Игорь Матвиенко

В преддверии своего 50-летия главный хитмейкер страны дал интервью OK!, в котором рассказал о том, сколько тысяч долларов нужно потратить на проект, чтобы тот стал успешным, почему он отказывается писать песни на заказ и из-за чего не идет с женой в церковь

Михаил Королев

К 50 годам Игорь Матвиенко подошел с багажом, которому позавидовал бы любой мужчина. План по «постройке дома, рождению сына и посадке дерева» он давно уже перевыполнил. Дом у него большой, загородный, деревьев вокруг — целый лес. Детей — пять: двое сыновей (младшему, Денису, — 8 лет, старшему, Станиславу, — 25) и три дочери (Насте — 22, Таисии — 12, Полине — 9). А уж в друзьях — вся страна. Хиты, написанные Матвиенко для «Любэ», «Иванушек», «Корней» и пр., играют «из каждой дырки».

Говорят, что все продюсеры несостоявшиеся артисты. В детстве, мол, они сами мечтают стать звездами, а потом, когда не получается, начинают избавляться от комплекса неполноценности за счет других. Это правда?
Ну то, что продюсеры — люди с большим количеством комплексов, это факт. А вот насчет несостоявшихся артистов… Лично я никогда не хотел быть звездой. Пел в своей жизни один раз, да и то меня заставили. Давным-давно я пытался поступить в Гнесинку, сдал все экзамены на пять, а на последнем собеседовании мне говорят: «Молодой человек, спойте что-нибудь». Я спел. И получил от комиссии от ворот поворот.
Как вы тогда стали продюсером?
А я им не становился. В советское время даже слова такого не было. Было такое понятие, как «художественный руководитель ансамбля». Когда я начал играть в разных коллективах, меня почему-то всегда им назначали, может быть, потому, что я лучше всех писал аранжировки. По своей сути я совсем не командир. А потом в связи с американизацией нашей страны в обиходе появились такие слова, как «пиар», «топ-менеджер», «дистрибьютер». Меня вот стали называть продюсером. Хотя мне кажется, я совсем другим занимаюсь. Я до сих пор художественный руководитель.
И сколькими артистами вы сейчас руководите? А то мы, признаться, уже запутались.
Да я и сам в них путаюсь. Возраст все-таки.
Давайте вместе посчитаем.
«Любэ», «Иванушки», «Корни», «Фабрика», Вика Дайнеко, «Мобильные блондинки», «Куба»… Все? Получается, семь.
И все зарабатывают?
В общем, да.
Кто больше всех?
В разные периоды по-разному. Когда в моде были так называемые корпоративы (хотя я не люблю это слово, это какой-то атавизм), большой доход приносили девчонки. Сейчас, когда количество «заказников» уменьшилось раз в тридцать, — наверное, «Любэ», которые чаще других играют кассовые концерты. Но если честно, я не веду никакой статистики.
А сколько денег нужно потратить для того, чтобы создать успешный проект? Вот прямо от и до?
Знаете, шоу-бизнес — это самый странный вид бизнеса, в нем ничего нельзя посчитать. Нет никаких конкретных цифр. Можно потратить на проект пять копеек — и заработать на нем миллионы. А можно вбухать несколько сотен тысяч долларов — и не добиться ничего.
Но вы-то должны знать, от чего это зависит?
Как ни крути, прежде всего от песен. Конечно, есть еще немаловажные нюансы — внешность исполнителя, харизма, «химия» какая-то. Даже когда говорят, что в «Мобильных блондинках» можно девушек заменить на любых других, я не уверен, что это так. Взял бы я других — и могло бы ничего не выйти. Но в любом случае главным критерием остаются хиты, а не длинные ноги или финансовые вложения. Если удается написать для новой группы мощный хит, а на второй год ее существования еще один, то можно сказать: проект состоялся. Вот сейчас везде крутят группу со странным названием «23.45». Песня «Я буду для тебя твоей малышкой», на мой взгляд, одна из лучших песен за прошлый год, если не лучшая. Записали они один хит, сняли на него дешевое видео — и пошло! Насколько я знаю, это уже любимая группа Аршавина, они к нему в Лондон летали. А вложений — пять копеек.
«Пять копеек» — типично продюсерское выражение. Сколько на самом деле?
Думаю, на все про все — вместе с записью, клипом и промоушеном — тысяч десять долларов они потратили, не больше.
А у продюсеров есть профессиональные мечты? Например, получить Grammy или заработать все деньги мира.
Лично мне вообще уже ничего не надо. У меня все есть. В мире шоу-бизнеса я давно живу по инерции.
Так ведь с тоски можно умереть.
Ну почему? Мы же говорим сейчас только о бизнесе. А это далеко не вся моя музыкальная жизнь.
Что еще?
Мне, например, — видимо, в силу возраста — хочется сейчас написать что-то серьезное, с симфоническим оркестром. Или, допустим, какое-нибудь хоровое произведение. Займусь этим в ближайшее время, и займусь с удовольствием. Это будет совсем не коммерческий проект, скорее всего, даже придется искать дополнительные инвестиции.
Но вы же все равно постоянно пишете для своих артистов песни. Получается, через силу, скрипя зубами?
Я так к этому не отношусь.
А как?
Я просто каждый день хожу на работу, как и все люди. Не на самую плохую работу, кстати. Так что ничего страшного. Да, приходится иногда себя перебарывать, как и всем. Главный момент, когда садишься за написание песни, — это побороть лень. А потом уже входишь во вкус.
А бывает такое, что не идет, хоть тресни?
Что значит «не идет»? Это же изначально не по щелчку пальцев получается. Я никогда не писал быстро, в день по пять песен, как некоторые. У меня всегда все довольно мучительно выходит. Бывает, одну песню по полгода пишу. Парит как раз не это. Парит, когда вдруг совсем не хочется, а надо. У нас ведь тоже есть дедлайны…
А как вы пишете? Я имею в виду сам процесс.
Сажусь за пианино, начинаю что-то наигрывать, придумывать ходы, все это записываю на магнитофон. Так может продолжаться неделю. Как правило, из огромного количества мусора что-нибудь обязательно произрастает. Главное — не лениться.

ЕВГЕНИЙ ЛЕВКОВИЧ

ПОЛНОЕ ИНТЕРВЬЮ ЧИТАЙТЕ В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА ОК!