Татьяна Навка: «Самое главное — гармония внутри»

Татьяна Навка всегда в центре внимания, у нее природа победителя. Роскошная, обворожительная. Быть амбассадором Chopard — абсолютно ее стихия. Она умеет быть разной. Я не раз наблюдал Таню на тренировках, на репетициях: в этой жизни, скрытой от посторонних глаз, она такая требовательная и одухотворенная! А уж быть зрителем ее ледовых шоу — сплошное наслаждение!

Илья Вартанян На Татьяне: топ, юбка — всё Balmain (ЦУМ), часы Chopard Happy Sport, серьги Chopard High Jewellery, браслеты Chopard Happy Hearts

Таня, наконец-то мы нашли время, чтобы поговорить.

Причем в субботу вечером. Это случайность абсолютная: обычно в субботу либо какая-то тусовка, гости, дни рождения, а тут мы просто сидим дома.

Не хотелось тебя тревожить в выходной.

Не переживай, я бы тебе и не дала себя тревожить, ты же понимаешь. (Улыбается.)

Мы с тобой давно знакомы, и я вижу, что ты постоянно существуешь в бешеном ритме, всегда в тонусе, «ни минуты покоя, ни секунды покоя» — как в песне поется.

В целом это так, но я никогда не забываю о себе любимой, обязательно нахожу время для самой себя — считаю это очень важной составляющей для любой женщины.

А когда ты поняла, что себя нужно любить? Это правильный постулат, я считаю. Когда ты к этому пришла?

Мне кажется, я всю жизнь это знала. То, что женщина должна оставаться женщиной всегда, я с молоком матери впитала. Моя мама не могла даже выйти выбросить мусор в подъезде в грязном халате или с неухоженной головой. И делала она это не для посторонних людей, а прежде всего для самой себя. Выглядеть хорошо — это ежедневная работа, но работа приятная. Ухаживая за собой, уделяя внимание внешности и здоровью, женщина в первую очередь оказывает уважение самой себе.

Ты права. И мне кажется, что ты идеальный пример такой женщины. Очередное тому доказательство — твой союз с Chopard.

Для меня огромная честь и радость быть амбассадором бренда с такой богатой историей и замечательными людьми. Мы подружились с Каролиной Шойфеле,
сопрезидентом компании. Это чудесная, талантливая и красивая женщина. Я очень рада нашему союзу и с гордостью ношу их изысканные украшения. До сих пор помню, как когда-то маленькой девочкой стояла у витрин ювелирных изделий и завороженно рассматривала сережки Chopard. Поэтому предложение стать послом бренда в России было подобно волшебству.

Насчет того, что «выглядеть хорошо — это ежедневная работа». Неужели ты  об этом задумывалась еще в то время, когда активно занималась спортом? Мне кажется, у профессионала такого уровня все мысли подчинены только спортивному результату.

С одной стороны, да, профессиональный спорт — это каторжный труд, которому ты отдаешься без остатка. Поэтому, естественно, вся моя жизнь была посвящена тренировкам. Но уже тогда я понимала, что без восстановления и отдыха постоянно побеждать невозможно. Наибольших успехов добиваются те, кто верит в свои силы и знает свой организм, а без самоанализа и внимания к себе здесь никак. Помню, несколько раз в моей спортивной карьере даже наступали моменты, когда я говорила себе «больше не могу» и лежала два дня дома, не вставая с кровати, потому что просто не хватало сил ни на что. Мне было жутко стыдно за себя, что я такая ленивая, но усталость была сильнее меня и я не могла с собой ничего поделать. У всех людей такое случается, но для маленькой девочки это все-таки было нетипичное состояние.

Конечно. И опять спрошу про любовь к себе. В чем все-таки она заключается?

Любовь к себе заключается в том, что я не должна делать то, что не доставляет мне удовольствия. Это если говорить масштабно.

А конкретнее?

Всё равно это масштабно — главное, чтобы была гармония в душе и теле. Наши мысли и чувства сопряжены с биологическими процессами, и очень важно найти внутренний баланс. А приходит к нему каждый по-своему. Так или иначе мы все с годами не молодеем, поэтому я за здоровый образ жизни и правильное питание. Например, исключаю хлеб, сладкое.

Вообще исключаешь? Здорово!

Не могу сказать, что на сто процентов, но в целом стараюсь сладкое есть не чаще, чем раз-два в неделю. Вообще в нашем доме обычно нет пирожных. Правда, для Надежды есть специальный день, когда она (как правило, с папой) едет в магазин, и папа покупает ей целый мешок сладостей. А потом мы выделяем ей какое-то определенное количество конфет или того, что она захочет, чтобы она ела дозированно, а не всё сразу.

Надя такая маленькая, а на фотографиях, которые ты выкладываешь в инстаграм, она, фигуристка, уже стоит на высшей ступеньке пьедестала почета.

На самом деле Надя — обычный ребенок. Таких детей, которые также отдают свое детство спорту, гимнастике, хоккею т.д. или другим занятиям, в нашей стране огромное количество. И это прекрасно.

А Наде нравится заниматься фигурным катанием или это требование мамы?

Изначально Надя была очень воодушевлена. Ты ведь наверняка знаешь, что она — самый преданный и частый зритель моих мюзиклов на льду и даже принимала участие в одном из них. Не могу сказать, что дочь прямо фанатеет от тренировок, но это нормально — она же все-таки ребенок.

Но ты же фанатела, Тань?

Я фанатела от фигурного катания, да. Но я скорее исключение. (Смеется.) У Нади такого нет. Единственное, что ее держит на плаву, — ледовые шоу. Шоу, ради которых она готова вставать в 5:30 утра, ну и первые места — то есть тренироваться мы не любим, но любим выступать и побеждать. (Улыбается.)

Вот я про это и говорю: девочка все-таки занимает первые места.

Ну да. Когда она говорит: «Устала, не хочу», — я отвечаю: «Если не хочешь, нет проблем. Может, это и к лучшему: на шоу будет кататься другая девочка, а ты будешь приходить и хлопать ей в ладоши». (Смеется.) Тогда у Нади наливаются слезами глаза, и она сразу говорит: «Нет, я пойду на тренировку, и не будет кататься другая девочка».

Вот это характер!.. Многие спортсмены, которые добиваются высоких результатов в спорте, потом не могут себя найти  в другой жизни, и образуется некий вакуум. У тебя, мне кажется, настолько органично спортивная история перешла в ледовые шоу, где ты и актриса, и идеолог, и продюсер,  — и это тоже очень успешная история.

Спасибо большое, Вадим. Стараюсь. Хотя, признаюсь честно, это безумно сложно: и кататься, и контролировать всё, что происходит на льду, — спортсменов, свет, декорации, хореографию, а одновременно еще же нужно и успеть самой подготовиться к выступлению и восстановиться. Но знаешь, мне кажется, это все-таки врожденное — такому, скорее всего, невозможно научиться. Я родилась со стремлением преодолевать что-то и постоянно учиться новому, познавать и побеждать. Так же было и в спорте: я всю жизнь вставала и шла вперед вопреки любым преградам,  потому что у меня была цель — ее нужно было добиться, а потом, думала я, наступит рай...

...после спорта?

Да. Любой спортсмен думает, что когда ты достигнешь наивысшей ступеньки, то завоюешь весь мир и тебе всегда теперь всё  будет падать с неба. Мне так и казалось. После того как я стала олимпийской чемпионкой, я где-то еще неделю парила над землей, пребывала в эйфории, что вот она — настоящая жизнь, наконец-то она наступила, она такая прекрасная, и теперь мне всё подвластно. А потом однажды ты просыпаешься и думаешь: дальше-то что? Ну да, золотая медаль, ну да, мы заработали очень хорошие призовые деньги, ну да, теперь у меня квартира, машина — всё круто, а дальше-то что? Как жить-то? Что делать? Нужно опять начинать всё с самого начала. Сейчас я действительно кайфую и радуюсь каждому дню — это правда, но счастье не отменяет того, что я каждый день к чему-то стремлюсь, иду к новым целям. Для меня это и есть настоящая жизнь.

И все-таки быть продюсером и быть действующим спортсменом — это, как говорится, три большие разницы.

Конечно. Когда я начинала продюсировать, рядом оказались люди, которые заглядывали мне в глаза и говорили: «Давай-давай, ты сможешь, мы тебе всё сделаем, всё организуем, всё будет супер». В общем, было очень много обещаний.  (Улыбается.) Но в какой-то момент я поняла, что, пока ты не возьмешь всё в свои руки, пока не начнешь контролировать каждый гвоздик в раздевалке, каждую блесточку на костюме, каждый акцент в хореографии, каждую ноту в партитуре,  — ничего не получится. Безусловно, сейчас у меня суперкоманда, надежные и профессиональные люди. Я их люблю, ценю и уважаю, они мой надежный тыл, и без них ничего бы никогда не получилось. Но в любом проекте должен быть лидер, человек, который всё собирает воедино, контролирует, служит идейным вдохновителем проекта и ведет всех за собой. И здесь первую скрипку играет мой ген, моя внутренняя искра, которая дает энергию и силы не только мне самой, но и всей нашей команде. Эта искра позволяет мне быть смелой, ни на кого не похожей, быть другой, рисковать, всегда идти вперед, преодолевая любые стены и увлекая за собой других людей: новая сказка, новое шоу!

А кстати, по какому принципу ты выбираешь произведение для постановки? Твое первое ледовое шоу — «Руслан и Людмила», потом был «Аленький цветочек», в декабре, надеюсь, выйдет все-таки «Лебединое озеро».

Я тоже надеюсь, мы готовимся. Первая задача — это сделать то, чего еще никогда не было на льду. Мне безумно хотелось поставить исконно русскую историю, и не просто взять известное и уже представленное во всех жанрах произведение, а создать что-то такое, чего никто еще никогда не видел. И это бомбануло! Я про «Руслана и Людмилу». До сих пор, уже пятый год, мы выступаем с этой сказкой, она востребована. С 1 июля по 30 сентября при поддержке ювелирной компании Mercury мы показываем «Руслана и Людмилу» в Сочи. У нас будет порядка 80 спектаклей.

Ничего себе!

Впервые в России «Сочи Парк» поставил огромный шатер европейского масштаба, мы там залили лед площадью 160 кубометров. Таких прецедентов еще не было в России! Конечно, обстоятельства бывают выше нас, но творческая энергия преображает многое вокруг — это важно. Да, и самое главное сейчас тебе скажу. В роли Руслана уже по сложившейся традиции выступает Пётр Чернышёв, а в центральной женской роли зрители увидят сразу нескольких выдающихся фигуристок: Аделину Сотникову, Алину Загитову, Татьяну Волосожар, ну и Татьяну Навку, понятное дело. (Улыбается.) Прошу заметить, что все четыре Людмилы — исключительно олимпийские чемпионки!

Вот твой продюсерский талант в действии.

Каждая Людмила несет свою энергию, свою эмоцию.

А потом будет премьера «Лебединого озера».

«Лебединое озеро» я хотела сделать еще давно, сразу после «Руслана и Людмилы», потому что это моя мечта — станцевать роль лебедя.

Но здесь же два лебедя: черный и белый — какой из них тебе ближе? Это ведь две разные энергии.

Я безумно хочу воплотить образ черного лебедя. (Смеется.)

Уверен был, что ты так и скажешь.

Здесь есть характер, есть свое «я». Не могу сказать, что я черный лебедь — нет, потому что в данном случае автор произведения и композитор явно вложили в слово «черный» негативный смысл.

Ну да, зловещая энергия.

В нашем спектакле черный лебедь просто хочет стать человеком, любыми способами, и никакие чувства этой героине не важны. Для нее не имеет значения, произойдет ли перевоплощение «через любовь», через обман или через какие-то чары. Ей важно стать человеком. А белый лебедь — чистая и нежная девушка, для нее главное — это возвышенные отношения, поскольку речь идет об очень лирической натуре. Белый лебедь демонстрирует красоту, нежность и чистоту в линиях, в то время как образ черного лебедя предполагает, наоборот, движения сексуальные, временами даже агрессивные, героиня не любит принца, но соблазняет его, прямо как Кармен. Впрочем, думаю, что в своей жизни я исполню партии и черного лебедя, и белого, у меня же есть такая возможность, я ведь продюсер своего шоу. (Смеется.)

Так повелось, что в балете «Лебединое озеро» одна артистка танцует обе партии.

Да, это правда. Но в нашей сказке я решила, что будут две исполнительницы, потому что физически два часа на льду никто не выдержит. А потом, мне кажется, куда интереснее, когда каждая фигуристка будет свою линию вести. В этом году черного лебедя исполнит великолепная Маргарита Дробязко. Она как никто другой сможет в полной мере передать многогранность этого образа. Кроме того, Маргарита уже не впервые играет роль неоднозначной характерной героини. Она в прямом смысле слова околдовала зрителей своим непревзойденным катанием в роли злой волшебницы Наины в «Руслане и Людмиле».

Когда ты выступаешь в спектакле, у тебя задачи наверняка другие, нежели когда ты, спортсменка, исполняешь художественный номер.

Конечно, это абсолютно разные вещи. Спектакль — это театр, это творчество. Ты можешь лечь на лед, потом, образно говоря, взлететь, затем встать и просто смотреть с партнером друг другу в глаза, не делая никаких движений, — только музыка будет играть, а весь зал будет плакать. В спорте же всегда есть судьи, есть обязательные для выступления элементы, тайминг, баллы. Я как вспомню... Это всё очень тяжело, это огромный-огромный труд, дикое напряжение. Это к творчеству никакого отношения не имеет.

Вот здесь я с тобой категорически не согласен, потому что у тебя как раз каждый спортивный номер выглядел как мини-спектакль, со своей внутренней драматургией и высочайшей эмоциональной подключенностью. Это мало кому дано, потому что спорт прежде всего предусматривает результат, но твоя природа и степень таланта таковы, что на льду ты еще и потрясающая актриса.

Спасибо, что ты это отметил. Только спустя годы (а уже 15 лет прошло с тех Олимпийских игр, где мы с Романом Костомаровым победили) я могу процитировать мою маму. Когда-то она мне говорила: «Ты выходишь на лед, делаешь первое движение рукой и сразу приковываешь к себе всё внимание, видно только тебя. Никто больше так не делает».

Твоя мама права.

А я ей говорила: «Ну мам, конечно, я же твоя дочка. Естественно, я лучше всех». Но сейчас я понимаю, что она имела в виду. Вот выходят на соревнованиях девочки: кто-то лучше прыгает, кто-то лучше вращается, они все огромные умнички, все трудяжки. Но вот харизма, про которую ты говоришь, либо она есть, либо ее нет.  Ее невозможно натренировать и напрактиковать. Я это вижу в своей Надежде. Она выходит на лед и так рукой взмахнет, встанет в позу, что все оказываются у нее в плену. (Смеется.)

У Нади, кстати, очень выразительный взгляд.

Я думаю, она бы актрисой могла стать. Посмотрим, жизнь такая долгая.

Это верно. А как сложилась судьба Саши, старшей дочери? Она же в фигурное катание не пошла, занималась теннисом очень серьезно, потом начала вокальную карьеру.

Здесь мои раздумья по поводу маленькой Надежды: нужен нам этот спорт, не нужен, потому что всё равно мозги и образование — это самое главное. Но, видя, как моя Александра прошла этот долгий путь с теннисом, я уверена, что спортивная закалка дочерям в жизни обязательно пригодится. Спорт оказал сильное влияние на характер Саши, она выросла очень правильной, у нее нет вредных привычек. Дочь знает, что, кроме нее самой, в этой жизни никто за нее ничего не сделает. В процессе общения со многими состоявшимися людьми я поняла, что их объединяет одно: никому в этой жизни ничего с неба не падало. Кто-то в спорте закалился, кто-то с малых лет подрабатывал, никто водку во дворе с пацанами не распивал. Труд закаляет людей, выковывает из них личностей. Без приложенных усилий не будет настоящего успеха и самосовершенствования.

Слушай, ну тебе же не надо было от спорта отвлекаться на подобные истории, слава богу?

Ну что ты! В 1991 году, когда Советский Союз разваливался, мы уехали с моим тренером Натальей Дубовой в Америку без гроша за душой. Я грядки полола по десять часов в свой выходной день за 10 долларов в час. Самый крутой заработок был, когда тренер давала подработку в виде тренировок каких-то студентов на льду.

Я этого не знал. С Натальей Дубовой я встречался пару лет назад, когда она с мужем Семёном Гейманом, прославленным пловцом, приезжала из Америки в Москву. Она говорила мне о том, что у тебя характер проявлялся с детства и ей интересно было работать с сильной личностью.

Да уж, я Наталье Ильиничне сопротивление оказывала периодически. (Улыбается.) Например, были всякие истории по поводу веса. Она досконально следила за всеми девочками и мной в том числе. Заставляла за день скидывать лишнее. Я после двух тренировок на льду, после хореографии и массы других занятий, съев три персика и выпив чая, залезала на весы, после чего она меня заставляла бежать по улице домой, куда на машине-то ехать было около получаса! Я стояла вся в слезах и говорила, что никуда не побегу.

Прямо спартанские условия. А еще Наталья Дубова мне рассказывала, если я ничего не путаю, что ты какое-то время жила у нее в московской квартире и она тебя запирала, чтобы ты ни на что постороннее не отвлекалась.

Неправда. Если бы в квартире, это было бы по-человечески. (Улыбается.) Она меня запирала ночью в раздевалке, а днем — в спортивном хореографическом зале. Домой она меня к себе не брала. Я ночью спала на старых кроватях в раздевалках. Иногда мимо мыши и тараканы пробегали.

Какие страсти!

Главная цель — чтобы я не ехала домой и не объедалась там на ночь. Вторая цель: тренировка заканчивалась в 23:00, и следующая начиналась в 9:00, а жила я в Подмосковье, в Подлипках, квартиру снимала, то есть ехать туда час ранним утром и час глубокой ночью обратно. Маленькая девочка, 16 лет, непонятно, что со мной еще могло произойти по пути... Таким образом, плюсов от этого заточения было множество: на дорогу я время не тратила и могла дольше поспать, оставаясь целой, невредимой и худой. (Улыбается.)

Я думаю, такое отношение у Натальи Дубовой к тебе еще было, потому что тренер четко знала, что ты можешь многого в спорте достичь.

Однозначно. Именно это я и понимала. Видела, что она хотела сделать из меня человека, и поэтому я вообще на нее не злилась и была даже горда и ценила такое внимание, и была готова идти на всё. Кстати, спустя много лет Наталья Ильинична мне позвонила и говорит: «Тань, вот скажи, как ты думаешь, мало я тебя мучила или много?» (Смеется.) Я ей сказала: «Наталья Ильинична, достаточно». Она понимает, что все ученики боялись ее. (Улыбается.) Мы и сейчас поддерживаем отношения. Периодически созваниваемся. Я считаю, что она внесла огромный вклад в формирование моей личности и закалила мой характер, за что я ей безгранично благодарна. После нее мне уже не страшно ничего в жизни.

Знаешь, я вспомнил Наталью Дубову вот еще почему. Мы встретились с ней в гостях у нашего с Игорем папы. Она приехала с мужем Семёном. Дело в том, что отец Семёна, Виктор Гейман, в свое время привел папу, начинающего режиссера, на радио. И так же, как Дубова фактически привела тебя в высокий спорт, Гейман-старший изменил нашему папе судьбу.

Как интересно.

Наталья Дубова с такой любовью и нежностью о тебе говорила. Это я к тому, что так важно, когда в тебя верят с самого детства... Вернемся к твоей старшей дочери. Чем Саша сейчас занимается?

Вокальная история у нее осталась для себя, она безумно любит петь, но это скорее хобби. Вокал помог Саше раскрепоститься, почувствовать себя свободнее, потому что она безумно стеснительная и скромная девушка. Сейчас ей 21 год, она окончила третий курс МГИМО, учится на факультете МЭО (международные экономические отношения) и уже подумывает о том, чтобы открыть свой бизнес. Саша сама его придумала и всё просчитала — надеюсь, что скоро мы расскажем о ее проекте. Я считаю, что это прекрасно — создать свое дело и самостоятельно пройти весь путь с нуля, ощутить все минусы и плюсы на практике: никакое образование не сравнится с опытом.

Собственно, история твоего продюсерского становления — из той же серии.

Да-да. У меня же это второе образование. Первое — физкультурное. А после Олимпиады я поступила в Институт культуры на режиссера-постановщика массовых представлений. Ты можешь себе представить? Еще задолго до того, как всё сложилось с моими шоу. Сестра туда подавала документы, и волей судьбы я тоже успешно прошла по конкурсу. Сейчас сестра — мой партнер по бизнесу, помогает в рекламе.

В твоей жизни было много сложностей, но мне кажется, ты по натуре не нытик.

Не-ет! И мне так сложно с нытиками. Я иногда выступаю психологом для таких людей. Они очень хорошие, добрые, но я думаю: «Господи, как же тяжело этим людям живется на свете!» Они по утрам просыпаются, и, как в мультике, помнишь, было: «Ох и ах». Я совсем не меланхолик, я абсолютный позитивщик. Я в любом случае концентируюсь на хорошем и верю в то, что добро победит зло — это сто процентов. Твоя энергия, посылаемая в этот мир, в эту вселенную, возвращается к тебе бумерангом.

У тебя вообще всё гармонично в жизни: ты счастлива в личном, и дочки такие чудесные…

Спасибо. Знаешь, Вадим, самое главное — это гармония внутри. Я, правда, задаюсь вопросом: почему же не может каждый так жить и так думать? Наверное, это всё приходит к тебе от рождения, плюс закладывается в семье в детстве. Я всегда знала от родителей, что я самая талантливая, самая красивая, самая лучшая, что я молодец. Мама говорит, что меня не за что было ругать. Так вот, про смысл. Я никогда не думаю плохо о людях, всегда вижу в каждом только положительное. Если негатив потом появляется, в процессе общения, я просто абстрагируюсь от этого человека, но никогда не желаю ему зла, не думаю о нем плохо в ответ. Значит, просто это не мой человек, и всё. И мне такая позиция очень помогает. Я даже способна простить оступившегося друга, потому что все мы иногда совершаем ошибки. Единственное, чего не могу принять и оправдать, так это подлость и лицемерие, когда человек продумывает заранее какую-то подлянку и осознанно проделывает заведомо плохие вещи. К счастью, в моем ближайшем окружении таких людей нет.

Фото: Илья Вартанян. Стиль: Ирина Свистушкина. Макияж: Кирилл Шабалин/YSL Beauté. Прически: Лилия Закирова