Другой Сергей Светлаков

Ваня Березкин

Сергей Светлаков, актер канала ТНТ, продюсер, сценарист. Человек с особой природой юмора. У него огромная армия поклонников. А в жизни, когда маска снята, Светлаков далеко не так прост и доступен, как его герои. Судя по всему, он постоянно в поиске, аккумулирует самые неожиданные идеи, причем в разных жанрах — от комедии до драмы. И главное, всё им задуманное обязательно сбывается. Что это: везение, упорство, талант?

Сергей, у меня стойкое ощущение, что ты везде: в кино, в рекламе, в сатире и юморе, на светских мероприятиях... Не бывает ощущения, что тебя растаскивают по частям и потом сложно собрать собственный пазл?

Ощущение, что «растаскивают», конечно, есть. Но «растащить» себя я не позволю. Меняюсь я сам, меняется моя жизнь. А насчет публичности... Кто-то в ней купается, я же... Нет, я не говорю, что мне неприятно, когда меня узнают, когда говорят какие-то добрые слова, но я в этом не тону, я не хожу на тусовки, где можно бесплатно есть, пить, ловить на себе взгляды женщин, — ни в Москве, ни в других точках мира, куда меня каждый день приглашают.

Но поначалу наверняка была эйфория?

Безусловно. Человеку, рожденному в пятиэтажке маленького города Свердловска, трудно было представить, что когда-то в его жизни будет полная тарелка фруктов, что есть их можно будет сколько угодно, а не ждать, когда придут все члены семьи и надо будет делить банан на четверых. Поэтому когда в жизни происходят такие глобальные изменения, то себе можно…

...позволить всё?

Не всё, а то, чего в твоей жизни, в жизни твоих родителей никогда не было. Об этой совсем иной жизни мы узнавали через экран телевизора, из журналов. А когда ты вдруг сам оказываешься по ту сторону баррикад, то… не сказать что ударяешься во все тяжкие, но начинаешь пользоваться всем тем, что дает тебе медийность. Когда-то мерилом популярности для меня была возможность передвигаться на такси, есть в хороших ресторанах, отдыхать на дорогих курортах. Сейчас мы об этом хорошо знаем, а в молодости отбиваться от разного рода искушений очень трудно.

Фото Ваня Березкин

В твоей, как ты говоришь, молодости были и весьма драматичные моменты. Я знаю, что, когда тебе было двадцать лет, на тебя напали и едва не перерезали горло.

Да, это было еще в Свердловске. После репетиции КВН, которая по традиции закончилась в три часа ночи, я на последнем автобусе возвращался домой, а по дороге зашел в круглосуточный магазин. На выходе меня поджидали два человека. Я был в двух миллиметрах от смерти. Хорошо помню свет в реанимации и фразу «он родился в рубашке». К этим словам я стал тогда иначе относиться. О том, что произошло, мне всегда будет напоминать шрам, ну и мой голос: раньше он был совершенно другим. После того, что случилось, изменились мои представления о жизни, о том, что такое жестокость. Но знаешь, Вадим, я тогда поверил в людей: когда мне нужна была кровь, два автобуса со студентами из моего вуза приехали, чтобы стать донорами.

В этом, наверное, заключается логика жизни: пройдя через трагические обстоятельства, мы начинаем еще больше ценить счастливые приобретения... Жизнь — это дорога, а в твоем случае можно говорить о прямо-таки мистической связи Светлакова с железной дорогой. Ты учился в железнодорожной школе, потом Уральский государственный университет путей сообщения и, наконец, работа на предприятии, занимающемся экспедированием грузов по железной дороге.

Да-да, это семейное. Папа был помощником машиниста, и мама работала в отделении Свердловской железной дороги, и бабушка, и дедушка — все имели отношение к железной дороге.

По идее, ты должен был и дальше идти по этой колее и передавать навыки и знания в этой области своим детям. Но ты поступил иначе...

...и сейчас с железной дорогой меня связывает лишь то, что я болею за футбольный клуб «Локомотив». Я разбил это «проклятие» железных дорог, нашел себя в жизни, занимаюсь тем, что приносит мне радость. И железная дорога должна быть счастлива: ну зачем ей такой специалист, который всё время смотрит в окно и мечтает о чем-то, когда от него зависит жизнь людей. Параллельно с работой на железной дороге я занимался КВН, и в один прекрасный момент меня просто не отпустили на наше выступление. Я объяснял, что мне надо там быть, что ребята без меня не поедут, что мы к этому так долго шли. А мне говорят: ну хочешь — увольняйся и тогда поедешь. Эта фраза помогла мне принять судьбоносное решение. Три бессонные ночи — и моя жизнь круто изменилась.

Вполне естественно, что ты, как и любой человек, чего-то добившийся в провинциальном городе, решил покорить Москву. Были негативные моменты в завоевании столицы?

Мне, наверное, очень повезло. У меня не было каких-то мелодраматичных или трагичных моментов, вроде того, что «его сломал большой город и вот он бредет по мосту с камнем на шее». Ясное дело, всё было неровно, временами нечем было за квартиру заплатить, надо было в меньшую переезжать, были и периоды, когда долги нечем было отдавать. Но это не из той серии, когда ломается характер. Повторюсь, мне повезло. Я благодарен судьбе за встречу с безумно талантливыми людьми, со многими из которых меня свел КВН. Мы до сих пор вместе делаем проекты, планируем будущее, дружим семьями. Это большое счастье. И дело вовсе не во мне. На моем месте могло оказаться большое количество людей, просто всё совпало.

Фото Ваня Березкин

Тебе сейчас тридцать шесть. Интересно, когда ты осознал разницу между искушением и истинными ценностями?

В двадцать девять лет.

Ты так четко помнишь эту цифру?

Да, помню. Я тогда стал слушать Высоцкого и немножко по-другому относиться к жизни. Не благодаря Высоцкому, конечно, — просто всё совпало. Не могу сказать, что я перестал совершать какие-то необдуманные поступки, но они стали более дозированными, что ли, и, самое главное, после таких поступков я стал переживать за содеянное — раньше такого не было. Раньше кровь бежала так быстро, что смывала все эмоции и требовала новых, а тут вдруг стало появляться чувство вины. Наверное, это взросление какое-то. Поменялось отношение к творчеству — к своему и чужому.

И что именно тебя стало интересовать в чужом творчестве?

Прежде всего то, каким образом человек понятным для всех языком может воспроизводить иллюзии, рожденные в его голове. Я говорю и про писателей, и про художников, и про телевидение, но в первую очередь про кино. Меня стало интересовать кино, я начал смотреть фестивальные фильмы, более-менее понимать артхаус. Меня даже окружать стали люди нестандартные, свободолюбивые. Я узнал о какой-то параллельной жизни, которую мне очень хотелось примерить на себя.

Расскажи про эту свою параллельную жизнь подробнее.

Начались киношные тусовки, появилась возможность много путешествовать, и вот в разных странах я стал встречать интересных людей. Я мог найти общий язык с парнем, который работал официантом на одном из французских пляжей, или, например, с человеком, который, будучи очень богатым, взял и переехал в Китай, поступил в медицинский институт, а теперь живет там на двести юаней. Такие истории стали прилипать ко мне, мне хотелось узнать мир, а через него познать и самого себя. А до этого были какие-то пляски возле костра, гитара, телевизор — всё как-то поверхностно. У меня появились более высокие цели.

Фото Ваня Березкин

Серёжа, всё это очень интересно. Ты меняешься, а зрители по-прежнему хотят видеть в тебе «шутки юмора» и искренне убеждены, что ты должен всегда быть смешным. Насколько тебе самому сегодня органично в этом пространстве?

Я отношусь ко всему этому как к своей работе. Да, были моменты, когда я заводился оттого, что люди думают: а чего это я вечером иду в магазин такой грустный, почему не ржу? Но я живой человек: сейчас у меня плохое настроение, а завтра будет иначе. В одной компании мне может быть некомфортно, я могу весь вечер просидеть молча с одним коктейлем, а в другой… залезу на стол и постараюсь всех развеселить, рассмешить, чтобы этот вечер запомнился на всю жизнь. Потом-то я перестал злиться — решил, что глупо разбивать иллюзии людей, которые хотят видеть тебя таким, каким они хотят тебя видеть. Но я имею право на эксперименты и экспериментирую: появляются и драматические роли — для баланса. Но я не вижу смысла насовсем уходить из юмора: мое призвание заключается в том, чтобы влиять на чувства зрителей.

Хорошо, это твое призвание. Но тебе самому хочется быть юмористом или уже нет?

Безусловно, это моя жизнь, я не могу по-другому. Это как человеку дышать запретить. У меня в голове всегда рождается разного вида юмор: это может быть мультик, это может быть сценарий новой комедии, это может быть просто шутка... не знаю, разговор с голубем. И ты потом думаешь, что из этого можно сделать: спектакль или, может быть, смешную фразу к вкладышу жвачки Love Is... Вот это генерирование идей происходит постоянно, этого не изменить, чему я безумно рад.

Я понял тебя. Скажи, Серёжа, почему ты решил уехать из мегаполиса, где многого достиг, в Юрмалу? Ведь можно жить в двух пространствах.

Вадим, я так и живу — в двух пространствах. Когда родился сын, Антонина оставалась с ним в нашем юрмальском гнезде, а я приезжал-уезжал. Сейчас ситуация меняется: нам всё время хочется быть вместе. Если у меня съемки в Москве — мы в Москве, если в Екатеринбурге — мы в Екатеринбурге и так далее. Сейчас Юрмала — это наша, так сказать, летняя резиденция, но если бы не Юрмала, было бы другое место. Меня просто уже тянет к покою, к земле, к семье.

Не рано ли тянуться к покою в твоем возрасте?

Ну это же не значит, что я не хочу ничего делать. Сейчас мне больше всего нравится писать, писать сценарии. Я с этого начинал в КВН, а потом прозвучала «Наша Раша», и было бы глупо не воспользоваться моментом. И пошло-поехало: различные передачи, шоу, корпоративы. В какой-то момент я перестал тыкаться во все места, определился с каналом, выбрав ТНТ, определился с людьми, с которыми хочу работать. Уже год у меня не было ни одного корпоратива.

Почему?

Не хочется. Это немножко мешает. К великому счастью, в этом сейчас нет такой острой нужды, я могу позволить себе какое-то время прожить без такого «попутного газа».

Но это же огромный соблазн и быстрые деньги.

Это действительно огромный соблазн и реально очень большие деньги, но я пробую жить без этого. Это не значит, что на Новый год, скажем, я никуда не поеду, — интерес может возникнуть в любой момент. Я не зарекаюсь, не говорю, что завязал с этим навсегда. Просто сейчас у меня такой этап в жизни, когда очень хочется сконцентрироваться на творчестве. Я когда-то рисовал в своих мечтах, что у меня будет дом в лесу, я буду сидеть за столом с пером в руке, крутить глобус, как Жюль Верн, и придумывать какую-то новую историю. Сейчас так и происходит. У меня дом в лесу, из окна я вижу лис, белок. В общем, полное единение с природой.

Да, ты счастливый человек, Серёжа. И счастливый вдвойне оттого, что видишь плоды своей работы. Совсем свежий пример: девятого октября выходит фильм «Выпускной», к которому ты написал сценарий.

В моем творчестве это первый раз, когда я являюсь продюсером и сценаристом фильма и при этом в нем не снимаюсь.

Эта была твоя принципиальная позиция?

Нет, не принципиальная. Просто роль не придумывалась, а делать что-то специально я не хотел.

Насколько я знаю, ты не единственный продюсер и сценарист в этом фильме.

Ну да, я один вообще не могу. Это, наверное, КВН сформировал во мне такой командный дух, так всегда будет.

Хорошо, вот ты сочиняешь у себя дома в Юрмале, за окном бегают лисы. Кто из твоей команды в этот момент находится рядом?

Саша Незлобин.

Что, он специально прилетает к тебе в Юрмалу?

Нет, он не прилетает, он пешком приходит. Мы соседи. И сделали это специально: передвигаемся по миру абсолютно синхронно, семьями, заранее согласовывая планы. Конечно,

есть несколько ребят, которые нам помогают с придумыванием персонажей, с диалогами.
Но самое главное, что у нас с Сашей возник такой тандем, мы друг друга понимаем и чувствуем. «Выпускной» — это наш первый совместный проект, надеюсь, он будет успешным.
Это не просто местечковая вещь, не просто набор каких-то гэгов, драк с алкоголем в фонтане. Это фильм про отцов и детей, про поколения, про любовь, про слепую веру в будущее, про драмы, про безумное, веселое и комедийное время, связанное с безбашенностью возраста.

Сценарий «Выпускного» автобиографичен?

Я писал и про себя тоже. И Саша Незлобин, и Илья Бурец с Димой Нелидовым, сопродюсеры, — тоже. Мы общались с молодыми ребятами, которые только что закончили школу, пересмотрели кучу видео с выпускных. Нам было интересно работать над этим, потому что мы в нашем возрасте находимся посередине: мы понимаем и детей, и их родителей, так что в фильме есть как раз это бодание на тему «кто прав, кто виноват».

Ну что ж, успешной премьеры!

Спасибо.

Скажи, Серёжа, вот вы с Тоней...

С Тосей. В нашей семье это не одно и то же.

А почему Тося?

Она себя так чувствует. Она говорит, что есть Тоня, а она — Тося. При первой встрече я действительно не понимал, в чем принципи

альная разница, а теперь знаю, о чем она говорит. Я смотрю на нее и вижу перед собой Тосю. (Улыбается.)

Вы уже достигли той стадии, когда возникает ощущение, что муж и жена похожи как две капли воды?

У нас изначально было много общего, мы точно одинаковые — в ощущении жизни, в понимании, сколько в жизни должно быть натурального, а сколько ненатурального. Мы, что называется, на одной волне.

А почему, кстати, вы так неожиданно, так стремительно сыграли свадьбу? Кажется, по дороге на рыбалку вы просто заехали в загс, и всё.

Это была не свадьба, только регистрация.

А вы не хотели какую-то красивую историю?

В тот момент — нет. Мы были такие запыхавшиеся, немножко уставшие от жизни, которая в чем-то нас не устраивала. Мы встретились, и наши общие проблемы повели нас в одну сторону. И осознание того, что вот ты нашел своего человека, настолько потрясающее, что на многие мелочи ты просто закрываешь глаза.

Вы расписались потому, что Тося была в положении?

Она была в положении, и нам объяснили, что у нас возникнут проблемы с документами, надо будет оформлять отцовство. Мы поняли, что это нам просто не нужно. И в Новый год на юрмальском пляже я сделал Тосе предложение под музыку Евгения Доги.

Предположу, что это был вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», да?

Да, я очень его люблю. На мой взгляд, всё вообще было очень красиво, трогательно. О том, что я буду делать предложение, знал только пьяный Дед Мороз из местного театра, который перепутал все слова. В общем, с двенадцатым ударом курантов я сказал, что наш год должен начаться с этого важного шага. Это было очень романтично, наши друзья были в слезах.

Ты, Серёжа, действительно романтик.

Я этого не скрываю, просто я не разбрызгиваю это всё сразу — так, поднакоплю, а потом эту «бутылку шампанского» хорошенько встряхну, чтобы если уж выстрелить, так выстрелить.

Теперь я понимаю, что само предложение Тосе стать твоей женой было для тебя более масштабным событием, нежели ваш поход в загс.

Да, поэтому мы по дороге на рыбалку просто заехали в консульство. Вышел консул, наш знакомый, поставил какие-то штампы, и мы поехали дальше. Свадебное торжество у нас было немного позже. Прошлой зимой я вывез десант из 22 родственников в Таиланд. Без особых намерений, мне просто хотелось подарить людям лето — своим близким, Тосиным родственникам, хотелось, чтобы они пообщались между собой. И в последний момент Тося говорит: «А вдруг все будут ждать, что мы там свадьбу сыграем?» Ну мы подумали: «А почему бы и нет?» Но решили отказаться от традиций, платьев, фраков, главное, что близкие рядом с нами. Мы решили сделать это весело и сделали. Мы вчетвером — Тося, старшая дочь Настя, наш сын Ванечка и я — были в костюмах беглых каторжников с номерами на груди, и эти номера — наши даты рождения.

Ты сам всё это придумал?

Я придумал, Тося поддержала. Мы сшили эти костюмы за два дня до вылета, нам их до конца даже доделать не успели. Мне кажется, в этих костюмах был смысл: с одной стороны, мы надеваем кольца и этим лишаем себя свободы. А с другой — нашим настроением и весельем мы дали всем понять, что нам хорошо в закрытом пространстве со своими законами, отсюда не хочется сбегать, и лучше бы в нашу «тюрьму» никто посторонний не приходил.

Всё так концептуально, это в тебе сценарист говорит.

Скорее искреннее чувство. Мы всей нашей полосатой семьей подъехали к гостям на мотоцикле, за рулем был католический священник, из динамиков орала «Песня о свободе» ДДТ, тридцать пять градусов жары. Довольно странная картинка.

Но зато какая эффектная! Скажи, старшая дочь быстро приняла твою новую семью?

Опасения были очень большие и у меня, и у Юли, моей первой жены. Но, будучи в нормальных отношениях, мы о многих вещах договорились заранее, пообещали друг другу, что сделаем всё, чтобы наш разрыв никоим образом не отразился на Насте.

Сколько дочке было лет, когда вы с Юлей расстались?

Три с половиной года. В общем, я могу сказать, что мы со всем справляемся. Ребенок живет полной жизнью и абсолютно правильно воспринимает всё, что происходит. Мы объяснили Насте, что у нее появилось еще больше любящих ее людей. У некоторых мама и папа, а у нее помимо мамы и папы есть Тося и Володя — молодой человек Юли. Мы все нормально общаемся, Юля с Володей даже были на моем дне рождения. Конечно, существуют какие-то скользкие моменты, но мы стараемся обходить их стороной. Сейчас Настя большую часть времени проводит с мамой, но я часто ее забираю к себе. Никакого разрыва, никаких трагедий, слез, не было вопросов, на которые мы бы не нашли ответов.

Отлично! Серёжа, сейчас на фотосъемке я наблюдал за Тосей, она очень артистичная. Ты не думал о том, чтобы…

...это использовать? (Улыбается.) Насчет съемок я не уверен. Но у нее действительно есть какой-то творческий дар, который может проявляться по-разному. Она была замдиректора сети кинотеатров, занималась рекламой, продвижением фильмов — в общем, креативом. Она знала, как себя вести, когда приезжают звездные гости, всегда придумывала какие-то интересные акции для зрителей. Например, к выходу фильма «Утомленные солнцем-2» она договорилась с военной частью, чтобы ко входу в кинотеатр подогнали бронетехнику. Ветераны были просто в восторге. Она очень профессиональный человек, сейчас ее креатив мне во многом помогает…

...за кадром.

За кадром, да. Мне кажется, она и сама не захотела сниматься. Она не любит публичность. Сегодня произошла вторая в ее жизни фотосессия, и я уверен, что ей было безумно некомфортно. Она это сделала в большей степени для меня, для нашей семьи, чтобы привлечь внимание к моему творчеству.

Знаешь, меня немножко настораживает, когда человек говорит «мое творчество».

(Улыбается.) Тут сложно, Вадим, сказать по-другому, подобрать другие слова. Если ты мне подскажешь, я прислушаюсь.