Светлана Ходченкова: «Я вообще была скромницей: не красилась, не выделялась»

Приятная новость: Светлана Ходченкова шагнула в Голливуд. И это не массовка, не эпизод, а главная женская роль в фильме «Росомаха».

Владимир Широков

Партнером Светы стал Хью Джекман, чей авторитет в мировом кино непререкаем. А вскоре нас ждет премьера российской картины с ее участием — фильм-катастрофа «МЕТРО». И здесь, судя по всему, мы увидим совсем неожиданную Ходченкову. Что ж, так держать, дорогая Светлана!

Света, признаюсь, я в шоке.

Что случилось? (Удивленно.)

Лет семь назад, когда мы снимали передачу у тебя дома в Железнодорожном, ты сказала, что ненавидишь розовый цвет. А сейчас ты в розовом.

Господи, как давно это было… Не могу сказать, что отношение к розовому поменялось у меня кардинально, розовый — он же тоже разный бывает. Вот такой оттенок, как у моего свитера — брусничный, мне нравится, а так я по-прежнему не питаю к розовому теплых чувств. Есть такая стойкая ассоциация — блондинка в розовом, да еще и за рулем, не дай бог. (Смеется.)

Будь спокойна, такое клише тебе точно не подходит! Насчет «давно — недавно». Скажи, на каком этапе твоя жизнь из прошлой превратилась в настоящую?

Наверное, когда я закончила институт.

А ты, кстати, Щукинский институт закончила? У тебя есть диплом? Ты же там то училась, то не училась. Я помню, ты говорила, что экзамены из-за съемок сдавала по телефону.

Было дело. Нет, диплом я так и не забрала.

Света, тебе не стыдно? Артистка Ходченкова без высшего образования…

…и снимается в Голливуде. (Смеется.) Ты знаешь, стыдно. Безумно стыдно. У меня нет времени, чтобы забрать диплом, это же всё не так просто: нужно экзамены досдать, а для этого надо заниматься. Просто так за красивые глазки мне диплом никто не выдаст. Да и мне самой было бы неловко просто приехать и забрать.

А какие экзамены еще надо сдать?

Русскую литературу, философию и что-то еще… А, и общий экзамен. Всего три экзамена.

Светлана Ходченкова

Ты считаешь, это невозможно?

Конечно, возможно! Не могу сказать, что я лентяйка, можно найти время в графике, но я сейчас пока не вижу в этом смысла. Вот чуть-чуть свободнее стану, еще чуть-чуть поснимаюсь...

В Голливуде.

В Голливуде, да. Потом этим займусь.

Я не помню того момента, когда вдруг хорошая артистка Светлана Ходченкова начала сниматься в Голливуде. С чего всё началось?

Я думаю, началось всё с фильма «Шпион, выйди вон!». Это был британский проект, с которым мы в прошлом году ездили на Венецианский фестиваль. У этого фильма было несколько номинаций на «Оскар», было безумно приятно.

А как ты вообще попала в этот проект?

Каким-то чудом. У меня в жизни всё время происходят чудеса. Потому что, знаешь, не думала не гадала — и вдруг я, еще совсем молодая актриса, в Венеции, а теперь в Австралии. Если бы мне сказали об этом лет пять назад, я бы не поверила.

И как все-таки это чудо произошло?

А как чудо обычно происходит? Внезапно. Прислали сценарий, записали пробы, отправили по электронной почте в Великобританию, там режиссер из тысяч желающих разглядел...

Из тысяч?

Не знаю, как было на самом деле, но мне приятно думать, что из тысяч. (Смеется.) По крайней мере, хороших русских актрис много пробовалось.

Я, честно говоря, не видел этот фильм, у тебя там большая роль?

Нет, небольшая. Хотя именно благодаря этому маленькому появлению в такой картине мне удалось попасть в «Росомаху».

А ты в совершенстве знаешь английский?

Да, я говорю по-английски. Но всё равно это большая проблема, потому что одно дело, когда ты с режиссером говоришь на одном языке, и можешь всё объяснить, и всё понимаешь, а другое дело, когда режиссер вдруг откуда-то из угла тебе что-то кричит, а ты слышишь только эхо.

Но это мобилизует.

Это очень мобилизует. Правда.

Света, говорят, если малоизвестная актриса снимается с Брюсом Уиллисом или Брэдом Питтом, то звезда в кадре с такой актрисой не встречается. Это правда?

У меня такого не было. Более того, Хью Джекман, с которым я снималась, выходил на площадку, просто чтобы мне помочь. Он меня очень поддерживал. Он потрясающий человек. Как он поет, боже мой! У нас была вечеринка, как раз он и устраивал — просто собрал всех актеров, продюсеров, режиссеров. Такая прощальная вечеринка. Хью говорил всем спасибо и в конце предложил устроить караоке. Когда он начал петь, я была поражена, насколько он одаренный человек.

Как долго ты снималась в «Росомахе»?

Два с половиной месяца. Мы снимались в Японии и в Сиднее.

Скажи, после тех съемок ты приехала в Россию другим человеком, вернулась будто с другой планеты?

Нет, мне кажется, ничего не изменилось. Единственное, сейчас я, наверное, лучше понимаю, что правильно, что неправильно на площадке. При этом я не могу сказать, что приехала испорченная той хорошей жизнью, просто мне кажется, что теперь я знаю, что такое норма, знаю, как должно быть.

И как должно быть?

Должно быть уважение к актеру: он приходит на площадку — и всё готово для его работы: художники по гриму и костюмеры уже на старте, чтобы актер сразу начал готовиться к выходу, а не думал, что вот платье мне велико, потому что не подшили, или по гриму что-то не купили, и теперь мне тон не подходит.

Света, ведь практически никто из наших актеров в Голливуде карьеру не сделал, как ни пытался. У тебя, похоже, есть иллюзии на этот счет.

Есть иллюзии, да, я в этом смысле тщеславна немножко. Я хочу там поработать. Я с тобой не совсем согласна: многие наши актрисы там снимаются, вот Юля Снигирь в «Крепком орешке» снялась. Я очень рада за нее. Опять же Оля Куриленко. Не знаю, можно ее считать нашей? Впрочем, она же говорит по-русски.

Скажи, ты легко перенесла эти несколько месяцев в чужой стране, или были психологические сложности?

Нет, нелегко, было тяжело. Далеко от родины, всё время на чужом языке. Мне хотелось скорее вернуться в наши пробки, в родной заснеженный город. Когда я делилась этими мыслями, мне говорили, что я сошла с ума. Никогда бы не подумала, что буду так скучать по родным местам. Сейчас такой кайф получаю от того, что четыре часа простояла в пробке где-нибудь на МКАДе. (Смеется.)

Впервые слышу такие радостные слова в адрес московских пробок!

Ну, я знаю, что через четыре часа доеду и смогу пообщаться со своими друзьями, смогу с мамой нормально пообщаться. И сделать все дела, и пойти в любое заведение, в какое хочу и во сколько хочу, а не как на Западе — в девять всё закрыто, и ты никуда не попадешь. В этом смысле там тяжеловато.

А ты любишь спонтанность, да?

У меня только так всё и происходит. Всё, что планировалось, — не сбылось, а всё, что не планировалось, о чем даже не грезилось, не мечталось, — всё получается.

Интересно, что же планировалось и не сбылось?

Доктором я хотела стать, но с химией не дружила — не получилось. В театре я хотела работать — не пошло, потому что кто меня с таким графиком возьмет.

Светлана Ходченкова

Понятно. Света, ты только что снималась в Японии. Но ведь это не первая твоя японская эпопея. Ты, еще будучи школьницей, ездила туда по контракту — как модель. Удивительно, что мама отпустила тебя в таком юном возрасте одну в Японию.

Да, удивительно. Я ведь тогда еще спрашивала у мамы разрешение, чтобы с подружками погулять рядом с домом, а вот в Японию она меня отпустила легко. Сказала, что там другая ситуация — там никто на улицах не обидит.

Было страшно — впервые так далеко уехать от родного дома?

Было очень страшно, конечно. Это было в первый раз, вообще была моя первая заграничная поездка. Я даже звонила, просила маму, чтобы она меня забрала. Как из пионерских лагерей звонят детишки, вот я так же плакалась.

Ну, это эмоции. А чем было продиктовано твое решение стать моделью? Хотелось вырваться из суеты, из полубесцветной жизни в подмосковном Железнодорожном?

Ни о чем таком я не думала, мне просто хотелось ходить по подиуму. Помню, я еще в младших классах смотрела все эти передачи про моду, про моделей, дома репетировала, дефилировала, потом девочек на переменах учила. Мне хотелось этого. Потом уже в модельном агентстве мне сказали, что рост у меня немного неподходящий — маловат для подиума, что надо двигаться в сторону съемок для журналов. Я так плакала! Мы с мамой недавно это вспоминали. Чего плакала-то? (Смеется.)

Ты мне рассказывала, что одноклассники тебя недолюбливали. Почему?

Я помню, что они, по большей части мальчики, были очень удивлены, что как это Ходченкова поехала работать моделью в Японию. Я вообще была скромницей: не красилась, никогда особо не выделялась. Была таким гадким утенком. Мне всегда казалось, что я слишком худая, уши у меня не такие, как надо. Другие девочки казались мне такими красивыми! Я себе более-менее нравиться стала, когда уже моделью работала и когда мне начали говорить, что это у меня неплохо получается и вот то тоже ничего.

Скажи, а ты в детстве была общительной?

У меня была одна подружка или две максимум, мне этого было достаточно. И сейчас так же, я не могу сказать, что у меня какое-то безумное количество друзей, человек пять есть самых лучших, и мне больше не надо — чего распыляться. Есть знакомые, хорошие знакомые, но друзей не может быть много.

У тебя же достаточно скромная семья, мама, кажется, строитель?

Да.

И сейчас работает строителем?

И сейчас работает.

А могло так сложиться в жизни, что ты бы пошла по стопам мамы?

Вряд ли. Я с детства понимала, что это нелегко и я так не хочу. Я всё время мечтала о том, что буду жить где-нибудь за границей, буду прилично зарабатывать и помогать маме. Мне всегда хотелось помогать маме. Это единственное, что я знала про себя тогда.

Сейчас ты помогаешь маме?

Конечно. Так сложилось, что я теперь у нас за старшую. (Смеется.) Очень хочется маму беречь, оберегать, холить и лелеять.

Вы с мамой вдвоем жили, отца не было?

Нет, не было.

Ты ощущала отсутствие полноценной семьи?

Нет, не ощущала, потому что мне не с чем было сравнивать. Одно дело, когда ребенок растет в полной семье, а потом вдруг папа уходит. Я росла с пеленок в этой ситуации. У меня мама была и за маму, и за папу — «мапа», как говорят.

А ты папу даже не знала, не общалась с ним?

Нет, были моменты, когда мы общались, когда я уже повзрослее стала.

В детстве у тебя не было комплексов из-за того, что, может, денег на что-то не хватало, что ты одевалась скромнее других?

Вот в этом плане комплексов не было никогда. Мама и шила, и вязала, и всё делала для того, чтобы я не выглядела и не чувствовала себя хуже остальных. Мне не было плохо. Было тяжело в каком-то материальном плане, но мне мама как-то старалась объяснить это, и я понимала, что нельзя просить у нее больше того, что она может дать.

То есть ты не была избалованной.

Нет-нет. Надеюсь, что и до сих пор не избалована.

Это хорошо. Света, ты ведь перед театральным институтом сначала поступила в какой-то другой вуз. Потому что еще не знала себя или чего-то боялась?

Да, было такое. Поступила в Институт мировой экономики и информатизации. Не знаю, существует ли он сейчас. Наверное, это были и поиски себя, и частично я сделала это из уважения к маме, потому что она хотела, чтобы у меня была профессия, связанная с экономикой, чтобы можно было потом заработать. И то, что я изучала иностранный, — это тоже было мамино желание, потому что я к английскому достаточно холодно сначала относилась.

А почему всё поменялось и ты решила стать актрисой?

Вот передач ваших насмотрелась.

В смысле?

Помню как-то смотрела твою программу «Кто там...» на «Культуре» о начинающих артистах. Как-то заинтриговало меня это, заинтересовало, я раньше никогда не думала, что можно просто так поступить в театральный. Мне казалось, что можно поступить только по блату. И вдруг я увидела людей, которые пока не на слуху, но, видимо, успешные артисты, раз о них Вадим Верник снимает передачу. Я думала: а почему нет, а почему мне не попробовать?

Мне очень приятно это слышать.

А мне как приятно, что с твоей подачи всё и началось.

Позже я уже о тебе снимал сюжет в «Кто там…», когда ты снималась у Станислава Говорухина в фильме «Благословите женщину». Ты была сосредоточенная, отрешенная и намного полнее, чем сейчас.

Я очень набрала в весе, когда поступила на первый курс в театральный. Поправилась на нервной почве, потому что ужасно боялась, что меня отчислят. Я же пионер — мне всегда нужно было быть вовремя на репетициях, в институте...

Сколько ты набрала?

Я не помню точно... килограммов пятнадцать.

Действительно много. Ты страдала из-за этого, чисто по-девичьи?

По-девичьи да, мне было очень неуютно. Но потом, когда я вернулась в свою нормальную форму, про меня стали писать гадости, что вот сидит на диетах, голодом себя морит и в обморок падает.

Подожди, ты хочешь сказать, что совершенно органично поправилась на пятнадцать килограммов, а потом...

Так же органично пришла в форму.

Но ведь Говорухин не утвердил бы тебя в свою картину, если бы ты была такая, как сейчас?

Я тоже думаю, что не утвердил бы.

Светлана Ходченкова

Скажи, то, что ты достаточно рано сыграла главную роль у культового режиссера Говорухина, придало тебе уверенности в себе?

Были сомнения, потому что после съемок этого фильма предложения на меня не посыпались. И не было того, что я проснулась наутро знаменитой: спокойно ездила в метро, никто автографы не просил. Что-то изменилось, когда я уже отснялась во втором фильме у Станислава Сергеевича — «Не хлебом единым». Начались спектакли, а так, чтобы предлагали новые съемки, такого не было.

Но тебя в кинематографическом мире всё равно заметили.

Наверное, кто-то кому-то что-то сказал — после премьеры этих фильмов какие-то знакомства появились.

Ты недавно снималась у Валерии Гай Германики. Она очень талантливая и при этом экстравагантная девушка, и мне кажется, вы совсем разные.

Я была уверена, что мы очень разные. Я была выдрессирована Станиславом Сергеевичем Говорухиным, а Гай Германика… Ее фильмы я смотрела… сквозь пальцы. Когда меня пригласили к ней на пробы в проект «Краткий курс счастливой жизни», я пришла просто познакомиться. Я откровенно сказала, при ней и при продюсере, что не буду пробоваться, пришла только ради знакомства. Вся страна только о Гай Германике и говорила, кричала прямо. Мне захотелось посмотреть в глаза этому человеку. Посмотрела, и мне понравилось то, что я увидела, и то, как мы поговорили. И меня даже убедили попробоваться, ну так, на всякий случай. Попробовали, всё случилось, и я горжусь этим проектом. Иногда мне неловко смотреть свои фильмы и видеть себя на экране. Здесь же я верила себе, верила режиссеру. Я верила во всё, что говорила. А так как нам разрешали, даже убедительно просили говорить от себя, а не по сценарию, как-то всё сложилось — петелька-крючочек, как любят говорить артисты.

Послушай, так может, уже и не нужен диплом Щукинского института? Надо было просто сняться у Говорухина и Гай Германики, и вот они — актерские университеты.

Все-таки нет, я считаю, образование актеру нужно: одно дело, когда у тебя есть фактура, ты органичен в кадре, другое дело, когда есть какие-то вещи, которые надо знать.

У вас с Валерией Гай Германикой не было конфликтов на площадке?

У нас были рабочие отношения. Я не могу сказать, что мы великими друзьями остались. Она со всеми очень уважительно общается — исключительно на вы. Прошлой зимой мы встретились на каком-то мероприятии и снова были на вы.

Высокие отношения!.. У тебя уже много картин и много главных ролей.

Да, приличное количество, я никогда не считала сколько. У меня, наверное, немножко нетрадиционные для артиста представления о том, как нужно выбирать проекты. Допустим, мне более-менее нравится сценарий, но если партнер отличный, я точно соглашусь. Например, в фильме «Метро», который скоро выйдет на экраны, меня подкупило то, что там снимаются Сергей Пускепалис и Анатолий Белый. Ну и сама история.

«Метро» — это же фильм-катастрофа? Атмосфера таинственности чувствовалась на съемочной площадке?

У меня было ощущение, что я немножко не из того фильма играю роль, потому что нас так разделила граница этого подземного мира: практически все персонажи под землей, а я над землей. Моя героиня мечется в поисках мужа, дочери, плюс сами семейные взаимоотношения непростые — любовный треугольник. Мне как актрисе было важно всё так разложить, чтобы в итоге это не превратилось в плач Ярославны. Мне было интересно с этим справиться.

Скажи мне, а сама ты сегодня счастлива в личной жизни?

Абсолютно. Я могу сказать так: я абсолютно уверена в человеке, который рядом со мной, я уверена в своем завтрашнем дне.

Раньше этого не было?

Раньше этого не было.

Притом что ты была замужем, всё равно был «студенческий энтузиазм»?

Не знаю. Сейчас у меня всё по-другому. Надежно, основательно.

Ты была замужем за актером. А может, вообще лучше, когда актриса живет не с актером, а с человеком из другого мира? Актеры нередко люди тщеславные, самовлюбленные, зацикленные на профессии.

Я не могу это утверждать на сто процентов, потому что есть масса счастливых актерских семей. Но для меня, наверное, да, это не мой вариант. В моей семье актер должен быть один. И это я.

Все-таки почему?

Почему? Ты меня таким простым вопросом в тупик поставил. (Смеется.) Наверное, потому, что я не верю актерам, у меня ощущение,

что они всегда играют, и даже вне площадки они ведут себя как на съемках. Не знаю, может, это мои глупые фобии. Это притом что у меня куча друзей-артистов, хороших знакомых мужчин-артистов.

Твой нынешний молодой человек не из мира кино?

Нет, он занимается другим делом. (Улыбается.)

Как давно вы вместе?

Дай подумать… (Смеется.) Я нетипичная девочка, я забываю важные даты, мне иногда так неловко... Два года, в январе как раз два года.

Как планируете отмечать?

В теплых краях, где всё и зародилось. У нас же дни рождения рядом: у него 20 января,

у меня 21-го. И мы общий день рождения отмечаем в ночь с 20-го на 21-е. Но зато очень хорошо, наши друзья собираются вместе, общая компания.

Вы познакомились на отдыхе?

Нет, мы познакомились через нашу общую знакомую, Настю Задорожную, оказались в одной компании здесь, в Москве.

Скажи, ты увидела Георгия и сразу поняла, что это твой человек, или нужно было, чтобы прошло какое-то время?

Слушай, это так стыдно, я влюбилась с первого взгляда. Увидела его и влюбилась. Я даже Насте призналась. Потом прошел год, пока я разобралась в себе и что-то случилось.

А он терпеливо ждал тебя весь этот год?

Егор вообще не знал, что я в него влюблена. Я и сама в какой-то момент уже не думала о нем. А потом он как-то помог мне в одном вопросе, еще помог, просто так, по-дружески. И я стала понимать, что раз человек для меня так много делает, то, наверное, любит. Знаешь, я везучая, я ведь всегда знала, что мой мужчина будет хорошо готовить. И он потрясающе готовит, какие-то ресторанные шедевры. И у меня теперь свое, женское понятие: кормит — значит любит.

То есть он готовит, а ты нет?

Готовлю, но у меня всё должно сойтись в одной точке — настроение, время и чтобы продукты нужные были в холодильнике.

А для Георгия главное — уловить твое настроение и приготовить то, что ты хочешь, так?

Он чувствует, ему не надо ничего ловить, он всё чувствует. Кстати, с ним я наконец-то стала есть мясо. Я много лет не ела мяса, и не по каким-то вегетарианским убеждениям, просто мне не хотелось. В какой-то момент я поняла, что очень сильно похудела, и доктора говорили, что это из-за того, что не хватает мышечной ткани, потому что я не ем белок. И тут меня прямо накрыло, у меня какая-то «мясная» ломка началась — я стала есть очень много белка. (Смеется.)

Света, семь лет назад ты говорила мне, что не знакома с Интернетом и тебя это совершенно не интересует. Надеюсь, всё изменилось?

Время течет, всё меняется, и даже Ходченкова надела розовый свитер и научилась пользоваться Интернетом. (Смеется.)

Сейчас, я вижу, ты и айфоном пользуешься.

Сейчас да, я человек Instagram’а — я там живу. А ты там зарегистрирован?

Теперь точно зарегистрируюсь, и в следующий раз мы встретимся с тобой уже в этом прекрасном мире.

Обязательно встретимся! Фотки друг другу покидаем. (Улыбается.)