Интервью с Кензо Такада
В столичной галерее «Триумф» при поддержке посольства Франции в России, компании Maison Dellos и журнала Vogue прошла выставка КЕНЗО ТАКАДА. Прославленный японский дизайнер провел в городе несколько насыщенных дней, посетив массу интересных московских мест, куда можно направиться во время зимних каникул. О своих впечатлениях маэстро поделился с ОК! <br />
Оставив свое детище — модный дом Kenzo — в 1999 году, господин Такада серьезно увлекся живописью. «Покинув основанный мной дом моды, я стал скучать, — признается кутюрье, — и живопись стала для меня своего рода терапией». В свои 72 года дизайнер сохранил неуемную жажду новых впечатлений. Поэтому-то он все больше путешествует, открывает для себя разные культуры и беспрестанно черпает вдохновение для своих упражнений живописью. Экспозиция, которую мастер лично представил в галерее «Триумф» на Ильинке, носит название Kenzo Nô. На многих картинах, которые были привезены в Москву, предстает сам автор с неизменной маской в руке — обязательным атрибутом театра но. В своих работах господин Такада соединил традиционную символику японского искусства с европейским прочтением. Впрочем, маэстро, известный как «парижский японец», этим и занимался всю жизнь в моде. А теперь и в живописи.
Вы представили ваши картины в Москве. Какова основная идея ваших работ, на что зритель должен обратить особое внимание?
Я не думаю, что должна быть какая-то идея. Я рисую для себя и делюсь своим видением со зрителями. Если кому-то понравится то, что я делаю, я буду просто счастлив. Рисование доставляет мне радость. Когда я держу кисть в руке, то забываю обо всем на свете. Я чувствую себя очень уверенно перед мольбертом.
Почему ваш выбор пал на галерею «Триумф»?
По большому счету я не знал ни одной галереи в городе и подумал, что профессионалы Maison Dellos, компании, пригласившей меня в Москву, сделают лучший выбор. Я познакомился с Дмитрием Ханкиным в Париже, и мне понравилось его видение жизни, так же как в дальнейшем я был рад встрече с господином Емельяном Захаровым. Меня порадовало расположение выставки — то, что она находилась рядом с Красной площадью. Это меня впечатлило. И мне очень понравилось, как оформили экспозицию.
Вы впервые посетили Москву в конце прошлого века. Какие перемены вам особенно бросились в глаза во время этого визита?
Когда я приезжал в Москву в 1995 году, у меня было не особенно много времени, чтобы хорошо узнать город, — я приехал всего на несколько часов на открытие своего бутика в ГУМе и был полностью занят коллекциями. За эти 16 лет с городом произошли грандиозные перемены. Эти широкие проспекты, чистые улицы и прекрасные люди, которые узнавали меня и дарили свои улыбки!.. Вечером — отличная подсветка, которую я видел только в самых крупных городах мира. А еще я почувствовал, что москвичи любят свой город и гордятся им.
Говорят, они изменились...
Россияне очень хлебосольные. Куда бы мы ни приходили, все тут же старались меня накормить и даже закормить. Мы были в гостях у рок-музыканта и певца Александра Градского. Я был сражен личностью и голосом этого человека! Как он поет арию Турандот! У меня слезы на глазах выступали от эмоций. Многие песни мне переводили, и я даже начал понимать русскую душу. Я научился говорить по-русски слово «хорошо». А в городе меня поразили пробки. Такого я точно нигде не видел: целый поток машин, которые ехали в восемь рядов! Невероятное зрелище.
Что вы почувствовали на Красной площади?
Я сразу узнал ее — по картинкам, которые видел еще в детстве. И я не был разочарован ее видом в реальности. Она впечатляет своей архитектурой и потрясающей энергетикой. Жаль только, что было очень холодно. В Москве я все время мерз, но русские согревали меня своим душевным теплом. (Улыбается.)
Как вам обновленный Большой театр?
Могу сказать лишь одно: грандиозно! Невероятно, что всё это построили люди своими руками. Всё сделано с такой любовью и честью, что я нахожусь под впечатлением и сегодня. Мы были на репетиции, и я видел, как прекрасная девушка исполняла свои па. Я был словно в сказке, так это красиво. Потом на новой сцене мы смотрели балет «Дон Кихот», и мне очень понравилось буквально всё: декорации, костюмы, музыка и, конечно же, исполнители. Особенно запомнился танец цыганки. С такой страстью танцевала эта балерина, а в конце замерла, откинувшись всем телом, что я не мог удержаться от возгласа восхищения. Я так хлопал, что отбил себе все ладони!
Вы не раз признавались в любви к русскому изобразительному искусству, вот и в этот приезд в Москву посетили Третьяковскую галерею.
Я был поражен этим музеем. Конечно, за небольшое время невозможно всё обойти и осмотреть, тем более что я люблю рассматривать картины медленно. Но могу отметить, что собрание старинных икон поразительно отображает историю вашей страны.
А вы хотели бы, чтобы ваши работы были представлены в этой галерее?
Вы, конечно, смутили меня этим вопросом... Чтобы мои картины могли занять место в такой прославленной и величественной галерее... Я обычный человек, рисующий для себя.
После открытия вашей выставки состоялся торжественный гала-ужин в ресторане «Турандот», меню для которого подготовил ваш личный шеф-повар Тойомитсу Накаяма. А еще вы побывали в «Кафе Пушкинъ» на дегустации икры. Где вам больше понравилось?
В «Турандот» я отметил бы прекрасный декор и костюмы, в которых официанты подавали блюда. «Кафе Пушкинъ» также меня заинтересовало — не только знаменитым именем, но и тем, как была организована дегустация икры. Еще я отметил бы ЦДЛ, поскольку и сам ресторан, и гостеприимство хозяев мне очень понравились. Еда была очень вкусной, я даже попробовал чебурек (он был невероятных размеров), а также рыбу, которой нет в Париже, — осетрину. Я не могу назвать вам мое любимое место в Москве, ведь я бы обидел этим других людей. Могу сказать абсолютно точно, что мне понравилось всё!