Анжелика Варум: «Я легкий на подъем человек»

Анжелика Варум о сложностях карантинного времени, своих виноградниках и новой пластинке «Грустная Босса».

Альберт Плехов

В ноябре можно смело начинать подводить итоги года. Например, Анжелика Варум, несмотря на все сложности карантинного времени, успела немало: озвучила одного из героев популярного в 70–80-х мультфильма, проведала свои виноградники и закончила работу над новой пластинкой «Грустная Босса».

Анжелика, 2020 год для всех стал особенным. Каким он запомнится вам?

Год, с одной стороны, был достаточно продуктивным. С другой стороны, заставил кое-что переосмыслить. Не все выводы, признаюсь, пестрят оптимизмом, но в дальнейшем помогут более рационально относиться к отпущенному нам времени. В общем, эта вынужденная остановка пошла мне на пользу. 

И все-таки одно дело — быть домоседом по доброй воле, а другое — вынужденное уединение. Чего не хватало больше всего? 

Больше всего не хватало тактильной коммуникации с дочкой. Так надолго мы никогда не расставались. Лиза — уже взрослый, самостоятельный человек, но для меня она навсегда ребенок. Думаю, что и для нее эти долгие месяцы разлуки стали непростым испытанием. 

Есть ощущение, что люди поделились на тех, кто впал в депрессию, тех, кто использовал время самоизоляции с максимальной пользой, прокачивая всякие скиллы, и тех, кто просто плыл по течению. Что делали вы?

Я перетекала из одного состояния в другое. Период нашей временной безработицы затянулся на неопределенное время. Неизвестность для артистов, привыкших к расписанному на год вперед концертному графику, — ситуация, мягко говоря, непривычная. Но если оглянуться на эти месяцы вынужденного безделья, выясняется, что сделано не так уж мало. Я успела закончить работу над новой пластинкой «Грустная босса», релиз которой состоялся 30 октября. Мне удалось объединить в один коллектив замечательных музыкантов и отснять презентацию этой пластинки в очень симпатичном мне формате домашнего концерта. Я успела поработать в непривычном для себя амплуа — озвучила одного из героев очень популярного в 70–80-х годах мультфильма. Компания «Союзмультфильм» решила возродить эту анимацию, используя новые технологии. Моим основным партнером по озвучиванию стал Леонид Ярмольник. Восхитительный, скажу вам, опыт. Такой волны теплейшей ностальгии по детству я давно не испытывала. Что интересно, мы с Леонидом Исааковичем оба родились и провели свое детство во Львове. Дружим семьями уже очень много лет. Кстати, песню для героев этого мультика написал мой муж Леонид Агутин. Еще я успела посетить свои виноградники и даже поучаствовать в сборе урожая. 

Вы выпускаете свое вино?

Да. У меня 50 гектаров виноградников в Темрюкском районе Краснодарского края. Если честно, я ни за что не стала бы нырять ни в какой бизнес, если бы не мой брат. Он занимается вином больше двадцати лет. Как-то в один из его приездов в Москву, было это лет семь-восемь назад, я пригласила его в ресторан. Брат ознакомился с винной картой, после чего разразился длинным гневным спичем на тему несопоставимых с реальностью цен на добрую половину из представленной на российском рынке продукции. Так родилась идея сделать линейку моего вина АV. Главное его преимущество — адекватное соотношение цены и качества. 

Вернемся к музыке. Можно сказать, что ваш новый альбом «Грустная босса» — карантинный проект? 

Не совсем карантинный, всего лишь отчасти. Мы с автором Садо Новосадович задумали «Боссу» около двух лет назад.
Я переслушала большое количество замечательных песен Садо и выбрала для себя те, которые откровенно перекликались с моими собственными мыслями и чувствами. Первые восемь песен записали довольно быстро. Потом на достаточно продолжительное время прервали процесс записи в поиске недостающего музыкального материала. И только месяц назад мы снова вернулись к работе. Так появились в моем исполнении ремейк на песню «Весна» и специально написанная для меня финальная песня «Вполголоса». 

После выхода вашего последнего альбома «На паузу» все журналы цитировали вас: «После каждого альбома я говорила себе, что эта пластинка последняя, поскольку времена изменились и в лонгплеях нет больше смысла». Готовы повторить?

До встречи с Садо мне действительно казалось, что в больших музыкальных проектах нет больше смысла. Но эта пластинка особенная. Она как роман со своей сюжетной линией и эмоциональной волной, перетекающей из песни в песню. Невозможно в данном случае предлагать читателю по главе в год. 

Наверняка вы не раз говорили себе: вот сейчас закончится изоляция, и я...

...и я увижу маму. С ней мы в период пандемии общаемся только по телефону, хотя живем в получасе езды друг от друга.
И мы соберемся за одним столом — родители, дети, внуки, как собирались до этого на все праздники. И мы снова поедем на гастроли с нашим большим дружным коллективом. И я обязательно слетаю во Львов навестить моих друзей и могилы моих родных. И я очень надеюсь, что всё это сбудется в обозримом будущем. 

Насколько вы вообще готовы к переменам? Что для вас проще — переехать в другую квартиру или поменять стрижку?

Я достаточно легкий на подъем человек и с легкостью отношусь к перемене мест, а уж к стрижке — так и подавно. Главное, чтобы любые перемены были продиктованы моим желанием и собственной инициативой, а не сложившимися неблагоприятными обстоятельствами. 

Что или кто в вашей жизни мотивировал вас к переменам и что мотивирует сейчас?  

Наверняка и в 20, и в 30 лет возникали всевозможные факторы, подталкивающие к тому или иному действию. Могу даже предположить какие. Но я это никогда не фиксировала в своем сознании. Точно знаю, что мотиватором к творчеству по-прежнему остается поиск единомышленников и желание избежать душевного одиночества. 

Насколько вам близка позиция «нужно меняться, выгонять себя метлой из зоны комфорта»? 

Я очень дорожу своей зоной комфорта и не вполне понимаю, какой смысл десятилетиями обустраивать эту самую зону, чтобы потом себя из нее выгонять. Мне нравится моя жизнь.

Есть еще выражение «нужно стремиться быть лучшей версией самой себя». Вот вы стремитесь? И какая она — сегодняшняя лучшая версия Анжелики Варум? Какого она роста, веса, чем занимается? Курит? Ездит на мотоцикле? Сколько ей лет?

Я нахожу подобные вопросы и «стремления» в моем возрасте чем-то болезненным и противоречивым. Мне кажется, главное для женщины — это уверенность в себе и своем завтрашнем дне, адекватное восприятие своего возраста и своих возможностей, чувство собственного достоинства и уважение к себе. Это, безусловно, не исключает спонтанных желаний. Но если вам в 50 хочется примерить на себя другую личность, это говорит о глубоком разочаровании и, несомненно, является большой трагедией. 

Есть какой-то идеальный женский возраст, от которого идет отсчет «лучше/хуже»?

Вопрос приоритетов. Кто-то в 25 чувствует себя старухой, ориентируясь на мужчин, предпочитающих общество 17-летних девушек. Кто-то в 60 счастлив в окружении большой дружной семьи. А кому-то одиночество и отсутствие каких-либо обязательств на протяжении всей жизни — манна небесная. Одно я знаю точно: чем выше уровень интеллекта, тем меньше неоправданных ожиданий, а следовательно, и разочарований. Возраст в данном случае роли не играет. 

Сейчас благодаря всяким техникам и технологиям женщины в 40 выглядят на 30 и в 50 на 30, и при этом у них взрослые дети и долгие браки. Как это всё сочетается? 

Понятия не имею. Я в 50 выгляжу на 50, так же как выглядит большинство моих сверстниц, старающихся следить за питанием, водным балансом и периодически занимающихся спортом. Соглашусь с тем, что наше поколение визуально помолодело. Но я склонна считать, что в большинстве своем речь все-таки идет о здоровом питании и спортивном образе жизни. В крайнем случае — о знакомстве с талантливым пластическим хирургом. Природу не обманешь, и законы физики никто не отменял. Я не пользуюсь никакими техниками, кроме массажа и легкого косметического лифтинга. Считаю всевозможные уколы и инъекции порочной практикой, со временем лишающей женское лицо индивидуальности. Не хочу быть излишне категоричной, возможно, у меня недостаточно информации, но те результаты, которые мне доводилось наблюдать, не оставляют мне повода для оптимизма. 

Насколько вы открыты в плане появления в жизни новых людей? Можете вспомнить, когда в вашей жизни появился человек, которого вы назвали «другом» или «подругой»? Кто это?

Я никогда не испытывала проблем с коммуникацией. Легко общаюсь как со «своими», так и с «чужими». И те и другие достаточно тепло ко мне относятся. Первые — в силу душевного родства, вторые, как правило, — под влиянием флера моей профессии. Слов «друг» и «подруга» давно нет в моем лексиконе. Но это не значит, что в моей жизни нет людей, бесконечно дорогих моему сердцу. Людей, которые бросятся ко мне на помощь и будут биться за меня, равно как и я за них, при первой же опасности. Называйте это как хотите, но для меня моя нужда в таких людях — чистейшей воды эгоизм.

Как, кстати, вы относитесь к словам «подруга», «артистка», «журналистка» и т.д.? Если все-таки придется выбирать между комплиментами и цветами в паре со снисходительным мужским отношением или гендерную нейтральность, что ближе и важнее?

Какой-то странный выбор вы мне предоставили... Мужчина, отказывающийся признавать в женщине наличие ума, таланта и эрудиции, если таковые, конечно, имеются, — либо глуп, либо труслив, либо страдает непреодолимыми комплексами. И только этим можно объяснить демонстрацию снисходительности. Замечу справедливости ради, что вы точно так же можете столкнуться со снисходительным взглядом женщины. Это не вопрос гендерной принадлежности, это вопрос воспитания и масштаба личности, на мой взгляд. А по поводу феминитивов — у меня лично эта тема раздражения не вызывает. Для меня лишь есть благозвучно и неблагозвучно произносимые слова. 

Прокомментируйте новость о том, что альбом Леонида La Vida Cosmopolita вошел в лонг-лист в пяти номинациях премии «Грэмми».

Я очень хочу, чтобы Лёня получил эту премию, и неважно, в какой из номинаций. Хочу, чтобы мир узнал музыканта, композитора и поэта Леонида Агутина. Хочу, чтобы его музыка звучала повсеместно, потому что в ней невероятное количество света и тепла!

Фото: Альберт Плехов. Стиль: Паата Поцхверия. Макияж: Дарина Горобец. Прически: Диана Симонян