Софья Донианц: «Мне нравятся персонажи со сложной психикой»

На днях на видеосервисе START вышел сериал «КрисТина», в котором Софья Донианц сыграла одну из главных ролей. Мы поговорили с актрисой о проекте, работе с Антонио Бандеросом, вере в себя и многом другом.

Иван Пономаренко Софья Донианц (украшения Mercury)

Софья, расскажите о своей работе в проекте «КрисТина». Ваша Даша, как и главная героиня, существует в двух реальностях? Чем отличаются две ее личности, какая из них оказалась вам ближе?

По сюжету в «КрисТине» существует несколько параллельных реальностей, которые очень плотно переплетаются друг с другом, никогда до конца непонятно, где реальность, а где вымысел. Где правда? Где она заканчивается? Или всё это проекция главной героини? Эти вопросы остаются всегда открытыми. Моя героиня Даша вроде бы и одна и та же всегда, но в разных реальностях грани ее личности проявляются по-разному. Вообще, в истории в основном она ассоциируется с рацио, с разумом, она такая очень точная, конкретная, у нее в жизни всё ясно и понятно. Если героини Кристины и мамы Кристины — более воздушные женщины, то Даша их возвращает на землю, она всегда точно знает, как и что надо делать. Это во многом за счет специфики ее профессии (она работает в скорой помощи). Такая ее «земная» черта мне очень близка.

Вы впервые работали в жанре триллера? Как впечатления?

Да, я в первый раз работала в жанре триллера. Это очень интересно, хотя на самом деле моя героиня Даша, ее часть истории, — как раз такая бытовая, реалистичная. За часть, которая приходится на триллер, отвечала Юлия Хлынина.

Кого играть интереснее, любопытнее и сложнее — своих современниц или героинь из прошлого?

Мне вообще интересно играть, я очень люблю свою профессию. Люблю разбирать роли, создавать роли, быть на площадке, что-то делать. Всё зависит от персонажа. Вне зависимости от временного контекста мне нравятся сложносочиненные персонажи, со сложной какой-то психикой. Это делает персонажа, героинь живыми, настоящими. Конечно, больше всего я люблю работать с хорошо написанным материалом, вот это прям удовольствие, потому что иногда бывают сценарии — «именины сердца»: тут и диалоги, и тексты… И тогда и я раскрываюсь как актриса, и персонаж раскрывается, начинается настоящее творчество, при этом неважно, современные они или из прошлого, из будущего.

В сериале «Гений» о жизни Пабло Пикассо вы сыграли первую жену художника, балерину Ольгу Хохлову. После съемок в таком громком международном проекте нет страха выпасть из этой обоймы или снизить планку? Появилась ли вообще у вас эта самая планка в плане выбора ролей?

Работа в проекте «Гений» Пикассо на данный момент в моей карьере является уникальной. В плане материала это и самая сложная, и самая интересная работа. Я играла героиню Ольги Хохловой с 26 лет, когда она познакомилась с Пикассо, до 54 лет, и это было невероятно интересно, очень сложно. Как для актрисы это был настоящий вызов. В сериале есть момент, когда показывается кусочек балета, над которым работала труппа Дягилева. Дягилев ставил его вместе с Кокто, а Пикассо делал декорации, костюмы. Как раз во время работы над этим спектаклем Пикассо и Ольга Хохлова познакомились. Во время съемок восстанавливали кусочек этого балета, мне тогда очень захотелось самой станцевать эту партию, и это тоже была непростая задача, настоящий вызов.   И да, на данный момент, для меня это был самый яркий и интересный опыт актерской работы. Появилась ли у меня планка в плане выбора ролей? Скорее появилась внутренняя планка. Я поняла, как нужно относиться к работе, к своей роли, потому что опыт, который я получила на той площадке, уникален. Меня поразило то, насколько все профессионально подходят к своим ролям, все члены группы — к своим обязанностям. Безусловно, это очень сильно повлияло на меня. У нас всегда на площадке был dialect coach, который отвечал за правильность произношения, потому что почти все герои говорили с разным акцентом. Многие артисты работали с acting coach. В России на тот момент я не сталкивалась с такой практикой. И я подумала о том, какая это классная и грандиозная идея. С тех пор я всегда свои роли разбираю и готовлю с коучем, подробно прорабатываю всё по актерским задачам, чтобы на площадку приходить уже полностью готовой. Это, наверно, та внутренняя планка, которая выработалась у меня во время съемок «Гения» Пикассо.

С балетом вы знакомы не понаслышке. Продолжаете ли занятия сейчас? Придерживаетесь определенной дисциплины, которую прививает балет?

Да. Балет — это мое детское увлечение, в детстве я мечтала стать балериной. Во всех театральных вузах танец, в том числе классический, станок — это обязательная дисциплина, мне это очень понравилось, и после окончания ГИТИСа я хожу в любительскую студию и занимаюсь балетом. Конечно, очень многое поменялось в связи с пандемией, в какой-то момент всё просто было закрыто. И сейчас, после всех этих локдаунов, я стала ходить на балет реже (раз в неделю), но по-прежнему с удовольствием.

Никогда не возникало страха, что внешность классической утонченной красавицы сделает вас заложницей одного амплуа? Готовы пойти на существенные эксперименты ради роли — остричь волосы, например, или набрать вес?

Как актриса, я заложник своей внешности, радикально никуда не вышагну из нее. (Улыбается.) Но мне было бы очень интересно поэкспериментировать с тем, как я выгляжу, причем не только внешне, но и попробовать поискать абсолютно другую, не свойственную мне психофизику. Это очень увлекательно, это то, за что я ценю свою профессию. Готова ли я остричь волосы или набрать вес? Здесь уже на самом деле зависит от роли. Было много предложений, ради которых я была не готова идти практически ни на какие жертвы и изменения. Всё зависит от материала, от творческой команды. У меня был случай, когда изначально роль предполагала очень короткую стрижку и мне было жалко мои волосы, но я поговорила с режиссером, он мне объяснил, почему нужно именно так, я уже внутри себя была готова к этим изменениям, но в самый последний момент он поменял свой замысел, и мои волосы остались на месте. (Смеется.)

Как сейчас обстоят дела с международными проектами? Проходите пробы? Есть ли предложения?

Честно говоря, никак. До пандемии у меня были пробы в очень интересные проекты, был хороший фидбэк, но, к сожалению, последние полтора года тишина. 

В экранизации антиутопии Евгения Замятина «Мы» вы исполнили одну из главных ролей. Чем обусловлен ваш интерес к этому проекту?

Да, в экранизации «Мы» я сыграла О-90, это моя первая большая роль в полном метре. Мы сняли фильм в 2018 году, но из-за пандемии дата премьеры переносилась уже несколько раз, и вот сейчас намечен сентябрь 2022 года. На самом деле это очень тяжело — такое длинное ожидание, хочется, чтобы фильм уже наконец вышел. Чем обусловлен мой интерес? Я очень люблю читать, и у меня был период, когда я взахлеб читала все антиутопии, в том числе Замятина. Это потрясающая история, которая произвела на меня сильное впечатление. Несмотря на то что была написана сто лет назад, она очень современно звучит, и я обрадовалась возможности поработать с таким материалом. Адаптацию писали Александр Талал и наш режиссер Гамлет Дульян, и они сделали это более современно. В 2018 году, еще до истории с пандемией, они придумали, что жители единого государства, которые по сюжету живут под куполом, имеют для удобства татуировки (на ладонях, чтобы не потерять) со своим QR-кодом, с помощью которых они передвигаются везде, обо всем договариваются. Там ни у кого нет настоящих имен, у каждого жителя есть только номер — это буква и какая-то цифра. Вот у меня это был О-90, у главного героя, которого исполнил Егор Корешков, — Д-503. Когда я приходила на пробы, там уже были утверждены все остальные артисты, и мне так хотелось с ними поработать. Так что я очень жду выхода этого фильма.

Насколько, по вашему мнению, для актера важно не просто быть профессионалом своего дела, но и оказаться в нужное время в нужном месте? Успех в профессии обусловлен в большей степени счастливым случаем или в первую очередь упорством и верой в себя?

Мне кажется, что важны все факторы. Если бы рецепт успеха был такой простой, понятный, наверное, было бы намного больше успешных людей, успешных артистов. Да, конечно, в первую очередь я верю в талант и трудолюбие, в профессионализм, но, безусловно, нужно оказаться в нужное время в нужном месте, причем с нужным типажом (если проанализировать историю кино, можно увидеть, что были востребованы разные типажи). То есть, по-моему, рецепт успеха таков: родиться в правильное время в правильной стране, быть на нужном месте в нужное время, но при этом никто никогда не отменял профессионализма, всё должно быть гармонично. А вера в себя и упорство — непременно, без этого вообще очень сложно в жизни, не только в актерской профессии.

В своем профиле в инстаграме вы называете себя «российской актрисой кино». А что насчет театра?

Я временно завязала с театром. Я была в репертуарном театре, в труппе четыре с половиной года — и вот в конце 2017 года приняла решение уйти, потому что поняла, что это занимало много времени и отбирало много сил. Тогда мне было страшно принимать это решение, я уходила в никуда, но на данный момент мне намного интереснее кино. Хотя не исключаю, что в какой-то момент вернусь на сцену, всё может быть.

Фото: Иван Пономаренко. Макияж: Никита Дубровский/ Max Factor. Прическа: Ольга Пьянкова/ Wella Proffessionals 

Благодарим за помощь в проведении съемки ресторан «Баран-Рапан».