ASAMMUELL: «Я сидела ночами, думала о прошлом, вытаскивала шаг за шагом воспоминания»

Для молодой артистки Ксении Колесник, известной как ASAMMUELL, февраль — особенный месяц. На днях выйдет ее альбом «Клуб разбитых сердец», где каждая песня вдохновлена сюжетом из жизни Ксюши. О том, как она стала автором-исполнителем, переломных моментах и о том, почему не хочет быть хорошей — в интервью OK!

Фотограф: Иван Пономаренко На Ксении: платье MARCIANO by GUESS

Ксюша, честно, когда мы писали твой сценический псевдоним, несколько раз путались в количестве двойных букв. Расскажи, откуда взялась ASAMMUELL? Я слышала, есть какая-то связь с сериалом «Сверхъестественное». Верно?

Наверное, мой псевдоним больше связан с моей школьной порой и близкой подругой. Мы с ней очень любили играть в игры, где ты принимаешь образ персонажа и представляешь себя на его месте. Ей казалось, что мы как раз те главные герои из сериала «Сверхъестественное», их звали Дин и Сэм. И когда я придумывала себе никнейм в инстаграме, я сделала так, чтобы он был связан с именем Сэм, но, поскольку Сэм и полное имя Сэмюэль, конечно же, были заняты, я решила рандомно вставить буквы — так получилось Асаммуэлль. В инстаграме я вела музыкальную деятельность, и этот никнейм ко мне так сильно привязался, что я решила его оставить. 

Ты родилась и выросла в Москве. Как прошло твое детство?

Да, вся моя семья здесь. Правда, папа мой из Украины, и в детстве я очень часто ездила в Киев. Когда была совсем маленькой, можно даже сказать, что жила то здесь, то там. В плане каких-то жизненных обстоятельств ничего не препятствовало моему счастливому детству. Школьная пора была хорошей. Конечно, как у любого ребенка, были какие-то черные полосы, связанные со взаимоотношениями со сверстниками, любовные истории. 

И, наверное, в твоем детстве было много творчества? 

Мама давала мне свободу выбора в плане хобби. Я ходила на танцы, лет семь потратила на то, чтобы прокачаться в этом деле. Много чем интересовалась. Я была довольно спокойным ребенком, очень привязанным к своей семье, сидела в комнате, постоянно чем-то занимаясь. Фантазий было хоть отбавляй.

Думала о том, что занятия танцами могут перерасти в профессию? 

Сначала это было просто хобби, потом стало для меня очень важным и серьезным делом, на которое я тратила много времени. Танцы всегда были в приоритете. Все школьные годы были связаны с танцами: приходила домой, делала уроки, шла на танцы, и там я себя чувствовала совсем по-другому. Мне кажется, из-за того что я сама по себе довольно стеснительный человек, вся в себе, то коммуницирую с внешним миром я через творчество, мне так легче высказываться, говорить о том, что на душе. Поэтому когда я ходила на танцы, вся эта танцевальная история была мне ближе, чем что-либо другое. Мы преуспели во многом. Я ездила в Штаты по обмену, ездила в другие страны, где мы выступали с моим коллективом. Какое-то время я действительно была уверена, что свяжу с этим жизнь, но потом интерес начал потихонечку пропадать.

Виновата музыка? 

Есть такое. Я всегда любила как танцевать, двигаться под музыку, так и слушать ее. Наверное, поэтому плавно перешла от танцев к исполнению песен, а в дальнейшем уже и к сочинительству. Мне вообще кажется, что музыка была со мной всю жизнь. Прекрасно помню, как, будучи очень маленькой, слушала какие-то популярные на тот момент западные хиты. Я очень любила Селин Дион. У нас тогда висели качели в коридоре, я малышкой качалась на этих качелях и пела эти песни на каком-то своем придуманном полуанглийском языке. Уже тогда я делала какие-то представления для своих родственников. А когда мне исполнилось 15, я начала открывать себя как кавер-исполнителя: перепевала то, что сама любила слушать. Сначала это вышло за пределы моей комнаты и переместилось в стены моего класса, были какие-то школьные выступления. Потом я открыла для себя популярный в то время сайт — анонимный опросник ASKfm, там в ответе можно было снимать видео, максимум 40 секунд. Я начала записывать туда каверы. В итоге я собрала 50 тысяч подписчиков — очень большая цифра для этой соцсети. По сути, я была одной из самых известных участников сайта —наверное, так началась вся эта дорожка в музыку. Я, правда, совсем не рассматривала музыку как что-то серьезное. Тогда это было для меня открытием.

Помнишь свою первую авторскую песню? 

Кажется, она называлась «Чужие» или как-то так. Я тогда не пела про любовь, на тот момент меня очень сильно волновали темы, связанные с несправедливостью в обществе, какие-то резонансные моменты. В общем, экзистенциальный кризис — это, наверное, была основная тема моих первых песен. Я писала про то, что есть столько людей вокруг нас, потерянных, которые не знают смысла их жизни. Потом прошло какое-то время, и я начала писать про любовь, открыла для себя эту огромную тему, бездонную.

И больше песен про экзистенциальный кризис ты не пишешь? 

Не пишу. (Улыбается.) 

Скажи, а в какой момент из девушки, поющей в основном кавера, ты стала превращаться в самостоятельную артистку?

Наверное, это случилось, когда я жила в Китае. 

В Китае? Об этом поподробнее, пожалуйста.

Китай — это, наверное, самый знаменательный период моей жизни. Жизнь внутри жизни. Там я оказалась не по каким-то собственным планам, это просто цепочка случайностей и совпадений. Я ехала туда не за работой, не за музыкой, я ехала туда за своей любовью, там жил мой молодой человек, он русский, просто работал там в кавер-бэнде на контракте. Я приехала к нему как гость, совершенно не думала, что именно я буду там делать, как долго это продлится. Это был конец третьего курса, я пробыла там всё лето. Это было время моих трансформаций: я открыла себя как певицу, иногда я заменяла певицу в кавер-группе ребят, иногда пела в барах, я очень прокачала свой скил как артиста. Я наконец перестала себя занижать, думая, что никогда не смогу петь на сцене, поняла, что заслуживаю чего-то большего в музыке. Тогда появились песни «Миллионы миль» и «Живи», мы сделали к ним самодельные клипы. «Миллионы миль» были моей первой полноценной работой, аудитория тогда очень хорошо на нее откликнулась. 

Став полноценным артистом, не боялась критики, сравнений? 

Я всегда была довольно чувствительным человеком. Даже если я не показывала, что меня что-то очень задевает или я переживаю из-за комментариев, внутри, конечно, это был большой разброс эмоций. Хейтерские комментарии могли меня задеть, потом просто к этому привыкаешь и уже не выдаешь такой реакции. Но чтобы к этому прийти, нужно немного потрястись от этих комментариев, порасстраиваться. Конечно, мне хотелось, чтобы всем нравилось то, что я делаю. 

Играть на гитаре и фортепиано ты научилась сама. Комплекса самоучки не возникает?

Я училась сама, да, единственное отмечу, что в детстве папа пытался научить меня играть на фортепиано, но это было так давно, что я всё забыла. Когда я начала учиться непосредственно потому, что сама этого захотела, я открывала видео на ютубе, у меня хороший музыкальный слух, который мне передался от родителей — у них обоих есть и голос, и слух. Я не учила теорию от слова «совсем». Всё, что я имею сейчас в плане игры на инструментах, — это всё на слух. Если мне дадут ноты, я никогда в жизни по ним не сыграю, если скажут название аккордов, я не пойму, о чем речь. Конечно, есть пробелы, которые мне раньше казались чем-то стыдным, но, когда я признавалась в этом своим друзьям-музыкантам, они, наоборот, говорили, что это круто, что не каждый может делать такие вещи на слух. Сейчас я уже не использую свой инструмент в качестве аккомпанемента на концерте, я стою только с микрофоном, так что я осталась самоучкой, и горжусь этим, и даже вдохновляю тех, кому никак не дается теория. 

Знаю, «Свежие раны», песня, которую ты спела в дуэте с Mary Gu, — для тебя особенная. Расскажи, как вы познакомились с Машей? 

Это очень интересная история. На тот момент я жила с моим бывшим молодым человеком и его другом в большом музыкальном доме, который снимали именно для него — он тоже артист, по контракту он должен был там жить. Для того чтобы они зарабатывали деньги, они приглашали к себе в дом различных артистов. Однажды он написал Маше и предложил сделать какую-то аранжировку ее песни, она к нам приехала, мы познакомились и стали немного общаться. Однажды я написала песню, вдохновившись одной из композиций Селены Гомес, ко мне пришли строчки для припева «Свежие раны я назову раем», я показала их ребятам и сказала, что было бы неплохо сделать какой-то фит, на что мой бывший молодой человек предложил показать эту песню Маше. Я ее тогда очень стеснялась, мне казалось, что она уже такой большой артист. Но я все-таки отправила припев ей в личку, она ответила, что прослезилась, когда слушала, и сказала: да, давай делать. Мы начали делать с ней этот трек летом 2019-го. Песня выходила 14 августа, и именно в этот день мой молодой человек меня бросил. Это были разрушенные отношения, я потеряла место, где жить, мне надо было уезжать из этого дома. Так что да, это очень значимый трек в моей жизни, тогда моя жизнь в какой-то степени разделилась на до и после. «Свежие раны» сегодня — это символ того, что не всё потеряно. Когда ты что-то теряешь, у тебя есть шанс стать сильнее. Я очень благодарна Маше за то, что она поучаствовала и дала этой песни стержень. 

Эта песня открыла тебя массовому слушателю. Ты была готова к этому? Были такие амбиции?  

Конечно, в голове была мысль, что, если мы сделаем эту песню с Машей, наши аудитории сложатся и это даст хороший фидбэк, но чтобы настолько — я точно не ожидала. В тот момент я не стремилась стать популярной, у меня в принципе никогда не было такой цели, потому что я бы не назвала себя очень амбициозным человеком. Возможно, на это влияла моя низкая самооценка, я очень боялась разрешить пожелать себе славы и каких-то высот. Но я была рада, что был такой крутой результат, что меня начали узнавать люди, что я могу и дальше делать свою. 

Ксюша, ты окончила РУДН по специальности «Реклама и пиар». Почему ты не выбрала музыкальное образование? 

Тут всё очень просто: когда я заканчивала школу и думала, куда поступать, ни о какой музыке как о профессии речи не было. Я тогда даже не думала, что моя кавер-деятельность станет чем-то серьезным. У меня уже тогда был какой-то заработок в инстаграме на рекламе, я считала себя больше блогером. Мне было близко всё, что связано с творчеством и продвижением. На третьем курсе я уже выбрала рекламу, к ней я тяготею больше, чем к пиарe. 

Сейчас, когда у тебя есть команда, образование тебе помогает? Принимаешь участие в работе над своим личным брендом или доверяешь коллективу?

Я стараюсь принимать участие. Если меня что-то не устраивает — отказываюсь. Но мне очень сложно говорить «нет» и перечить, я пытаюсь как-то себя этому научить. Сейчас лейбл в основном занимается моей музыкой, а не мной как брендом, поэтому собой занимаюсь сама: сама веду соцсети, выстраиваю какие-то ассоциации с собой. Не могу сказать, что у меня это хорошо получается, потому что нет дисциплины, нет регулярности, я очень часто пропадаю из информационного поля, но в целом, конечно, мы часто с моей командой обсуждаем мои слабые места как артиста и пытаемся с этим что-то делать. 

Все сюжеты для своих песен ты берешь из собственной жизни. «Хорошая умеет всё прощать. И по хорошей можно не скучать. И потому хорошей для тебя я бы никогда не хотела стать»… Кажется, я догадываюсь, какой сюжет тут.

Песня «Хорошая» на данном этапе — самая честная песня, самая тяжелая песня в плане того, что я ей поделилась с целым миром. Мне очень долго пришлось прорабатывать основную в этом треке тему. Когда я ее сочиняла, она касалась исключительно любовной истории. Я встретила человека, для которого изначально была «слишком хорошей», настолько хорошей, что он не мог строить со мной отношений. Я написала эти слова от какой-то внутренней агрессии, мне надоело слышать одни и те же фразы, я не хотела быть для человека хорошей. Эта песня — мое негодование. Когда песня была готова, мы решили снимать на нее клип, помню, что мне не приходили никакие сюжеты, кроме сюжетов из собственной истории. Как-то раз я ехала в такси и поняла, что все строчки, которые есть в песне, я могу адресовать своему папе. 

Неожиданно. 

А синдром хорошей девочки не выходит из пустоты, у него есть корни, и эти корни уходят во взаимоотношения девочек с их папами, где девочка отчаянно пытается быть хорошей, чтобы заслужить его любовь. Я расплакалась в такси от этого осознания, это всё равно что я только что сама с собой провела некую психотерапию. И мы сняли клип, где есть линия мальчика и девочки, но также там есть и отец, который должен понять, почему девочка стала такой хорошей. 

Твой папа видел клип? 

Да, но он не отреагировал так, как мне бы хотелось. Когда мы выпускали этот трек, я ходила на психотерапию и рассказывала моему психологу обо всем, она помогала мне как-то выходить из непростого состояния. 

Тебя часто спрашивают о том, почему почти все твои композиции лиричные, а тексты грустные: уже придумала универсальный ответ? Неужели в твоей личной жизни правда было так много боли?

Когда меня спрашивали об этом раньше, я говорила о том, что российская музыка по большей части очень грустная, в России очень любят страдать, эта эмоция дается гораздо проще, чем радость и счастье. Но если брать мои причины, то это всё, что связано с разбитым сердцем, с неопределенностью, — конечно, таких моментов было немало. Я пишу песни про себя, это такая сублимация. Всё плохое, что было в жизни, я вкладываю в песню и будто отпускаю. А вообще я — да, пока меланхоличный исполнитель.  

Ты была номинирована на нашу премию «Больше чем звёзды». Для тебя что-то значат такого рода номинации? 

Сказать честно, я была шокирована тем, что была номинирована. Даже помню, когда первый раз увидела от подписчицы новость о том, что я в числе номинантов, — не поверила. Это моя первая номинация — конечно, она для меня очень важна. И я совсем не расстроилась, что не стала победителем, я понимала, что в списке есть люди, которые достойны этого больше меня. 

Есть артист, с которым ты бы на данный момент хотела записать дуэт? 

Коротко и честно: это всегда был и будет JONY, и не потому, что он известный артист, я знала его еще до «Кометы». Этот человек стал первым артистом, который открыл для меня музыку на русском, до этого я слушала только западные треки.  

Ксюша, скоро выйдет твой новый альбом. 

Да! «Клуб разбитых сердец» — не просто очередной альбом для галочки. Это был большой концепт, навеянный моей же аудиторией, которую я давно знаю, изучила все болевые точки и травмы, которые стараюсь лечить хотя бы своими строчками. При прослушивании каждый узнаёт себя хотя бы в одной песне. Идею названия мне подала одна моя слушательница, она также будет на обложке альбома. Сложность была только в том, чтобы найти вдохновение на каждую историю и быть честной. Но так как сейчас в моей личной жизни всё хорошо, было трудно включиться в части про расставание и переживания. Я сидела ночами, думала о прошлом, вытаскивала шаг за шагом воспоминания, которые еще не использовала в старых треках. Так и получился альбом, буквально выстраданный самой собой.

И следом еще одно важное событие: 6 марта в «Известия Hall» у тебя состоится сольный концерт. Какие ощущения? 

Если честно, я очень переживаю за этот концерт из-за ковидных ограничений. Последний концерт был у меня два года назад. Конечно, сейчас бы хотелось собрать больше зрителей, но мне очень страшно. А так, я всегда волновалась перед офлайн-коммуникациями с людьми. У меня нет примочек, как перестать волноваться, поэтому я просто выхожу на сцену, а потом на эмоциях начинаю отдавать себя публике, и уже не хочется уходить. На концерте в марте я представлю свои новые песни, покажу некий видеоматериал, я буду рассказывать историю каждой песни, а мне есть что рассказать. Те люди, которые придут на мой концерт, узнают, почему эти композиции были созданы, о ком они, кто все эти люди, которые стали героями сюжетов. Я не буду ничего скрывать, потому что такой правды хотят мои слушатели, чтобы проработать в том числе и свои какие-то травмы.

Фото: Иван Пономаренко. Макияж: Роман Мокрогузов /L’Oréal Paris. Прически: Алена Акулинина/Британская сеть салонов красоты SACO