Первое совместное интервью Виктории Исаковой и Юрия Мороза

Это союз двух ярких личностей. Актриса Виктория Исакова сегодня невероятно востребована. Телефильм «Оттепель» принес ей настоящую популярность и приз «Золотой орел» за лучшую женскую роль.

Вадим Гортинский

Кинорежиссер Юрий Мороз снял немало отличных картин, среди них «Каменская», «Точка», «Братья Карамазовы». Оба работают нон-стоп. Недавно Вика и Юрий побывали в Италии. Клубный отель Portrait Roma, расположенный рядом со знаменитой Испанской лестницей, пентхаус Trinità dei Monti, великолепная погода — что может быть лучше для римских каникул?

После возвращения Вики и Юры из романтической поездки ритм их жизни сразу набрал стремительные обороты. Вика тут же на один день улетела на гастроли, после чего мы наконец смогли поговорить.

Ну что, занятые-презанятые люди? У меня, Вика, просто слов нет по поводу того, как много ты работаешь. Помню, год назад ты была у меня на радиоэфире и не вылезала из айпада — читала новый сценарий. Тогда ты мне жаловалась, что живешь без выходных. С тех пор, как я понимаю, ничего не изменилось. Вот от усталости ты даже прилегла на диванчик. Только глаза не закрывай, ладно?

Виктория: Да-да. Я буду говорить, всё нормально. (Улыбается.)

Бесконечные репетиции, съемки, гастроли... У тебя нет ощущения, что ты пытаешься объять необъятное?

В.: Ну, пока «объятное». Хотя, конечно, есть ощущение, что я немножко переоцениваю свои силы. Порой нужно остановиться, просто отдохнуть, набраться впечатлений.

Но для тебя это больше в теории.

В.: В теории. А на практике, к сожалению, не получается, потому что самым сложным оказалось сказать «нет».

Юра, ты сейчас улыбаешься, когда слушаешь свою жену. А ты не можешь сказать: «Вика, остановись»?

В.: Стукнуть кулаком по столу.

Действительно.

Юрий: Во-первых, это бесполезно, а во-вторых... Вика всегда стремилась к такой насыщенной жизни, к такой реализации в профессии. Ты этого хотела? Вот, получи. И я понимаю, как для нее это важно. Но никто не предупреждал, что ко всему этому добавляется целый рюкзак в виде недосыпов, бесконечных переездов, я уж не говорю о том, что ты перестаешь следить за здоровьем. А есть еще семья, дом...

…немаловажная деталь, хотя ты, Юра, сказал об этом очень робко…

В.: ...внучка, собаки.

Смешно, что ты, Вика, дочку Даши Мороз называешь внучкой. У вас ведь с Дашей разница в возрасте всего семь лет.

В.: Даша шутливо называет меня мачехой, а когда ее дочка Анька только начинала разговаривать, она учила ребенка говорить мне «бабушка». Я Аньку обожаю! Ей четыре с половиной года, мы, к сожалению, не видимся так часто, как хотелось бы. Я требую, чтобы Даша почаще привозила ее к нам, тогда есть шанс проснуться утром и пообниматься с ней до отъезда на работу.

Вот тебе и релаксация! А как насчет домашних хлопот, на которые, как заметил Юра, времени не хватает? Вы ведь живете за городом.

Ю.: Хозяйство у нас во весь рост. Сажаем деревья, копаем грядки...

В.: Я ещё хочу завести курочек. (Смеется.)

Ю.: Серьезно? Я не согласен, потому что ухаживать за ними придется мне.

В.: Хорошо, обсудим. У нас на участке обитает много разных птиц. Мы поставили скворечник, на такой высокой ножке. Теперь для Юры каждое утро начинается с ритуала: он идет к этому скворечнику и неторопливо сыплет птичкам специальный корм. А я, перед тем как поехать на спектакль или на съемку, могу сесть у окна и подолгу наблюдать за этой картиной.

В общем, семейная идиллия.

В.: Идиллия, как ты говоришь, заканчивается, когда у меня выпуск спектакля и всё превращается в домашний ад. (Улыбается.) Вот только мы сыграли премьеру спектакля «Вишневый сад» в Театре имени Пушкина.

Поздравляю, Вика, с премьерой! Обязательно приду посмотреть на твою Раневскую.

В.: Конечно, приходи. Сейчас, Вадик, мы говорим про меня (Вика садится на диван), но есть и Юрина сторона. Когда Юра начинает снимать кино, он тоже становится невменяемым человеком.

Ю.: Да уж, живут вместе два «невменько». (Улыбается.) Вот поэтому я всё и терплю. А что делать? Я же сам такой.

Насколько я знаю, ты монтируешь новый фильм.

Ю.: Да, монтирую. Я снял картину «Инквизитор» с участием Вики, она уже год ждет выхода на телеэкран. За это время я успел снять еще один фильм, который называется «Игрок».

По Достоевскому?

Ю.: Нет, это сценарий Алёны Званцовой.

Понятно, современная история.

Ю.: Это про время, когда в нашей стране еще казино были разрешены. Такая большая сага.

Вика, естественно, снималась?

Ю.: Нет.

В.: Я напрашивалась, но меня не взяли.

Ю.: Она в тот момент снималась у Павла Лунгина в «Родине». Извините.

А ты, Вика, хотела параллельно быть и у Мороза, и у Лунгина?

В.: Да.

Это к вопросу «объять необъятное».

В.: У Мороза я хочу сниматься всегда.

Понимаю тебя. Помимо того что это родной человек, так еще и каждая картина Юры открывает тебя по-новому, а это огромное счастье для актрисы. Так было, когда Мороз снимал «Точку», потом «Братьев Карамазовых»... Я читал, что вы как-то очень романтично познакомились: корабль, открытое море...

Ю.: Это был не корабль, а паром — с одного берега реки Волги на другой. Нас познакомила Дашка. Она снималась в тех краях в «Дикарке», а Вика там же неподалеку репетировала спектакль «Лесная песня», который потом играла во МХАТе. «Здрасьте — здрасьте. Вика — Юра». И всё знакомство.

В.: А спустя полгода мы встретились у Дашки на показе в Школе-студии МХАТ, и я пригласила Юру на «Лесную песню».

А ты что, Юра, ходишь на все спектакли, когда тебя артисты приглашают?

Ю.: Да. Более того, я хожу даже на студенческие спектакли, чтобы знать новых актеров. Так что никакой потаенной мысли у меня тогда не было.

В.: А дальше всё закрутилось. Послушай, это было так давно уже…

Всё равно такие вещи не забываются, Вика.

Ю.: После спектакля мы пошли… Куда мы пошли? На Бронную. Посидели в кафе. И уже больше не расставались.

А как ты, Вика, почувствовала, что это твой человек?

В.: Это, Вадик, невозможно объяснить словами. (Смеется.) Я просто почувствовала, что буду и дальше с этим человеком.

Ю.: А я не почувствовал, но задержался. (Улыбается.)

В.: Потому что я не дала никакого другого шанса, да?

Ю.: Видимо, да. Мы очень разные, диаметрально разные. Вика взрывная, а я реагирую не сразу, предпочитаю в себе всё переварить, проанализировать. Мы и в быту абсолютно разные. Допустим, я аккуратист, а Вика наоборот: она любит...

....творческий беспорядок?

Ю.: Вот-вот. Так что мы дополняем друг друга.

В.: В общем, всё сошлось.

Юра, хочу задать тебе очень личный вопрос и надеюсь, что Вика меня поймет. У тебя трагически погибла первая жена — актриса Марина Левтова, мама Даши. К моменту встречи с Викой ты был внутренне готов к новым отношениям?

Ю.: Это был довольно сложный период в моей жизни. Но к тому времени, когда мы познакомились с Викой, я уже нашел для себя какую-то опору и свое место в этой жизни. Ответил себе на вопрос, для чего нужно здесь быть. Если бы у меня не было ответа, думаю, отношений не сложилось бы ни с кем. Потому что потеря для меня была сильная, серьезная. И такая, знаешь, как будто пополам тебя разрывают и вторую половину выбрасывают. И пока это всё не стало прорастать дальше, в какую-то другую жизнь… То есть я понял, что та жизнь закончилась, должна начаться новая и надо двигаться вперед.

А как Даша отнеслась к вашему союзу?

В.: Ну...

Ю.: Сложно. Это был еще возраст такой у нее...

...максималистский?

В.: Наверное. А потом у Даши стала появляться какая-то своя жизнь и она стала чуть меньше эмоционально зависеть от Юры. Она вышла замуж, да и просто стала понимать, что папа имеет право на свою собственную жизнь.

Ю.: Вика сложная, Дашка сложная, я сложный, Костя сложный (режиссер Константин Богомолов — муж Даши. — Прим. ОК!). Все такие сложные, что иногда хочется сказать: «Ребята, да идите вы все в пень!» Ну, это нормально. И когда вот через такие сложности проходишь, возникает понимание и приятие… Приятие или принятие?

Приятие.

В.: Всё, хватит про личную жизнь.

Ну что ж, давайте о другом. Юра, пока мы с Викой тебя ждали, я вспомнил забавную историю на съемках моей программы «Кто там...» на «Культуре». Это было лет десять назад. За несколько дней до съемки я спросил Вику: «У тебя есть хобби?» Она отвечает: «Да, я рисую». Говорю: «А у тебя есть мольберт?» — «Есть». — «Краски есть?» — «Есть». — «Ну и отлично, поставишь на мольберт картины...» Так всё и случилось. Но самое поразительное, что после съемки Вика призналась мне, что рисовала первый раз в жизни и мольберт с красками купила специально для нашей съемки.

Ю.: Я даже знаю, где этот мольберт сейчас стоит.

Неужели он жив-здоров?!

Ю.: Заходишь в комнату — справа в углу.

Ну хотя бы еще одну картину, Вика, ты нарисовала с тех пор?

В.: Нет.

Юра, этот поступок как-то характеризует Вику с психологической точки зрения?

Ю.: Знаешь, Вадик, Вика так подключается к человеку, что может договориться, сказать: «Да, завтра встречаемся в шесть часов». Потом приходит домой: «Ой, подожди, у меня же завтра в шесть назначена другая встреча... Что делать,как быть?» Это нормально. Она актриса и умеет быстро включаться в роль. Вика сказала тебе: «Я рисую». И я уверен, что в этот момент она искренне поверила в свои способности.

В.: При всей своей импульсивности я все-таки трезвомыслящий человек. Я отлично знаю, где оплачивать счета за квартиру и сколько стоят продукты.

Это уже большое достижение, Вика! Вы вместе достаточно давно. Скажи, ты поменялась под влиянием Юры? Он ведь энергетически сильный человек.

В.: Естественно, я многое воспринимаю через призму Юры. Не то чтобы я стала что-то делать как он... Мои вкусы поменялись.

А конкретнее?

В.: Смотри. Я никогда не ела кашу с сахаром. С детства знала, что каша должна быть соленая, как и творог. А у Юры — наоборот. Ну вот теперь моя каша тоже сладкая. (Смеется.)

Трогательный пример.

В.: В большинстве случаев наши вкусы сходятся. Мы живем в одной системе координат — это главное. Все-таки двенадцать лет вместе.

Фотография: Вадим Гортинский

У вас разница в возрасте двадцать лет. Это как-то ощущается?

В.: Ну, пока ощущается в том, что я могу целый день работать, потом часов до четырех утра общаться с друзьями, а потом приехать домой и еще читать, предположим.

Ю.: А я уже в одиннадцать вечера хочу вернуться домой.

И как проблема решается?

Ю.: Я еду домой.

В.: Юра любит, когда гости приезжают к нам за город.

Ю.: Когда собираются гости, Вика всегда готовит сама, и это ее коронная история. Ты бы посмотрел, как быстро и красиво она это делает, — прирожденный кулинар!

Здорово. У вас по-разному складывались судьбы в профессии. Но есть общая черта: вы оба, насколько я понимаю, внутренне свободны и поступаете только так, как считаете нужным. Вот Вика начала учиться в ГИТИСе и через год оттуда ушла — не понравилось. Юра был успешным актером, работал в самом модном в то время театре «Ленком» и неожиданно для всех покинул театр, чтобы искать себя в кино, в режиссуре.

В.: Я поступала на драматическое отделение, но случайно оказалась на эстрадном, а это, как выяснилось, совсем не то, что мне надо было. Я вскоре ушла из ГИТИСа, немного поболталась и поняла: актерская жизнь — это тот мир, в который я хочу вернуться. И уже осознанно шла на экзамены в Школу-студию МХАТ. Сейчас, спустя много лет после окончания института, я понимаю, что никакого другого варианта у меня и не могло быть.

А ты, Юра, прощаясь с актерской карьерой, был уверен, что у тебя всё получится в режиссуре?

Ю.: Конечно, нет. Случайно попал в компанию ребят-режиссеров, которые заканчивали обучение у Марлена Хуциева (выдающийся кинорежиссер. — Прим. ОК!), снимался в их дипломной картине, мы много времени проводили вместе, и этот мир стал мне очень интересен. А из театра я ушел, только когда окончил режиссерский факультет ВГИКа. Конечно, в тот момент я рисковал. Но мой риск всегда связан с преодолением. Пока еще я учился в школе, а было это на Украине, в Донецке, мы с моим другом ездили на велосипедах — на короткие дистанции и дальние: «Интересно, сорок километров проедем туда и обратно?» — «Ну давай попробуем». Так же и в кино. Мой мастер во ВГИКе, Сергей Герасимов, перед тем как я должен был снимать дипломный фильм, сказал: «У тебя хороший сценарий, тебе самому нравится?» Я говорю: «Да, нравится». — «Ты кино по этому сценарию снимешь?» — «Да, — отвечаю, — сниму». — «Ну тогда пойди поищи что-нибудь еще». Вот это к вопросу о преодолении. И эти его слова я запомнил на всю жизнь.

Отлично, надо взять на заметку. Вика сейчас смотрит на тебя, Юра, такими влюбленными глазами! А ведь несколько лет назад упорно ходили слухи о том, что вы расстались. Скажите честно, у этих слухов была почва?

В.: Слушай, я считаю, что, если существуют слухи, это вообще круто. Как только слухов нет, значит, ты никому не интересен. (Улыбается.)

Согласен. И всё же...

В.: Любые отношения развиваются по спирали, и мы переживали разные периоды. Но если бы нам было плохо вместе, мы бы давно разбежались. А нам хорошо! Нам хорошо вместе молчать, мы можем совершенно спокойно находиться в одном пространстве, занимаясь каждый своим делом, и при этом получать удовольствие только от того, что мы рядом. Я, допустим, очень переживаю, когда Юры нет дома, когда он уезжает. Для меня это катастрофа. И Юра тоже чувствует себя некомфортно, когда уезжаю я. Много лет будучи вместе, мы крайне редко друг друга раздражаем. Вот так чтобы сказать: «Меня это бесит! Бесит!»

Ю.: Лев Толстой, кстати, по утрам уходил в лес, потому что его все дома раздражали. У Вики есть одна особенность: она реагирует на луну. И когда ее «приколбашивает», я говорю: «Викочка, полнолуние». И всё, она сразу успокаивается. Жить с Викой — это, конечно, риск и такое длинное приключение. (Улыбается.)

У вас только что была отличная возможность испытать радостное приключение — я имею в виду поездку в Рим.

В.: Италия, я считаю, идеальное место для каникул, особенно когда есть возможность вырваться всего на три дня. Там люди страстные и при этом очень теплые. В Риме мы всё время гуляли, набирались новых впечатлений. Нам повезло с отелем, который находится в самом сердце Рима. Отель Portrait Roma — клубный, всего на 12 номеров, и очень уютный. В Риме была прекрасная погода. В первый день мы вышли на террасу и увидели радугу. А какая потрясающая там кухня!

Ю.: Вика говорит «впечатления», а для меня эта поездка прежде всего пауза в работе. Когда занимаешься новым фильмом, мозг работает постоянно. Даже во сне у меня идет монтаж. А когда уезжаешь, тем более в такой город, как Рим, происходит перезагрузка и появляется возможность сделать новые открытия.

Ну что ж, дорогие Вика и Юра, пусть энергия этих римских каникул согревает вас как можно дольше!