Кира Пластинина и Павел Астахов

В США на компанию KIRA PLASTININA подали в суд, потребовали переименовать марку, а самой Кире запретили использовать собственное имя. Павел Астахов, адвокат Пластининой, доступно объяснил, законны ли эти требования, а Кира рассказала, каково это — учиться в школе и параллельно судиться с одним из гигантов американского рынка

Михаил Королев

Школьница и матерый адвокат — странная пара. А судебное дело, в котором они оба принимают участие, еще более странное. Осенью прошлого года компания PacSun, производитель одежды, под крылом которой множество марок (в частности, представленная в России O’Neill), обратилась в суд с требованием аннулировать торговый знак KIRA PLASTININA на территории США. В результате компания Киры была вынуждена закрыть несколько магазинов и слегка подкорректировать название марки. Но это было не единственное требование. Торговый гигант PacSun по решению суда практически лишил Киру права на ее собственное имя. Подробности — из первых уст.

Какие претензии предъявляет Кире компания PacSun?
Павел Астахов:
Всем известно, что есть такая девушка Кира Пластинина, которая выпускает одежду. А у компании PacSun есть марка KIRRA, которая созвучна имени Кира. В этом американцы и усмотрели нарушение своих прав на торговую марку.
Эти претензии на чем-то кроме субъективного восприятия основаны?
Кира Пластинина: На чем основан иск, мне не совсем понятно. Вообще про марку KIRRA я узнала только после того, как они обратились в суд. По концепции оба бренда, как мне кажется, не похожи. У KIRRA стилистика скорее спортивная. «Кирра» — это вообще название австралийского пляжа, популярного у серфингистов. Правда, со временем они расширили линейку товаров: у них появилась обычная молодежная одежда, бижутерия и даже парфюм. Но все равно мы совсем разные. И при регистрации нашего торгового знака в США никаких проблем с патентной службой не было. К тому же имя Кира в Америке не редкость — вспомнить хотя бы актрису Киру Найтли. И мне даже в голову не могло прийти, что кто-то решит, будто мое имя — это такая изощренная уловка в борьбе с конкурентами. Я, вообще-то, родилась раньше, чем появилась марка KIRRA… (Смеется.)
П.А.: Поскольку процесса еще не было, то и доказательств мы не видели. Они будут предъявлены непосредственно на процессе.
А как вообще можно доказать, что компания терпит убытки именно из-за того, что ее название похоже на имя другого бренда?
П.А.: В Америке существуют отработанные механизмы. Обычно истец обращается к специалистам, которые будут проводить мониторинг рынка, опрашивать потребителей. Если кто-то из них скажет: мол, я хотела купить шортики в магазине KIRRA, а по ошибке зашла в KIRA PLASTININA — это и будет доказательством смешения марок.
А чего хочет PacSun?
П.А.:
Иск, который они предъявили, можно было бы считать смешным, если бы не меры, которые уже введены. Сложность в том, что суд пошел навстречу PacSun, не дожидаясь окончательного рассмотрения дела, и удовлетворил их требования. А захотели они, чтобы Кире запретили не только продавать одежду под своим именем, но и вообще использовать его! Теперь при любом упоминании нужно уточнять, что Кира и компания-истец никак между собой не связаны. Это называется дисклеймер. Здравствуйте, меня зовут Кира Пластинина, я не имею никакого отношения к компании PacSun.
Вы это серьезно?
П.А.: Практически при любом упоминании! Особенно если речь идет о бизнесе или дизайне.
К.: Требования так абстрактно сформулированы, что теоретически можно придраться даже к моей страничке в Facebook. Меня вся эта ситуация, конечно, сильно расстраивает — отчасти потому, что все произошло неожиданно. Мало кто знает, насколько тяжело продвигать компанию на иностранном рынке, особенно на американском и особенно в кризис.
П.А.: Для многих бизнесменов Америка — это своеобразная Мекка. Открыть в Нью-Йорке свой магазин — престижно.
К.: Для меня Штаты — это страна безграничных возможностей, где люди достигают в творчестве невероятных высот. Здешняя бурлящая жизнь очень меня вдохновляет. Нам удалось выйти на американский рынок, но кто знал, что придется не только завоевывать признание публики, но и отстаивать право на собственное имя? (Грустно улыбается.)
А это вообще нормальная ситуация, когда жесткие меры применяются до того, как суд принял окончательное решение?
П.А.: Для американского права это норма. Потому что там каждый отдельно взятый судья — это закон. Он может применить в принципе любую меру, которая напрямую не противоречит закону. Другое дело, что здесь противоречие очевидно: право каждого человека называться своим именем и фамилией закреплено в Конституции США. Да любую международную конвенцию возьмите — Конвенцию ООН о гражданских правах, например, — везде будет сказано о том, что человек имеет право на самоидентификацию. А тут, представьте, Кира будет какую-нибудь официальную анкету заполнять — и что, каждый раз вписывать этот нелепый дисклеймер? Это же бред.
Может, они таким образом защищают отечественного производителя?
П.А.:
В бизнесе для достижения цели все средства хороши. И несмотря на то что марки различаются концептуально, в торговом бизнесе все друг другу конкуренты. Чем бы ни торговали. Я воздержусь от громких заявлений о том, что, дескать, это дискриминация российских бизнесменов… Не до такой степени все запущено, конечно, но тем не менее протекционизм существует. Ну попробуйте посмотреть на это дело глазами американского судьи: на одной чаше весов отечественная компания, которая давно существует на рынке, она уважаема, на бирже торгуется… На другой — молодой иностранный бренд. И вдруг между ними возникает спор. Конечно, судья перестраховывается и сразу накладывает жесткие ограничения.
Зачем уважаемой компании судиться с новичком?
П.А.:
Вообще компания PacSun, при всем моем уважении, известна тем, что много судится.
Это такая стратегия развития?
П.А.:
В принципе их можно понять. Чем чаще бренд упоминается, тем он популярнее, так ведь? Даже скандал — это хорошо, таков закон шоу-бизнеса, да и бизнеса в целом. Дела у PacSun, к сожалению, в последние годы идут не лучшим образом, это видно по падению их акций. А тут о них заговорили, по крайней мере в России. Мы в контексте нашей истории упоминаем и другие их марки, то есть бесплатно делаем им пиар.
При этом в иностранной прессе и на официальном сайте PacSun об этом деле информации мало…
П.А.: В Америке суд — это не новость, а норма. Вся страна ходит в суд как на работу. Но для Киры это испытание.
Еще бы… Кира, ты ведь учишься в школе? Тебе не кажется, что еще слишком рано для таких взрослых проблем?
К.: Нет, мне так не кажется! Наоборот, интересно, появляется стимул, хочется еще больше стараться.
П.А.: Она профессионал, хоть и молодой. А с профессионалами легко работать.

ОЛЬГА СИПЛИВАЯ

ПОЛНОЕ ИНТЕРВЬЮ ЧИТАЙТЕ В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА ОК!