для меня первый сезон «Ну-ка все вместе!» послужил некой отправной точкой.

С выпуском какого трека ты ощутил, что ты реализованный исполнитель? Был уже такой трек?

Такого трека еще не было, но он уже создан. (Улыбается.) На него готов клип, мы пока думаем, когда его выпускать. 

Как называется?

«Твоя история». Эта работа сделана по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина». 

А там женщина под поезд бросаться будет? 

Будет, но мы подробности пока освещать не будем. (Смеется.) Там ничего криминального, конечно, нет, но это классика, и менять ее нет смысла.  

Слава, недавно ты вместе с Аней Плетнёвой выпустил совместный трек «Королева мейнстрима». Как это было? 

Смешно вспомнить, я отдыхал в Абхазии, ехал с групповой экскурсией в автобусе и пересушивал альбом Ани. (Улыбается.) Я знал, что ее сольный альбом не был очень сильно известен, он скорее больше был знаком именно фанатам ее творчества. Мне очень понравилась эта песня, и я написал Ане, что данный сингл достоен большего внимания, особенно когда это ее авторская полноценная работа. В общем, я рискнул ей предложить записать дуэт. Конечно, переживал, думал, что Аня меня пошлет куда подальше, но нет — она с удовольствием согласилась, и мы решили начать с переформата этого трека. Музыка и слова Ани, а мы уже дальше с аранжировщиком вертели, крутили эту песню, думали, как сделать ее интереснее, лучше, в итоге мы довели сингл до финального звучания.

Всегда непросто показывать автору аранжировку на его же песню. С какого раза Ане понравился новый вариант трека? 

Мы сначала написали первую версию, потом написали вторую. Потом отдали третьему человеку, который немного над ней поколдовал, а потом забрали трек и довели до финального звучания. Результат всех порадовал.

В этой песне есть строчка «Мы два самых близких врага». А у тебя много близких врагов, как дела с прошлым?

Меня иногда настигает чувство ностальгии, хочется что-то вспомнить, но я не акцентирую на этом внимание. А зачем? Ты прошлое можешь изменить? Нет. Если тебя оно как-то тригерит, то зачем в принципе заниматься мазохизмом. Важно не стоять спиной к будущему,  идти дальше и не оглядываться. Твоя голова куда изначально смотрит? Вперед, а не назад, так заложено природой, вот и не надо смотреть в прошлое. Кстати, когда на студии записывали мою партию, я долго не мог подобрать правильную интонацию к этой самой строчке «мы два самых близких врага». И в какой-то момент мы с Аней сели и поговорили. Она спросила у меня: «Ты вообще понимаешь, что это такое?  Вот сидят люди, которые любили друг друга до безумия, но в какой-то момент произошло нечто такое, что каждый из них теперь ненавидит когда-то самого дорогого на свете человека. Тебе не нужно вокализировать, добавлять ноты, даже тембра не нужно там давать, просто поговори мысленно с человеком, с которым ты сидишь в комнате, подумай, как ты можешь ему это передать». И только после этого дубль получился.

Интересные у вас мастер-классы на записи в студии. В песне есть еще мысль, что иногда перемирие забирает много сил у любящих людей. А ты определился для себя — в одну реку дважды не войти, или ты готов сделать исключение, если понимаешь, что это твой человек?

Всё зависит от обстоятельств, при которых вы расстались. Я готов второй раз попробовать, если только не случились какие-то веские обстоятельства, запрещающие мне это сделать. Всё зависит от поступков, мы это прекрасно понимаем.

Помню, что вы с Аней собирались вместе исполнить «Знак водолея» у нее на концерте, она обычно аккомпанирует себе за роялем. Это у вас еще в планах? 

Сейчас вообще сложно что-то планировать, потому что пока вся деятельность глобально приостановлена. Но могу сказать точно, что у меня записан мой личный кавер на «Знак водолея», плюс я показал кавер создателю — Алексею Романову, и он сказал, что работа очень красивая, и он дает добро на ее выпуск!

Ты хочешь продолжать создавать поп-музыку?  Будешь эдаким лирическим героем, который воспевает любовь и рассказывает разные сюжеты о любви? 

Однозначно, сейчас свое предпочтение я отдаю поп-музыке. Мне нравится исполнять любовную лирику, это может быть очень трогательный, серьезный материал. Но точно так же я обожаю что-то незатейливое, веселое, что просто дарит эмоции, заставляет танцевать и не задумываться над текстом. Например, у меня есть танцевальный трек «Посмотри мне в глаза», который вполне себе подходит для танцев у бассейна где-нибудь на вечеринке на отдыхе!

Как ты сам считаешь, одиночество помогает артисту творить? Или настоящий творец способен делать стоящие вещи, даже когда чувствует себя гармонично в любви?

У каждого свое воспитание в плане личностного творца. Кому-то нужно развиваться и создавать, чтобы всё было комфортно, в достатке, чтобы человек не думал о каких-то бытовых проблемах. А кому-то, наоборот, изобилие мешает сосредоточиться и делать красивую музыку, кто-то кайфует от того, что у него есть бытовые проблемы. Это вопрос о голодном художнике. Всё абсолютно индивидуально.

Речь идет больше о пребывании художника в определенном эмоциональном состоянии. Вот, например, Филипп Киркоров в «Маске» рассказал, что смог записать в студии песню «Снег» с максимально точным прочтением, потому что он был в правильном для этой песни настроении.

Да, здесь вопрос о сложном материале и правильном эмоциональном отклике у художника на него. Даже если у артиста в жизни всё хорошо, а материал драматичный, у песни будет правильное прочтение, если певец вспомнит, например, какие-то ушедшие моменты своей жизни и погрузится в воспоминания, проникнется теми эмоциями. Всегда можно вернуться в прошлое на эмоциональном уровне — у каждого были драматичные переживания в жизни. И когда ты возвращаешься, настраиваешься на эту волну, ты, собственно, передаешь эти эмоции, как со мной и было, когда я исполнял песню «Салют, Вера!» на «Шоумаскгоон». Мы сделали эту композицию в драматичной версии, и, чего греха таить, на момент участия в шоу я был в прекраснейшем расположении духа, у меня всё в жизни было великолепно, но в то же время мне нужно было перестроиться на другую эмоциональную волну, весело ее исполнить бы не получилось.

А как ты сам себя оцениваешь, ты способен полноценно работать и реализовываться творчески, когда у тебя есть всё, что важно в жизни? 

Если мы говорим про создание контента, про лирику страдальческую, то скорее всего в жизни всё же должны происходить перипетии, которые вызывают в тебе сильные эмоции. А вот когда я создаю и исполняю позитивную музыку, то тут должно быть в жизни всё хорошо!

Какой хитрый ответ!