Николай Фоменко: «Высокое творчество не может заниматься морализаторством»

1 января у Николая Фоменко премьера: в онлайн-кинотеатре KION выходит новый сериал «Почка», в котором он сыграл отца главной героини в исполнении Любови Аксеновой. Мы поговорили с Николаем о его персонаже-многодетном отце, выборе проектов, морали и любимых фильмах и сериалах. 

Вы играете богача из 90-х годов, отца главной героини Леонида, называющего детей по именам императоров и властно относящегося к людям. Мне кажется, ваш образ очень точен. Как вы его создавали?

Я не согласен с вами в такой прямолинейности, считаю, что образ сложнее. Леонид — это человек очень светлый, окрыленный, он не к деньгам тянется, а к человеческому счастью. Он готов все сделать ради детей. Но в его образе от меня ничего нет — я из себя не играю. Невозможно взять что-то из собственной жизни. Наблюдение — важнейшая актерская составляющая любой школы, оно позволяет создать точный психологический портрет. От себя — это дурное кино, не остающееся во времени и пространстве.

Расскажите, как вы выбираете проект.

Я всегда отталкиваюсь от хорошего сценария, от прекрасной литературы. Таков принцип, потому что плохой сценарий режиссер может кое-как исправить, а вот хороший сценарий ничем не испортить, даже плохой актерской игрой и плохой режиссурой. 

Мне кажется, что проект раскрывает многие социальные проблемы: коррупция, алкоголизм, кризис религии. Чем вас привлек сериал? 

Я думаю, что сериал прежде всего о человеческой искренности. Искренность — очень сложная вещь, ведь мы находимся под давлением обстоятельств, из-за которых перестаем быть людьми.  В «Почке» мне важнее человеческие эмоции и желание помочь друг другу.
 
Вопрос про искренность и жертвенность: главная героиня сериала Наташа (Любовь Аксенова) умирает из-за отказа почек и хищно ищет донора. Чтобы вы сделали на ее месте? 

Вопрос жизни и смерти — это тема вечная и сложная. Все мы умрем: кто-то раньше, кто-то позже. Наверное, это не так уж и важно, если смотреть с философской точки зрения. На мой взгляд, нельзя жертвовать чей-то жизнью, спасая себя. Это в моем кодексе это не очень укладывается. Но в этом вопросе нет хорошего или плохо, правильного и неправильного: не судите, да не судимы будете. Но если бы я оказался на месте моего героя, то выбор очевиден: отдавать и все, никаких иных мыслей быть не может.

Должна ли быть в сериалах определенная мораль, должно ли кино быть моральным?

Я был и в пионерах, и октябрятах, в комсомольцах, жил в перестройку, играл рок-н-ролл, потому скажу вам, что мораль все время меняется. Высокое творчество не может заниматься морализаторством, оно должно заставить зрителя размышлять, причем не просто головой, но и душой.  

Что же тогда ответить на цензуру? 

Люди, которые запрещают, были во все времена, но благодаря им творчество и встает на ноги. Великим тоже пришлось пройти через массу сложнейших проблем связанных и с цензурой. Моя бабушка всегда говорила одно: «Мужик ругал царя, а царь и не знал».
 
Теперь простой вопрос: какое кино вы смотрите? 

Я обожаю Братьев Коэнов. Также посмотрел «Бумажный дом» и «Игру в кальмара». Я слежу за всем, что делает Netflix. У нас кстати в России уже очень высокий уровень художественного кино сериального. Если бы нам не вставляли палки в колеса, мы были бы вообще прекрасны, и нас скоро стал смотреть весь мир.