Надежда Грановская
«Я думаю о замужестве. Для меня это прогресс»
НАДЕЖДА ГРАНОВСКАЯ у многих до сих пор ассоциируется с группой «ВИА Гра», хотя уже несколько лет находится в свободном плавании. Конечно, на пути певицы встречаются и рифы, и высокие волны, но Надежда, как выяснилось, не боится трудностей. А проект «Один в один» на канале «Россия-1» показал, что Грановская сегодня в отличной профессиональной форме. Пообщавшись с Надей, я убедился, что и в личной жизни у нее все хорошо
Надя, я внимательно слежу за твоими выступлениями в шоу «Один в один», особенно ты поразила меня в образе Монсеррат Кабалье. Феноменальное внешнее сходство — это прежде всего заслуга художников. Главное то, как потрясающее звучал твой голос! Настоящее оперное пение. Неужели у тебя классическое музыкальное образование?
Нет. Классического консерваторского образования у меня нет. Конечно, у меня нет того опыта, который есть у оперного исполнителя. Но для меня опера — это прежде всего душа, а не только техника. Моя душа во время исполнения той или иной арии — а у меня очень много любимых — расцветает. Правда, пока, к сожалению, кроме как в проекте «Один в один», я их нигде не исполняю.
Классику я люблю с детства. Помню, как в восемь лет впервые увидела балет «Лебединое озеро», услышала прекрасную парящую чарующую музыку. Наверное, в этот момент и начала зарождаться моя любовь к классике. Позже, когда я уже училась в педагогическом училище в городе Хмельницком, посмотрела музыкальный фильм «Кармен», и ария «Хабанера» пленила меня. А в 2006 году я увлеклась творчеством Марии Каллас.
Что значит «увлеклась»?
Я скупала DVD с ее выступлениями, слушала бесконечно, покупала в Италии партитуры. Я нагружала своего преподавателя по вокалу, которая не имела никакого отношения к опере. Она, скажем так, пошла на этот эксперимент вместе со мной. И только через полгода у меня что-то стало получаться.
Надя, я сейчас на тебя смотрю, и мне кажется, что ты даже чем-то похожа на Марию Каллас.
(Улыбается.) Есть немножко, мне говорили об этом. Эта великая оперная певица очень меня вдохновила, в какой-то мере подарила мне уверенность в себе.
Может, тебе пора выйти на оперную сцену?
Во-первых, меня там никто не ждет. А во-вторых, всему свое время. Если будет суждено — я с удовольствием.
Ты так трепетно говоришь о музыке — очевидно, что ты ею живешь. Скажи, как ты оказалась в педагогическом училище? Почему не в музыкальном?
Моя мама мечтала, чтобы я стала переводчиком. А я, начав танцевать в одиннадцать лет в коллективе народного танца, по окончании девяти классов мечтала уехать в другой город, продолжать заниматься танцами. На тот момент мне было лет четырнадцать, я принимала участие в каком-то конкурсе народного танца. К моему хореографу подошел его коллега и сказал, что хотел бы пригласить меня танцевать в его коллективе. А этот коллектив был как раз при педагогическом училище. Поэтому мы с мамой пошли на компромисс: я все-таки учусь на факультете английского языка, учусь на преподавателя, но при этом продолжаю профессионально танцевать. Это было удивительное время. Танцы стали не просто увлечением, а настоящей большой любовью, они затмили все мои подростковые влюбленности. Я твердо решила, что буду танцовщицей. Мои родственники, конечно, не воспринимали эту профессию всерьез. Мы ведь жили в провинциальном городе — в Волочиске Хмельницкой области.
Насколько я знаю, твоя мама уехала работать в Италию, когда ты была еще подростком.
Мне тогда было шестнадцать.
И после ее отъезда ты начала жить самостоятельно?
Я вообще с детства очень самостоятельная, свободолюбивая.
Это свободолюбие от природы, или мама тебя так воспитала?
Скорее от природы. Мама не давала мне никаких ЦУ, но на своем примере показывала, насколько сильной может быть женщина. Она работала в торговле, занималась бизнесом — такая бизнес-леди.
То есть можно сказать, что лидерские качества ты унаследовала от мамы?
Трудно сказать. До четвертого класса я была вообще очень тихим ребенком. Мой классный руководитель называла меня ангелом, потому что я… (задумывается) никому не мешала. А потом вдруг что-то произошло: на меня начали заглядываться мальчики. Я развивалась очень быстро, но во мне появилась какая-то строптивость, колкость. Я не подпускала к себе никого, дралась с мальчишками. Мне почему-то казалось, что надо себя защищать от этого повышенного внимания. Как в школе мальчики «ухаживают»? Дергают за косички, отнимают вещи. (Улыбается.)
Но такая юношеская строптивость — дело поправимое. Пришло время, ты влюбилась и довольно рано стала матерью.
Игорь родился, когда мне было двадцать лет.
Ты уже была готова тогда к материнству?
Внутренне я была абсолютно готова. Не могу сказать, что я это планировала, мечтала об этом. Нет. Я вообще никогда в жизни не мечтала выйти замуж, не воображала, какой будет моя семейная жизнь.
И тебя не пугала перспектива стать матерью-одиночкой?
Почему матерью-одиночкой? Я не была одна, рядом со мной был любимый человек. Что же получается, если женщина рожает ребенка в гражданском браке, она автоматически становится матерью-одиночкой? Образно говоря, штамп в паспорте — это клетка.
Это была ваша с отцом Игоря принципиальная позиция — жить в гражданском браке?
Сейчас уже сложно сказать, почему так вышло. Может быть, я не была до конца уверена в этом человеке. А может, я чувствовала себя сильной, знала, что в случае чего смогу самостоятельно вырастить, воспитать и прокормить своего ребенка. У меня было чувство, что моей к нему любви хватит на десятерых, поэтому я не боялась неизвестности, не боялась, что уйду от этого человека или он уйдет от меня.
С рождением сына твой взгляд на мир сильно изменился?
Конечно! Появилась ответственность. Я почувствовала себя полноценной женщиной. И мои мечты, в чем-то даже пацанские, отошли на второй план. До его рождения у меня была мысль полетать на истребителе или прыгнуть с парашютом — получить адреналин. Но я вмиг отбросила эти мысли. Родив ребенка, я поняла, в чем заключается смысл жизни. Будучи мамой, ты можешь свернуть горы.
Надя, прошлым летом я летал в Киев на съемки проекта «Хочу в ВИА Гру!», где ты была в жюри. И я наблюдал, с какой любовью, с каким восторгом и обожанием смотрел на тебя твой нынешний муж Михаил. Это, очевидно, какая-то новая, ни на что не похожая история в твоей жизни.
Это и правда совершенно новая и очень дорогая моему сердцу история. Мне очень хочется, чтобы эта история была бесконечной. Знаешь, мне с детства снятся вещие сны. В какой-то момент я поняла, что они помогают мне в разных ситуациях. Миша приходил ко мне во сне. И это был знак для меня, что наша встреча — действительно судьба.
А как вы познакомились наяву?
Мы встретились на презентации коллекции одежды «Zarina и Рената Литвинова». Рената сотрудничала с компанией Михаила, у них были совместные проекты. На этой презентации Рената меня ему представила. «Какой интересный мужчина, я таких еще не встречала» — это была моя первая мысль. В нем было что-то особенное. В петербуржцах вообще есть какая-то особая утонченность. Какая-то загадка в этом холодном, манящем северном взгляде. Поэтому с момента нашего знакомства мне уже было трудно о нем забыть. Но безусловно, я ни на что не рассчитывала, никаких планов не строила.
Михаил в тот момент был женат?
Вот что интересно: Миша в таком хорошем для мужчин возрасте, но при этом никогда не был женат! У нас обоих до сих пор нет этого опыта. Об браке каждый из нас думал давно, мы долго к этому шли. Встретив другу друга, мы в унисон этого захотели.
Поздравляю! Вашей с Михаилом дочке уже два года, и только сейчас ты переборола страх перед загсом.
Для меня всегда на первом месте стояли чувства, любовь. Но я понимаю о чем ты. Брак дает какое-то ощущение безопасности. Именно наши с Мишей отношения научили меня думать о свадьбе без каких-либо усилий. Так что у нас всё впереди. (Улыбается.)
Михаил — петербуржец, ты киевлянка. Вы живете на два города?
Получается, так. Миша даже чаще бывает в Киеве, чем в Питере. А я гастролерша. Наша жизнь вряд ли будет спокойной. Я человек активный, мне хочется всё время куда-то двигаться, хочется творить.
Миша по характеру более степенный?
Он, кстати, очень семейный. Миша и меня этому учит, показывает, что такое семейная жизнь. Да, он более степенный, более спокойный, он всё очень долго взвешивает, но если принимает решения, то окончательно и бесповоротно. Моя стихия — огонь, а его — вода, вот он меня и тушит.
Надя, а где живут ваши дети?
У Миши есть сын и дочка, они живут в Петербурге. А наши, Игорь (Миша воспитывает его как своего) и Аня, — в Киеве, с моей мамой и няней.
А у тебя не было мысли перебраться в Петербург?
Ты знаешь, я этого не хочу. Я вообще не так давно прониклась чувствами к Петербургу. Мы очень часто ездили туда на гастроли «ВИА Грой». Помню, чуть ли не каждый месяц выступали в одном и том же клубе, люди знали все наши песни наизусть. Нас всегда очень тепло принимали. В этом человеческом, так сказать, плане мне очень нравился город. А вот его внешний облик… Я не понимала его красоты, его эстетики — серость, вечная непогода. А уже позже, полюбив поэзию Серебряного века, я поняла Питер. И сегодня он совершенно другой. Вообще, прижиться я смогу везде. Мне главное — как наседке, создать вокруг себя нужную атмосферу. Хотя мне очень трудно будет, если я уеду из Киева, — я его обожаю, я долгих двенадцать лет шла к этой любви.
Что ты имеешь в виду?
На протяжении какого-то времени, уже живя в Киеве, я не чувствовала себя дома. Я родилась в деревне, на диване, — в прямом смысле этого слова. Не в роддоме. Там, в деревне, я чувствовала себя по-настоящему свободной. Выходишь из дома — поля, просторы, для тебя не существует никаких границ. Я доила коров, смотрела за ними, приводила их домой, когда вечерело, мыла трехлитровые банки, помогала консервировать огурцы, помидоры. Когда мне было четыре года, мы перебрались в Волочиск, но в нашу родную деревню продолжали приезжать. Ты спрашивал про мое свободолюбие... Наверное, все-таки оно зародилось именно там. Когда я переехала в Киев, возможностей ездить в деревню стало меньше, ниточки начали разрываться. И когда они окончательно разорвались, я будто потеряла ориентиры, баланс внутренний. И только спустя многие годы я в какой-то момент почувствовала, что Киев стал для меня местом, где я могу наполняться, стал источником силы.
Надя, я тебя слушаю, и мне почему-то кажется, что ты человек, который совершенно не боится одиночества.
Говорят, одиночество — это плохо. Но на мой взгляд, в этом действительно есть своя прелесть. Оно дает тебе возможность творить, создавать какие-то вещи, развиваться, петь, писать песни, стихи, фотографировать. Даже в детстве, когда появлялась возможность отдохнуть от домашних дел, мне нравилось уединяться. Я ложилась на траву, смотрела на небо, даже, признаюсь, разговаривала сама с собой, разыгрывала в своем воображении различные сценки, создавала вокруг себя каких-то персонажей. Мне было очень хорошо с самой собой, и до сих пор это есть.
А вообще у тебя есть подруги?
Наверное, такому человеку, как я, они не особо нужны. Скажем так: я нуждаюсь в общении со взрослыми, опытными, мудрыми женщинами, с которыми есть о чем поговорить, которые могут что-то посоветовать. Мне с детства нравилось общаться с людьми постарше. Даже когда я еще была участницей «ВИА Гры», на меня все смотрели, будто я немного старше остальных.
Я очень много внимания уделяла своему внутреннему миру, не внешности, как делали другие. Я бесконечно копалась в себе, анализировала, читала книги по психологии, философии, эзотерике. Эти книги давали мне очень многое, но с другой стороны — и погружали в какие-то состояния, не свойственные девушке двадцати лет и, может быть, совсем мне не нужные.
Хочу, мудрая Надежда, вернуться к вашей судьбоносной встрече с Михаилом. В тот момент ты нуждалась в подобных отношениях или у тебя в личной жизни и так всё было хорошо?
У меня вообще всё было хорошо! Не только в личной жизни. Я была одна, и мне было невероятно комфортно. Я купалась в этой свободе и, скажем так, жила с мыслью «Или всё, или ничего». Или я действительно встречу свою судьбу и это почувствую, или по-прежнему буду одна. Жизненный опыт дал мне возможность трезво оценить обстановку вокруг себя и просто сканировать тех людей, которые появлялись в моей жизни. Но в глубине души я всё равно верила в любовь. Соблазнов вокруг было много, но я вовремя включала мозги, чтобы не соблазняться.
Скажи, на сегодняшний день твоя жизнь складывается так, как ты хотела?
Да, абсолютно. В какой-то момент я поняла, что моя жизнь полна испытаний и мне нужно смириться и проходить все эти уровни, идти дальше, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать выходы из тупиковых ситуаций. И безусловно, развиваться в творчестве. Это важно. Даже если никто в тебя не верит, нужно идти дальше.
Это точно. Твоему сыну Игорю сейчас двенадцать лет. Он похож на тебя по характеру или совершенно другой?
Он очень похож на меня. Я смотрю на него и понимаю, что этот мальчик кого-то мне напоминает. (Улыбается.) Я знаю, о чем он думает, знаю, что он сделает, куда пойдет, когда попытается сачкануть. Вообще, мой сын очень творческий человек. И, как и я, он не питает особых чувств к точным наукам.
Сын такой же самодостаточный?
Трудно сказать, он стеснительный. Но он, так же как и я, в какой-то момент раскроется. Но точно могу сказать, что он парень с хитринкой. Он чувствует людей на тонком уровне, знает, чего они хотят, дает им это и сам получает то, что нужно ему.
Вы уже думаете о его будущем?
Знаешь, Вадим, из своих отношений с мамой я извлекла хороший урок. И теперь, когда у меня растут собственные дети, я даю им полный спектр возможностей и при этом свободу выбора. Я вижу, к чему проявляет интерес мой Игорь. В какой-то момент он скачал из Интернета «Лунную сонату» и решил разучить. Ребенок, который вообще не занимался музыкой, установил на планшете приложение «Пианино» и начал играть. Я предложила нанять ему преподавателя. Он сначала отказывался, но я его все-таки уговорила. Пришел педагог, они позанимались, он втянулся. Для меня было приятным потрясением узнать, что мой ребенок, как и я, любит классику. То же самое было и с рисованием. Мы ходим в театр. Конечно, он играет в футбол, занимается карате. Но тяготеет больше к творчеству. И мне почему-то кажется, что именно творческой профессии он посвятит жизнь.