Сергей Приказчиков

Проект Сергея Приказчикова «Пицца» не укладывается в привычные стилевые рамки: это и соул-поп, и регги, и фанк, и даже рэп. Душевная городская музыка с понятным текстом и приятным гитарным звуком не могла остаться незамеченной. Едва появившись, группа попала на верхние строчки хит-парадов, а на 12-й ежегодной национальной музыкальной премии «МУЗ-ТВ 2014. Эволюция» «Пицца» была названа прорывом года

Павел Танцерев

Сергей Приказчиков родился в Уфе в семье музыкантов. В детстве он совершенно не хотел учиться и всё свободное время проводил на улице. Спустя годы он понял: увлечение музыкой, которая с четырнадцати лет стала неотъемлемой частью его жизни, оказалось спасительным. Сергей начал писать стихи и музыку, выступать вместе с группой Via Chappa, а чуть позже решил бросить всё и уехать в Москву. В 2011 году на MTV вышел клип на песню «Пятница», который своей романтичностью и простотой мгновенно завоевал сердца девушек, а потом появилась песня «Надя». Три года она ждала своего звездного часа. Сергей написал ее, когда еще жил в Уфе. «Песня, по сути, автобиографичная, это мои настоящие переживания, и выдумано только само имя, - рассказывает Сергей. - В ней заключена реальная история, произошедшая со мной незадолго до расставания с девушкой. Самое интересное, что эта девушка до сих пор даже не подозревает, что песня о наших с ней отношениях».

Сергей, вас, как и большинство детей, родители отвели в музыкальную школу?

Мои родители - профессиональные музыканты, поэтому мое первое публичное выступление состоялось, когда мне было полтора года. Я стоял на табуретке и что-то исполнял. Когда возник вопрос о том, отдавать меня в музыкальную школу или нет, отец спросил меня: «Ты точно уверен, что хочешь заниматься музыкой?» Родители попытались объяснить мне, что это особая профессия, которая, возможно, не будет приносить такого дохода, как, например, работа юриста. Но я стоял на своем, потому что мечтал заниматься музыкой, и не раздумывая ответил: «Да, я согласен!» (Улыбается.)

Сколько же вам тогда было?

Мне было восемь лет. Я был взрослым мальчиком, играл Элвиса Пресли на гитаре, и у меня, кстати, это неплохо получалось.

Играть на гитаре вас родители научили?

Да, отец со мной постоянно занимался. Он играет на скрипке, гитаре, бас-гитаре и, конечно, на пианино. Он до сих пор работает музыкантом в Башкирской государственной филармонии, играет в загсах, ресторанах, джаз-клубе. В общем, везде, где только возможно. (Улыбается.)

И вы всё детство добровольно занимались музыкой, в то время как ваши друзья гоняли мяч во дворе?

Конечно нет! (Смеется.) Я вырос на улице. Совершенно отвратительно учился в школе, часто бывал в милиции…

Даже в милиции!

Понимаете, я жил в Уфе. Это вам не Москва. Это здесь сотрудники полиции могут остановить тебя, сказать, что нужно вести себя аккуратнее, и поехать дальше. А там у нас всё было иначе. Если тебя останавливали, то сразу отвозили в отделение. К счастью, гитара во многом помогла мне. Можно сказать, она спасла меня от участия в разных нехороших историях, потому что я всегда был вроде бы и со всеми и в то же время сам по себе.

Сергей, неужели родители не принимали никаких мер?

Конечно, они меня и ругали, и наказывали, и ремня давали. Даже пытались запирать дома, не выпускать на улицу. Что только не делали, но всё это не давало никакого результата. Какая гитара? Какие занятия? Если я хотел гулять, то мне ничего не было нужно - только гулять!

А музыкальную школу прогуливали?

Еще как! И школу, и училище искусств. На улице все-таки повеселее было — там был хип-хоп… А в музыкальной школе что? Только пассажи сиди разучивай. (Улыбается.) И вы знаете, сейчас я понимаю, что благодаря тому, что я так искусно совмещал серьезные занятия в музыкальной школе с уличными концертами, получилось то, что получилось. Я доволен и ни грамма ни о чем не жалею.

Ну а музыкальное образование вы все-таки получили или нет?

Нет. Я многому научился, но не доучился. Меня выгнали из училища искусств. Кстати, за несколько лет до этого из того же училища выгнали Земфиру. Я подумал: «Ну раз уж Земфиру выгнали, то и я не пропаду!» (Смеется.) Аттестат и диплом - всё это бумажки, которые для творчества не имеют никакого значения. Ведь есть очень образованные музыканты, но в их песнях совершенно нет души, мыслей и эмоций. У меня всё наоборот. Я играю на всем, но плохо: чуть-чуть на пианино, чуть-чуть на гитаре, аранжировку себе сам «настучу» какую-нибудь, и всё. Но мне хватает этого, чтобы достучаться до сердец слушателей. Наверное, в техническом плане образование имеет какое-то значение, но я один из тех, кто и без него обошелся. Я во многом самоучка.

Сергей, а когда вы поняли, что пора переходить на более высокий уровень, что хватит быть просто уличным музыкантом?

В 2005 году мы сколотили группу Via Chappa. У нас были концерты, мы даже выступали в Москве и Санкт-Петербурге. Наши композиции крутили местные радиостанции, но мне не хватало свободы самовыражения. Я осознал, что коллективное творчество — это все-таки не мое. Я не люблю, когда кто-то пытается мне помочь сделать аранжировку или написать музыку. Я могу позвать на помощь только в том случае, если, например, у меня физически не получается одновременно держать в руках два инструмента. И то я зову кого-то и говорю: «Вот тебе гитара, сыграй вот так и так». Человек играет и уходит. И дальше я всё делаю сам.

Добившись успеха в Уфе, вы решили переехать в Москву, верно?

Успех появился, а потом исчез. Мы записали песню «По волнам (памяти Михея)», которая была очень популярна. И всё. Песня была одна. Отношения в коллективе становились всё хуже и хуже, в итоге я решил уйти из группы и уехать в Москву.

Чтобы начать всё с чистого листа?

Да. Из Via Chappa я ушел с мыслью о том, что никогда не полезу на сцену. Я хотел быть аранжировщиком, звукорежиссером, в крайнем случае звукоинженером, но только не исполнителем. У меня было очень плохое впечатление о шоу-бизнесе в целом. Я уехал в никуда. Работы не было и, соответственно, денег тоже. Я жил у каких-то знакомых, спал на куртках на полу. Я пытался работать за какие-то копейки: что-то озвучить, какую-то аранжировку записать. Один мой уфимский друг, Виталий Овчар, как-то сказал мне: «Ты должен что-нибудь еще написать». Я говорю: «Не хочу». Но он настаивал и все-таки убедил меня. Я написал песню «Надежда»: «Моя надежда безнадежная…» И следом за ней как-то совершенно случайно написал «Пятницу»: «С понедельника по пятницу будто бы назад время пятится. Мы были нигде, плавали в мутной воде, различимы едва в обстоятельствах…» (Напевает.) Он сказал: «Вот, это хит!» «Да ладно, попса какая-то абсолютная», - сказал я. В то время Виталик работал видеомонтажером на ТВ, он показал мои композиции знающим людям. В итоге через знакомых мой диск попал в продюсерскую компанию «Монолит». Они мне позвонили и говорят: «Мы хотим с вами сотрудничать». Конечно, я обрадовался. «Это же про вас я слышал истории о том, как вы переодеваете артистов, говорите им, какие петь песни, а потом отбираете их деньги?» - пошутил я. Но они меня заверили в том, что я могу петь что хочу и одеваться так, как хочу.

А что насчет денег?

«А деньги будем делить пополам», - сказали они. Мне эта идея понравилась, и с тех пор мы вместе.

И до сих пор деньги пополам делите?

Да. (Улыбается.)

Но сейчас-то с ночевками у друзей и съемными квартирами, наверное, покончено?

Да, сейчас всё хорошо. Тьфу-тьфу-тьфу. (Смеется.)

Сергей, вы как-то сказали, что у вас есть жена и что именно она предложила вам переехать в Москву, в другом интервью вы уже рассказывали о том, что жены у вас нет и никогда не было. Где же правда?

У меня действительно была девушка, с которой мы вместе переехали в Москву. Отношения у нас складывались не очень, но всё шло по накатанной и в итоге мы поженились. Брак просуществовал недолго — наверное, меньше года. Мы развелись не из-за переезда в Москву и не из-за успеха, который появился в тот момент. Со временем стало понятно, что наши интересы совершенно не совпадают, — у нас не было точек пересечения. Тогда я переживал, но сейчас понимаю, что всё к лучшему.

Пока не планируете обзаводиться семьей?

Нет, еще рано.

Вам же уже тридцать…

Неважно, сколько тебе лет. Важно ощущение того, что ты уже уверенно стоишь на ногах и готов к созданию семьи.

То есть вы еще пока не очень стабильно себя чувствуете?

Пока еще да.

Наверное, самый частый вопрос, который вам задают: почему ваша группа называется «Пицца»?

Да уж. (Смеется.) На самом деле это мой сценический псевдоним еще со времен Via Chappa. В какой-то момент мы решили придумать мне прозвище. А так как я очень любил поесть, то ребята стали перебирать: чебурек, лаваш, борщ, пельмени, оливье… Один из них сказал: «Пицца». Мне понравилось.

Правда, что первый свой клип вы посылали на радиостанции вместе с пиццей?

Да. Это как раз был дебютный сингл «Пятница». Мы сняли видео в Лос-Анджелесе и отсылали наш диск на телеканалы и радиостанции вместе с коробками пиццы «Четыре сыра», чтобы угодить всем, в том числе и вегетарианцам. И все сказали: «Мм, это интересно!»

Сейчас у вас готовится к выходу уже второй альбом?

Да. Он, скорее всего, выйдет осенью, возможно в октябре.

Вы говорите, что всё делаете сами. То есть получается, ваша группа — вы один. Что же делают другие участники коллектива?

У меня в группе играет еще моя младшая сестра Татьяна и гитарист Рамзес. Они мне помогают на концертах и иногда участвуют в записи песен.

В группе у них есть право голоса?

Конечно, они могут высказать свое мнение, но последнее слово всегда за мной. (Улыбается.)

На правах старшего брата подсказываете сестре, как правильно играть?

Я очень люблю свою сестру. Когда я еще был в Via Chappa, она говорила: «Хочу с вами играть. Возьмите меня, пожалуйста». А я ей всегда отказывал. Сейчас, когда появилась возможность, взял ее к себе, но на работе я не старший брат, а музыкальный продюсер проекта, поэтому не подсказываю, а требую от нее исполнения того, что придумал я. Музыканты должны играть так, как сказал я. Или импровизировать, а я слушаю и говорю: «Ага, это запомни и так и играй». Проект «Пицца» тем и важен для меня, что я в нем всё делаю сам.

С годами ваше отношение к шоу-бизнесу изменилось?

Изменилось. Есть очень много хороших, искренних людей, которые поддерживают тебя. Есть, конечно, и те, кто завидует, пытается вставлять палки в колеса. Бывает, что успешный артист приходит на радиостанцию и говорит: «Если вы будете ставить вот этих вот музыкантов, то я с вами общаться не буду». А у него имя, и для этой станции он имеет большое значение. Это всё бизнес, который очень далек от искусства. Мне это не нравится. Я вообще уважаю творчество, а не шаблоны, которые создают для того, чтобы заработать денег.

А если творчество не приносит денег, на что же жить?

Тогда нужно уходить и заниматься чем-нибудь другим. Вот именно поэтому я и хотел бросить сцену.

Сергей, а чье мнение сейчас для вас имеет значение?

Я слушаю всех…

Но делаете по-своему?

Абсолютно верно! (Улыбается.)