Сабина Ахмедова: «Когда мне говорят, что я что-то не могу или нельзя, тогда просыпается азарт»

«Дерзкая и азартная»: известная актриса о новой роли в проекте видеосервиса START «Самка богомола».

Иван Пономаренко Сабина Ахмедова

С актрисой мы встретились после премьеры первой серии сериала «Самка богомола», которая состоялась во время «Кинотавра», в сочинском ресторане «Баран-Рапан».

Сабина, на представление первой серии сериала «Самка богомола» на «Кинотавре» ты прилетела в свой день рождения. Это обычное дело для артиста, но в какой-то момент, мне кажется, встает вопрос о личных границах. Ты хочешь провести этот день со своей семьей, например, или одна вообще — сходить в салон красоты, а тебе ставят смену, премьеру.

Во-первых, «Кинотавр» для меня — это не работа. (Улыбается.) Я здесь наслаждаюсь любимыми фильмами, отдыхаю. Я прилетела с любимым человеком, мы поужинали вдвоем, провели время как хотели, при этом была какая-то и светская часть, кинематографическая. Вообще, у меня очень четкие границы: дни рождения (мой и моих близких людей) я всегда помечаю как занятые. (Улыбается.) Иногда бывают, конечно, случаи, когда меня просят, вот так было однажды на «Содержанках» — день рождения на проекте. Такое бывает, но редко. А так, я стараюсь не отдавать эти дни. У меня был прекрасный день рождения в этот раз: я вроде ничего не организовывала, не праздновала, но при этом у меня было ощущение праздника, коллеги и друзья вокруг, все поздравляют. 

Ты, наверное, не смотрела до этого сериал? Как твои впечатления?

Очень ярко, динамично, держит сюжет. Мне нравится, как сюжетная линия раскрывается, она сложная и дальше еще сложнее будет. Прекрасные актерские работы. Очень интересный проект по форме, в нем заданы определенные правила игры, и ты в нее включаешься, внедряешься. Не зря сейчас на премьерных показах часто показывают первую и вторую серии, потому что тебе дают возможность привыкнуть к темпо-ритму, к форме того, как рассказывается история, и окунуться в нее. А так, очень яркий язык Нурбека (режиссер Нурбек Эген. — Прим. ОК!), ему свойственна динамичность, острота.

Я слежу за тобой в соцсетях и знаю, что ты часто пишешь о своих проектах. Мне показалось или к этому проекту у тебя какое-то особое отношение?

У меня так же было с «Колл-центром» — одним из любимых моих проектов. Здесь мне сложно далась роль, она непростая, не могу раскрываться зрителю и спойлеры выдавать. Но скажу, что она очень острая, яркая, эксцентричная, дерзкая, азартная. В ней много составляющих, она постепенно будет раскрываться. Наверное, это нормально, когда с особенным трепетом относишься к работам, которые тебе сложно давались, потому что это забирает много сил и внимания. Хотя, мне кажется, я ко всем проектам готовлюсь равноценно, вкладываю равные силы. Но роль роли рознь, и тут требуется погружение и разбор, много материалов нужно было смотреть, что нечасто приходится делать. Эта роль — подарок. В предлагаемых обстоятельствах уже столько всего, что требуется глубокий анализ, а для меня это самая интересная часть работы — разбор и погружение. Мне очень нравится подготовительный период.

Если бы меня сейчас спросили, какая Сабина, я бы тебя дерзкой не назвала, а вот азартной — да. Это так?

В буквальном смысле слова, в очевидном (игры, зависимости) — нет, а вот что касается именно сложностей, преодолений и какого-то амбициозного проявления, намерения идти вперед — да, такое у меня есть, безусловно. Когда мне говорят, что я что-то не могу или нельзя, тогда просыпается азарт.

Здесь, на «Кинотавре», после каждого показа все очень активно обсуждали увиденные работы, мнения часто были противоположными: кто-то встал и ушел, кто-то сказал, что это великолепно, восхитительно. А публика особенная, кинематографическая, вроде как должна отличаться объективностью. Всё, что активно обсуждали, удалось посмотреть? Или что-то на Москву осталось?

Я хочу посмотреть «Медею». Много слышала про фильм, и меня глубоко тронули слова композитора, получавшего приз за музыку: что человечество вообще жалко, но не отдельного человека. И добавил: «Давайте менять эту инерцию, иначе ради чего это всё?» На сто процентов с ним согласна, это очень откликается во мне. Еще хочу посмотреть «Купе номер шесть», который показывали вне конкурса. Хочу увидеть именно эту работу Юры Борисова.

В конкурсе по два-три фильма в день, они все сложные. Я не понимаю, как это всё можно через себя пропустить… Перерыв всего полчаса, как отключаться за это время? Когда приезжаешь на фестивали, смотришь прямо всё?

Наверное, так и не задумано, что каждый человек должен пойти на каждый фильм. Это задача для жюри прежде всего — и это сложно очень и ответственно. Зрителю, мне кажется, нужно делать, как ему комфортно, чтобы не искажалось восприятие. Главное, что есть хорошее и разное кино и есть выбор. Мне сложно смотреть три фильма в день, уже пыталась (на одном из прошлых «Кинотавров») — и на третьем вообще не понимала, что чувствую. Я действительно через себя пропускаю, не умею отстраненно смотреть, точнее — не считаю нужным. Я хочу, чтобы меня тронуло, — и погружаюсь в это. Я ищу, старюсь смотреть внимательно, честно и благодарно. Могу максимум два фильма в день посмотреть, и между ними должен быть перерыв хотя бы часа два. Но есть люди, которые умеют, я знаю, и снимаю перед ними шляпу.

На фестивале такого уровня, как «Кинотавр», появился отдельный показ сериалов — пусть пока и не в конкурсе. Как ты считаешь, есть шансы у этого жанра войти в один ряд с полным метром?

Во-первых, мне кажется, это умно и современно, отрицать значение сериалов в индустрии невозможно. В Каннах это уже давно есть. Платформы берут первенство, это же очевидно. И качество материала — что в Америке, что в России — становится порой на уровень выше, чем в фильмах, причем это будет только развиваться и расти. Не думаю, что сериал сможет заменить кино, это совершенно разные формы повествования. К сожалению, сейчас меньше ходят в кино. Мне очень хочется, чтобы вот эта первозданная кинематографическая форма оставалась и жила, чтобы люди смотрели фильмы именно в кинотеатрах. Сериальные платформы упрощают этот процесс, ты можешь дома посмотреть на компьютере. Но просмотр фильма в кинотеатре — это некий ритуал, форма социализации. Мне хочется, чтобы они равноценно развивались. Для меня платформы — это свежий воздух. А что касается сериалов, я бы не назвала их типичными сериалами. Лёша Чупов назвал это телефильмами, когда «Колл-центр» выходил. И по тому, сколько сил и внимания этому уделяется, это кино, каждая серия — отдельное кино. И для артистов это большая возможность говорить о чем-то смело и честно, без купюр, без поддавков — и раскрываться в этом. Поэтому да, платформы — это абсолютные хедлайнеры, и, естественно, их надо включать в программу фестивалей. Александр Ефимович Роднянский, являясь человеком уникальным, современным, большим синефилом, погруженным в индустрию, понимает, что это неотъемлемая часть жизни сейчас.

А я еще сейчас вспомнила, как мы с тобой общались лет пять-шесть назад. Ты тогда как раз говорила, как много сериалов снимают в Америке, как жаль, что до нас тогда это только начинало доходить. Я хочу сказать, что ты имеешь отношение к первым серьезным, во всяком случае STARTовским, сериалам, когда появились очень сильные игроки — серьезные проекты, за которые вообще не стыдно…

…ну и которые на Запад стали продвигаться.

Да, то, что покупают и показывают не только у нас.

В Америке этот момент начался с «Настоящего детектива», потом пошел «Карточный домик», который Netflix сразу выпустил весь — таких прецедентов раньше не было. С этого всё пошло и покатилось — новая эра. Не ждешь серию, выбираешь, сколько ты будешь смотреть. Это делают люди, которые чувствуют время. Такие провидцы. Продюсеры и создатели должны в какой-то мере уметь предугадывать, куда движется время, к чему оно стремится.

Ну видишь, у нас тоже немножко получается.

У нас, мне кажется, всё очень хорошо. Это же развитие относительно самих себя: учитывая, где мы были двадцать лет назад и даже несмотря на это, мы так быстро развиваемся, вот уже совместный проект на Netflix делаем, Наташа Меркулова и Лёша Чупов, — «Анна К». Я там должна играть небольшую роль. Сейчас идут съемки. Это первый проект, который Premier делает совместно с Netflix, Валерий Федорович и Евгений Никишов — продюсеры.

Круто.

Мне кажется, это только начало.

Пусть оно положено — уже замечательно.

Здорово, что мы за этим наблюдаем и даже участвуем. (Улыбается.)