Екатерина Соколова-Жубер: «Звезды, не имеющее под собой личности, очень быстро сгорают»

Зритель знает Екатерину по ролям в таких фильмах и сериалах как «Беспринципные», «Духless-2», «Бег», «Триггер», «Стажёры», «Жертва», «Хрустальный», где она сыграла одну из главных ролей. Работала с Кареном Оганесяном, Романом Прыгуновым, Андреем Загидуллиным, Душаном Глигоровым, Александром Цоем, Русланом Сорокиным, Никитой Михалковым и многими другими. В 2022 году она раскроется в новом амплуа — как сценарист сериала «Пассажиры. Последняя любовь на Земле», который скоро выходит на видеосервисе START.

Сейчас мы находимся на стыке двух профессиональных путей: специалисты с высшим образованием, которые не могут найти себя после института, и практики, которые имеют высокую насмотренность и большее количество работ, но без «корочки». В кино, зачастую, снимаются непрофессионалы, а комики, шоумены и селебрити. Как вы относитесь к таким тенденциям?

Расскажу о том, что я замечаю: звезды, не имеющее под собой личности, очень быстро сгорают. Актеры с образованием, которые всё время практикуют и занимаются профессией, развиваются, крепчают день ото дня. К Тильде Суинтон успех пришел сильно за 40, а про многих,  выстреливших в сериалах несколько лет назад, мы уже и не помним. При этом я знаю ребят из шоу-бизнеса, которые не вылезают из актерских классов, тренингов, они действительно много работают — и в их случае это скорее смена профориентации.

Вы много времени посвящайте обучению: как новые знания помогают совершенствоваться в ранее изученных направлениях?

В Польском театре мы много времени посвящали изучению истории классического кинематографа и театра. От самого истока. Школа Чехова, Арто, мы ставили «Мифы», Шекспира и Достоевского. И это прекрасный опыт, если, например, играть в фильме у Кшиштафа Кислевского или Джармуша, где всё размеренно и есть возможность погружения. А в Лос-Анджелесе я изучала технику Майзнера, которая позволяет с первого дубля получить результат. В условиях современных съемок — это необходимость. Я прихожу на площадку, вижу впервые актера, с которым через минуту нам играть любовь... Так вот техника Майзнера позволяет это сделать быстро, а театральная школа — глубоко и правдоподобно. Сейчас после сценарной школы я иначе смотрю на всю линию героя. А когда пишу, то использую актерские техники, мне легче проигрывать всех героев в голове — и на бумаге диалоги получаются достоверными.

Каково это – быть одновременно в объективе камеры и создавать сюжет, который снимут на пленку? Что самое сложное при переходе из одной ипостаси в другую?

Это две разные профессии. Первая — про отказ от своего эго. Авторство же — это создание целого нового мира, такая разновидность режиссуры, мифотворчество. Сложности в переходе не было. Я создала героев и текст. Потом мне сказали: «А вот этого героя ты будешь играть». Я сказала «спасибо» и пошла учить текст.

Во втором сезоне сериала «Пассажиры» вы плотно работали над линией Мэри, которую играет Аня Чиповская. Как много личного и сокровенного вы вложили в образ? Как рождаются персонажи с глубокой личной драмой?

Всех своих героев я создаю с уровнем понимания и «чувствования», присущего мне. Оттого Мэри ранима, нежна и проницательна, но не способна описать, что с ней происходит и как с этим обращаться в жизни, оттого она в чём-то резкая и выглядит отталкивающей. А все события, которые происходят с героями, всегда моя фантазия на тему «а что если бы?»

Одна из ваших любимых книг – бестселлер Тэда Чана «Вся твоя жизнь», которая легла в основу фильма «Прибытие» Дэни Вильнёва. Чем обусловлен такой выбор? Насколько истории героев откликаются лично вам?

Главная героиня книги Тэда Чана — обладает талантом и профессиональным статусом, но, как истинная женщина, она идет в любовь и материнство, невзирая на знания о потере всего. Меня восхищает смелость автора мужчины — исследовать эту тему. Как и, например, Финчер шагнул в тему исследования брака («Исчезнувшая»). Такое ощущение, что художники начинают изучать мир, на мой взгляд, более глубинный и созидательный. И мне, как женщине и молодой матери, это близко, я сама сделала такой выбор в своей жизни.

В основном вы снимаетесь в триллерах с детективными линиями и ноткой мистики: «Хрустальный», «Пассажиры», «Смычок», «Жертва». Как думаете, с чем связано видение режиссеров относительно вашего амплуа? А какие роли хотелось бы сыграть лично вам?

Наверное, я хорошо передаю краску холодности. Такой серый цвет. В «Пассажирах», кстати, героиня, очень теплая. Все роли интересны, хочу пробовать разное — комедию, где драма настолько серьезная для героя, что зритель хохочет... И еще очень хочется сказку. Где будут красочные наряды и диковинные декорации. Я бы хотела сыграть ведьму из «Волшебника страны Оз» (для самой Элли, пожалуй, я уже взрослая). Это моя любимая книга детства. Но в целом я всегда больше думаю про саму канву произведения, про смысл, и, если режиссер видит, что я могу быть его частью, это уже счастье. У меня еще не было больших ролей, и такой опыт, конечно, хочется получить, жить месяц с героем, погрузиться в его жизнь и события.

Какой самый интересный опыт вы приобрели благодаря персонажу, но не имели такового сами?

Думаю, это Вера. В «Пассажирах». Она состояла в отношениях с мужчиной, мягко говоря, грубым, мужчиной, который ее не ценит. В жизни бы я сразу сказала «спасибо, до свидания». И я долго не могла понять, почему же она терпит, пока не поняла, с какой силой она любит. Вера научила меня терпению и смелости открывать сердце... Каждый герой приносит что-то новое. С каждым возникает необходимость состыковки. Вот например Саша из «Жертвы», подвергшись насилию, выстраивает странные схемы, для того чтобы справиться с болью. Нам даже пришлось обращаться за консультацией к терапевту, который рассказывал про механизмы защиты психики, и это многое мне дало. Женщины встают, выбирают жизнь и справляются. Значит, и я могу справляться со своими невзгодами. Быть более требовательной к себе, внимательной и преодолевать трудности.

Во время учебы и работы в театре в Кракове вы много занимались волонтерской деятельностью, работали над восстановлением церквей в Соловках и ездили по местам репрессий в Аушвиц. В студенческие годы много путешествовали за рубежом по «местам силы». Это говорит о вас как о человеке, заинтересованном в познании глубинных тайн души: с чем это связано и ответы на какие вопросы вы хотите получить?

Я выросла в маленьком городке в семье ученых, работающих в ЦУПе. Мы верили в будущее и в освоение космоса, город был выстроен из голубых высоток, устремленных в небо. А после кризиса, он полностью переформатировался под коммерцию. Я ходила в школу по определенной траектории, уворачиваясь от пуль «парней в малиновых пиджаках». Но мои родители продолжали работать, воспитывать двоих детей и играть с нами в игры.  Перемены в городе, но наличие стабильности в нашей семье дали понять, что жизнь и источники жизни основываются больше на внутреннем устройстве человека. И я стала изучать эти устройства в разных проявлениях. Мне интересно: как человеку остаться Человеком. Каков мир за пределами черного и белого? И как эти знания я могу применять в своем творчестве? Ведь игрой и историями мы можем рассказывать больше, чем просто буквы на бумаге.

В чём ваш источник силы и вдохновения?

Силы я восстанавливаю дома. Люблю домашние ужины в спорах о выборе соуса к спагетти. Когда дома есть смех. Прогулки и игры с собакой. Люблю ездить за город, могу часами просидеть у воды. Вдохновляюсь музыкой, чтением и произведениями искусства. У каждого моего героя есть его персональная мелодия. А в сюжетах — картины.