Франсуа Озон: «Важнее то, что внутри, а не снаружи»

На киноэкраны выходит картина Франсуа Озона «Новая подружка». «Я — за свободу. Я всегда ратую за то, чтобы люди делали что хотят», — признался знаменитый французский кинорежиссер в интервью ОК!, представляя в Москве свою историю о мужчине, который очень хотел превратиться в женщину

Legion-Media

Франсуа Озон не раз говорил, что его творчество сложно назвать автобиографичным, однако чувства, мысли и личный опыт режиссера, преломленные фантазией, безусловно, находят отражение в его фильмах. Франсуа родился в интеллигентной французской семье (отец — профессор биологии, мать — учительница), получил хорошее образование, рос умным и любознательным, но при этом его всегда тянуло подальше от того благополучия, в котором он существовал, пусть даже в собственном воображении... В 1988 году Озон снял первый короткометражный любительский фильм «Семейная фотография»: герой фильма, брат Франсуа Гийом, в фильме убивает всех членов своей семьи.

С тех пор Озона нередко критиковали за излишне мрачный взгляд на жизнь — именно с таким настроением он рассматривал отношения и влюбленных, и семейных пар, и двух мужчин, и даже целого коллектива женщин (киномюзикл «8 женщин»)… После первых же картин ему стали прочить славу Фассбиндера или Годара, однако в картине «Новая подружка» Озон зашел на территорию другого киноисследователя природы человеческой сексуальности — Педро Альмодовара. Героиня картины, Клэр, страшно переживает по поводу смерти своей подруги, с которой они были близки с самого детства. Однако вскоре находит ей замену — в лице ее супруга-вдовца. Оказывается, Давид любит наряжаться в платья, более того, он и чувствует себя женщиной — женщиной одинокой и непринятой обществом. Но всё не так драматично, как кажется на первый взгляд: это сказка, герою которой уготован счастливый финал. Или героине — так, наверное, будет правильнее.

Как вам кажется, желание сменить пол врожденное или приобретенное?

Ну, дело в том, что общество и семья строят нашу жизнь, отталкиваясь от нашего пола: мальчиков одевают в голубое, девочек — в розовое. Возможно, иногда этот «каркас» не подходит людям. Им хочется больше свободы. И тогда мальчику хочется играть в куклы, а девочке — водить трактор. И это та свобода, которую общество должно принять.

В основе сюжета фильма лежит рассказ британской писательницы Рут Ренделл — как раз той самой женщины, которой не чуждо управлять трактором. Как вы с ней работали?

Начнем с того, что сама Рут вдохновила меня на создание персонажа в другом моем фильме, под названием «Бассейн». Там у меня Шарлотта Ремплинг сыграла писательницу, похожую на Рут. И мне всегда нравился такой чисто английский типаж очень правильной и сухой женщины, которая пишет совершенно жуткие истории с кучей убийств и перверсий. В этот раз я действительно взял повесть Рут Ренделл — надеюсь, что ее переведут на русский и издадут у вас. Повесть короткая, буквально десяток страниц. Я сохранил сюжетную основу, то есть историю мужчины, который переодевается в женщину. Но изменил две важные вещи. Во-первых, добавил линию траура по скончавшейся супруге — это заставит зрителя больше сострадать главному герою и понять мотивацию его поступков. Во-вторых, я изменил концовку. В книге всё заканчивалось убийством — для Рут Ренделл это обычное дело. Мне хотелось превратить историю в сказку, буквально сказать: они жили долго и счастливо, и у них было много детей.

Вам со временем стало сложнее искать истории, которые хочется рассказать с экрана, или историй-то много — сложнее выбрать?

Скорее сложно выбрать, и дело тут не во вдохновении, я просто не могу разобраться с собственными желаниями. С трудом убеждаю себя в том, что верно выбрал историю: открываешь газету или разговариваешь с людьми — ситуаций, о которых хочется рассказать, море.

История героя «Новой подружки» сама по себе трагична: из-за двойственности своей натуры Давид легко может оказаться одиноким и непонятым. При этом в фильме немало и комичного, возникают даже ассоциации с «Тутси», «Миссис Даутфайр», «В джазе только девушки» и другими картинами, где мужчинам приходилось переодеваться в женщин. Как вы выбирали жанр истории? С каким настроением хотелось ее рассказать и как не сделать совсем смешной?

Любопытно, что во французском языке слово genre — обозначает не только «жанр», но и «пол», «гендер». Именно поэтому мне хотелось играть не только с полом, но и с жанрами. В итоге здесь есть и элементы триллера, и немного мелодрамы. Получается, что сюжет фильма отражается на его форме. Я всегда думал, что кино погружает нас в мечту, а мечта всегда связана с игрой.

Ваш актер Ромен Дюрис перед съемками ходил в народ в женском обличье, как это делали Дастин Хоффман, Робин Уильямс, Джек Леммон и Тони Кёртис, когда им доводилось играть женщин?

Да-да, а как же? Например, сцену в торговом центре, когда Давид, в платье и макияже, и Клэр идут делать покупки, мы снимали с большим количеством скрытых камер. И прохожие, которые таращатся на Давида, или, напротив, не обращают на него никакого внимания, это всё реальные люди, не актеры. И никто не понял, что это Ромен Дюрис, популярный, между прочим, французский актер.

А вообще люди во Франции удивляются, увидев на улице мужчину в женской одежде?

Когда этот мужчина плохо накрашен и плохо причесан — конечно. (Смеется.) На самом деле порой просто нельзя отличить, мужчина это или женщина. Можно подумать, что это просто очень красивая женщина. Здесь интересна та эволюция, которую претерпевает наш герой, потому что сначала ему кажется, что если и быть женщиной, то по максимуму. Поэтому он надевает всё самое лучшее, яркое и побольше: розовое платье, массу драгоценностей. Но позже мы видим, как он меняется: ближе к финалу фильма герой появляется в какой-то простой кофте, и видно, что ему этого вполне достаточно, чтобы быть женщиной. В жизни так всё и происходит: сначала кажется, что главное — побольше на себя надеть, а потом выясняется, что важнее то, что внутри, а не снаружи.

Кстати, герой вашего фильма вызвал ассоциацию с певицей Кончитой Вурст — мужчиной, переодетым в женщину, но с бородой. Знаете такую артистку?

Конечно, знаю.

Голосовали за нее на «Евровидении»?

Вы же знаете, я — за свободу. Я всегда ратую за то, чтобы все делали что хотят. Другой вопрос — талантлива ли она, нравятся ли мне ее песни. Но это уже совсем другая тема. Мне кажется, во время «Евровидения» русские зрители тоже за нее голосовали.

Россия присудила ей пять баллов.

Да, причем сначала все думали, что именно русским она и не понравится. Но потом оказалось, что русские-то как раз ничего против нее не имеют и даже очень ей рады. И это говорит нам о том, что русские куда более свободолюбивая нация, чем может показаться.