Марк Богатырев: «Во взрослой жизни огрехи воспитания дают о себе знать»

Марк Богатырёв, звезда сериала «Кухня» на СТС, сегодня впервые рассказывает об испытании славой, которое едва не закончилось для него трагедией.

DR

Эта история обросла огромным количеством сплетен и слухов. Мы беседуем с Марком у меня дома, на кухне, пьем чай. И я благодарен ему за ту степень доверия, которая помогла мне понять, что же на самом деле случилось год назад.

Марк, начну с сериала «Кухня», который сделал тебя мегапопулярным. Сериалу уже два года. Эйфория по поводу появления в твоей жизни такого крупного проекта еще не прошла?

Для меня новый сезон «Кухни» — это почти всегда новый жизненный этап. Всё время думаю, что еще я могу сказать зрителю. У моего героя очень важная функция: он рассказчик этой истории, именно ему принадлежит закадровый голос, который в конце каждой серии размышляет о случившемся и пытается найти выход. Прекрасно, что у нас с Максом много точек соприкосновения.

Вот это интересно. Чем же вы похожи?

У нас есть некоторые общие черты характера. Макс, как и я, часто оказывается в сложных ситуациях, но при этом всегда пытается найти выход, не сильно заморачиваясь на проблеме. Такое поведение придает сюжету легкость, которая, наверное, и притягивает зрителей. Они думают: «Ничего себе, у него сейчас всё в жизни ломается, а он ведет себя как ни в чем не бывало!»

А можешь привести такой пример из своей жизни?

Ну вот, например. Приезжаю я в Европу третий раз, в Амстердам, а моего багажа нет. Сейчас с английским я уже на ты, а тогда совсем его не знал. Стою в аэропорту, не понимаю что делать. Никто меня не встречает, вещей нет. Подошел к сотруднику терминала, попытался какими-то жестами объяснить, что мне нужен мой багаж, заполнил какие-то документы, справки. Но всё это я делал с улыбкой: понимал, что путешествие началось, и это уже праздник! Бог с ними, с вещами, я сейчас куплю всё, что мне нужно, а не хватит — займу денег, в конце концов. Когда ты открыт, когда ты в хорошем настроении, люди тебе помогают. Недавно, кстати, я ездил в Португалию. Приезжаю — нет чемодана. На этот раз я уже был спокоен: видимо, карма у меня такая. (Улыбается.) Через неделю забрал вещи в другом городе.

Фото: Кирилл Зайцев

У тебя, насколько я знаю, нынешнее лето было богатым на путешествия. Запасался энергией к новым съемкам?

Да. В Португалии я был впервые, нашел очень интересный тур, в котором были совмещены серфинг и йога. Потом я еще дважды летом летал в Барселону. Давно мечтал там оказаться, грезил Барселоной — теперь она в моем сердце навсегда.

Ты сказал, Марк, что совмещал йогу и серфинг. Какая связь?

У меня иногда бывают такие моменты, когда я понимаю, что сейчас мне нужно это и ничто иное. С серфингом получилось именно так. Я занимаюсь спортом всю жизнь, на доску хотел встать, чтобы попробовать что-то новое. Что касается йоги… Человеку, который общается с большим количеством людей, который постоянно куда-то бежит, у которого постоянно что-то происходит, очень важно тренировать свое сознание, его успокаивать. Мне кажется, йога в этом отношении — очень правильное решение.

Как давно ты к этому пришел?

Полгода назад у меня был непростой период, и я начал потихонечку заниматься. В йоге есть такое упражнение, «Приветствие солнцу», я делал его по утрам. Сейчас у меня вообще каждое утро проходит интересным образом: я просыпаюсь и, лежа в постели, делаю определенную гимнастику — нагреваю ладони, сначала прикладываю их к глазам, к ушам, к голове, потом то же самое повторяю с телом. Это упражнение я увидел в «Фейсбуке», ну и решил попробовать. Гимнастика занимает буквально пять минут, и, в каком бы ты состоянии ни был, она очень бодрит, голова сразу становится ясной. Потом я делаю «Приветствие солнцу», принимаю контрастный душ, и, что бы со мной ни происходило накануне ночью, я всегда вхожу в нормальное, бодрое состояние. Когда у тебя нет четкого графика, ты должен очень точно понимать, на каком свете находишься. Йога позволяет навести порядок в голове. Кстати, стойка на голове — очень неплохое упражнение.

Какой ты молодец — и на голове стоишь! Завидую.

Это происходит не каждый день, но я стараюсь. Объясню почему. Когда ты стоишь на голове, у тебя кровь начинает идти в обратную сторону, от пяток к голове, потом ты переворачиваешься и всё возвращается на свои места, происходит циркуляция, которая запускает все жизненно важные процессы в организме. Что касается каких-то дополнительных занятий спортом, я стараюсь плавать и по мере возможности ходить в тренажерный зал.

Фото: Кирилл Зайцев

Марк, мне кажется, что ты по натуре интроверт, человек в себе.

Знаешь, раньше я был бóльшим интровертом. У меня было непростое детство — наверное, такое поведение связано в первую очередь именно с этим. Сейчас стараюсь быть более открытым. В принципе я всегда любил людей, но открывался только в том случае, если чувствовал, что и со мной честны.

Тебя ведь воспитывали не родители, ты рос с бабушкой. Это тоже о многом говорит.

Да. Я рос без отца, с мамой были очень сложные взаимоотношения. Мама — художник, она много путешествовала, мной не занималась. Я не мог этого осознать, бывали случаи, когда она приезжала домой, а я не понимал, кто этот человек. Бабушка заменила мне маму. Естественно, это не могло пройти бесследно: я закрывался, не понимал, как реагировать на какие-то вещи. Во взрослой жизни огрехи воспитания дают о себе знать. Я это всё пережил, я всё это «перемолол», и сейчас к этому легче отношусь. С мамой мы хорошо общаемся. Конечно, в моем характере есть определенные особенности: я люблю побыть один, мне не скучно, мне не обязательно постоянно находиться в компании.

Не так давно у тебя появилась своя квартира. Это как-то изменило твою жизнь?

Это, Вадим, огромное счастье. Это место, где я могу сконцентрироваться. Дом находится в новом районе, недалеко от Одинцово. Рядом с домом парки, лес, который точно не будут вырубать. Для меня это очень важно, мне хотелось жить там, где есть чистый воздух, где нет шума, где я могу остаться в тишине, в покое, о чем-то подумать. Что еще мне важно? Солнце меня встречает утром, и луна меня провожает. Это определенный ритуал, который мне очень нравится.

Фото: Кирилл Зайцев

Какой же ты романтик, Марк! При этом я уверен, что квартира у тебя в минималистском стиле.

Да. Минимум мебели, больше свободного пространства, как и у тебя дома. Одна комната — для того, чтобы просто спать, — там кровать и шкаф. Вторая — гостиная, совмещенная с кухней. Я сделал такую интересную вещь: по всему периметру, где потолок соединяется со стеной, у меня светодиодная лампа, которая меняет цвет, и комната может быть в красном цвете, в желтом, в белом, в ультрафиолетовом. Нажимаешь на пульт — и цвет меняется. Это здорово.

По крайней мере, необычно. Цвет комнаты зависит от твоего настроения?

Конечно. Например, хочешь вечеринку устроить: нажал на кнопку — и у тебя всё в ультрафиолете. Хочешь взрыва, страсти — пожалуйста, красный цвет. Когда я в спокойном состоянии, то у меня белая заливка, как на сцене.

«Цветомузыка» — твоя собственная идея?

Когда я нашел квартиру, эта лампа уже была, но с одним цветом. Я попросил рабочих сделать так, чтобы там было больше цветов. Теперь у меня дома радуга.

Скажи, Марк, а как у тебя с личной жизнью — ты уже определился или еще в поиске?

У меня с личной жизнью всё нормально. Я люблю. У нас непростые взаимоотношения, мы пережили определенные этапы, и не знаю, что будет дальше. Не могу сказать, что это любовь на всю жизнь, — время покажет. Мы не живем вместе, но как мужчина и женщина мы вместе. Я не буду открывать всех карт, но сейчас я доволен тем, что происходит.

В прошлом году писали, что у тебя роман с Леной Подкаминской.

Писать могут всё что угодно. Но правду знают только близкие люди. Оставим имена только им.

Я тебя понял. Сейчас, я вижу, ты находишься в гармонии с самим собой, и меня это искренне радует. Но в прошлом году произошла ситуация, про которую я не могу тебя не спросить. Писали, что ты резал вены. Как такое могло случиться?

Я не хочу об этом говорить, Вадим. Думаю, через какое-то время найду в себе силы говорить на эту тему, но не сейчас. Для меня это совсем личная тема. Всё, что происходит с человеком, дано ему для того, чтобы что-то понять в жизни и пойти дальше.

Вот это, Марк, ты очень точно сказал. Если бы мы с тобой встретились через пять дней после того, как всё произошло, это одно дело, но мы же говорим спустя год, всё давно в прошлом. Еще важный момент. Возможно, наше интервью прочитают и те, кто бывал в подобной ситуации, и они поймут, что жизнь продолжается при любых обстоятельствах, на каком бы дне ты ни оказался. Пойми, рассказать об этом сейчас — это не проявление твоей слабости, это проявление твоей силы, потому что ты вышел из этой ситуации, и вышел очень достойно!

Для меня это был самый сложный период в жизни. У меня обрушились все ценности: как у мужчины, как у артиста, как у человека, который запутался в своих желаниях. Это было связано и с личной жизнью, и с работой. За период моего отрочества и становления я пропустил очень много знаков, которые мне говорили, что надо делать так, а не иначе. Я всегда был немножко закрыт и эгоистичен в своих желаниях.

Фото: Кирилл Зайцев

Пожалуйста, поясни.

Ты понимаешь, что тебе нужно поступить вот так, чтобы кому-то помочь, а эгоизм заставляет тебя идти против твоей воли. То есть ты сам себя наказываешь, разворачиваешь в обратную сторону. Кроме того, все наши проблемы идут из детства. Когда тебя обижают, недолюбливают, когда ты растешь в неполной семье, кто-то пьет, кто-то бьет, то потом, во взрослом возрасте, всё это аукается. Плюс на меня неожиданно свалилась эта известность после выхода «Кухни», к которой я первое время не мог привыкнуть. Понимаешь, у меня в какой-то момент жизнь кардинально изменилась! Появилась такая суперответственность, которую я в жизни никогда не ощущал. У меня был колоссальный стресс: параллельно два проекта — «Учителя» и продолжение «Кухни». У меня началась бессонница, я перестал запоминать текст, соображать. Я приходил на площадку просто по инерции, появлялся в кадре, и люди на меня смотрели и не понимали, что со мной происходит.

Ты оставался со своими проблемами наедине или с кем-то делился?

Делился, но мне было трудно объяснить словами, что со мной происходит. Люди думали, что у меня просто плохое настроение, а это была жуткая депрессия. У меня были моменты, когда в свой выходной я сидел дома и не знал, куда мне идти, что мне делать, потому что был полный диссонанс с цивилизацией. В конце концов я понял, что заврался, начал обманывать самого себя, других. Я мог назначить встречу и просто не прийти на нее. Это был какой-то душевный ад. Что касается того поступка… Знаешь, в Древней Греции воины избавлялись от плохой крови: они резали себя и сквозь боль терпели. На место старой крови поступала новая, и организм начинал обновляться, мощно задействуя иммунитет. Видимо, со мной произошло нечто подобное. Сейчас, пройдя через это, я понимаю, что приобрел силу! Я начал себя слышать, понимать. Начал очень остро чувствовать, где с собой не соглашаюсь и почему поступаю именно так. Я сейчас стараюсь помогать людям: у меня есть пара товарищей, которые находятся в очень сложной ситуации, и я им подсказываю, по мере возможности направляю в светлую сторону. У мужчины бывает момент в жизни, когда он вдруг понимает, что уже стал взрослым, но ведет себя еще как ребенок. В этот момент у него просто сбиваются все ориентиры, все настройки — как в телевизоре помехи. Слава богу, что у меня это было, потому что я приобрел силу и знание. Мне даже в работе это очень помогает. Преодолев страшную депрессию, я стал глубже понимать себя и свою профессию. Видимо, Господь сказал: рано тебе уходить с этой планеты, поживи еще.

Сколько времени тебе потребовалось, чтобы изменить свое отношение к жизни?

Весной этого года, в апреле-мае, я начал приходить в форму, а до этого времени на протяжении полугода я проживал каждый день как последний. Когда всё это случилось, когда всё это попало в СМИ, мне стали звонить люди, мне писали в Интернете. Я не знал куда деться. Хорошо, что у меня была работа. Если бы не она, не знаю, сидел бы я с тобой сейчас или нет. Это было похоже на травлю загнанного зверя: ко мне даже домой приходили репортеры, караулили меня, стучались в дверь квартиры...

Я так понимаю, что к йоге ты пришел именно в тот момент.

Да, конечно. В таких ситуациях не надо идти ни к каким психотерапевтам. Можно, конечно, пробовать какие-то успокоительные штуки пить, но в принципе, пока ты сам с собой не разберешься, не примешь себя таким, какой ты есть, никто и ничто тебе не поможет. Я много у кого был, мне пытались помочь. Во-первых, многие пытаются заработать на этом, как бы жестко это ни звучало; во-вторых, они не сильно разбираются в том, что с тобой происходит. Они видят: ну, депрессия у парня — значит, надо дать ему таблеточки, немножко с ним поговорить, и всё пройдет. Помочь себе можешь только ты сам и родные и близкие тебе люди. Это очень тонкий механизм настройки, потому что, когда инструмент расстраивается, надо быть очень внимательным к нему. Мне почему-то сейчас мысль пришла: когда людей набирают в театральный институт, их пытаются подогнать под какой-то среднестатистический уровень. А Станиславский о чем писал? О том, что ему интересно развивать индивидуальность актера, его душевный и творческий организм, а не подгонять его под общий знаменатель. Здесь то же самое.

Я тебя слушаю, Марк, и еще раз убеждаюсь, что человек не знает всех своих возможностей. Та сила, которая помогла тебе достойно выйти из этой ситуации, наверное, была в тебе все-таки изначально.

Фото: Кирилл Зайцев

Я не могу сказать, что обладаю какой-то определенной силой. У меня была непростая жизнь. Ну как «непростая»? Я абсолютно счастливый человек, я это спокойно заявляю. Просто на протяжении всей жизни я сталкиваюсь с какими-то обстоятельствами, которые мне приходится преодолевать. Это дает мне силы, чтобы идти дальше.

Как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее. Вернемся к «Кухне». Скажи, ты не боишься остаться актером одной роли, остаться навсегда Максом Лавровым?

Я об этом думал и думаю. Но мне предлагают участие в разных проектах разных жанров. Во мне видят не только Макса Лаврова. Я очень благодарен судьбе, людям, которые дают мне возможность раскрыться. Сейчас читаю прекрасную книжку Ричарда Баха «Иллюзии». Всем советую для расширения сознания. Бах говорит о том… Я даже тебе зачитаю. Вот, я записал в своем айфоне: «Все люди, все события в твоей жизни возникают потому, что призвал их ты туда сам, а что ты будешь с ними делать — выбираешь тоже ты сам». Это простые вещи, но цивилизация нас слышит, слышит наши мысли. Не зря же говорят, что мысль материализуется. Я в этом абсолютно точно убедился как раз после моего «второго рождения», условно говоря. Всё, что сейчас в моей жизни происходит, — это мои желания, мои мысли.

Главное, Марк, что ты движешься в позитивном направлении.

Да. Я, тьфу-тьфу-тьфу, нахожусь в гармоничном состоянии. Нахожу людей, которые мне интересны, и места, которые мне интересны. Я много путешествую, пытаюсь развиваться не только физически, но и ментально. Конечно, это дает возможность роста.

У тебя на руке коричневый ремешок, что это значит?

Это грузинский церковный браслет. Мне его подарил один человек, и с тех пор я его не снимаю. У меня еще есть кольцо на мизинце. Одна моя очень хорошая знакомая, мудрая женщина, сказала мне, что, если мужчина носит на себе хотя бы один маленький бриллиантик, это дает ему силы. Если это и не так, то на уровне плацебо действует. В общем, браслет и это кольцо — мои предметы силы.

И еще у тебя белые часы.

Белые часы я в Португалии купил. Мне они просто нравятся. Я вообще люблю белый цвет

С Еленой Подкаминской в сериале «Кухня» на СТС