«Шоу-бизнес - это джунгли, где выживает сильнейший и тот, у кого самая лучшая стая»

Известный PR-специалист Екатерина Дзергун о том, как стать успешным PR-менеджером, кому не место в профессии, какие инструменты помогут сделать артиста знаменитым и можно ли из любого ребенка слепить звезду?

Екатерина Дзергун

Автор статьи: Юлианна Степогубова

Катя, расскажите, какими проектами вы сейчас занимаетесь?

Я уже 5 лет являюсь PR-директором Академии популярной музыки Игоря Крутого. В 2015 году Игорь Яковлевич принял решение об открытии высшей школы подготовки молодых артистов, певцов и музыкантов. И еще до запуска проекта он пригласил меня к сотрудничеству. За эти несколько лет я выстроила поэтапную стратегию промо-продвижения Академии и реализовала множество успешных PR-акций, благодаря чему компания уверенно завоевала лидирующие позиции на рынке. Сейчас Академия является единственной продакшн компанией, производящей лучшие телевизионные программы для детей и подростков. Среди наших проектов «Детское Евровидение», «Детская Новая волна», «Рождественская песенка года», «Битва талантов» на МУЗ-ТВ, «A-teens чарт на RU TV», «Девичник Teens Awards». Без преувеличения могу сказать, что именно за счет широкого освещения деятельности Академии в СМИ выработан имидж лучшей продюсерской компании для детей. Нас знают далеко за пределами России, дети из разных городов и стран желают принять участие в наших проектах и учиться в Академии. Кроме того, я занимаюсь PR-продвижением таких артистов, как Бьянка, Кристина Асмус и помогаю начинающим талантам в продвижении на большой сцене.

Работа в сфере PR в шоу-бизнесе - это была мечта с детства или стечение обстоятельств?

Мне с детства были интересны звезды и всё, что с ним связано. Шоу-бизнес буквально манил меня. В 16 лет я осознала, что у меня неплохо получается трансформировать этот свой интерес в профессиональную деятельность. Я вела собственную колонку в журнале «Антенна» в Минске и во время интервью познакомилась с самой популярной на тот момент певицей Беларуси - Инной Афанасьевой. Спустя несколько недель она уже предложила мне попробовать себя в качестве ее PR-менеджера. Началась очень увлекательная жизнь с гастролями и концертами. Немного страдала учеба в выпускных классах, но зато я получала бесценный рабочий опыт. Далее был переезд в Москву и учеба в МГУ им. М.В.Ломоносова. Работала я с первого курса, хотя первые четыре года в российской столице моя работа была связана с шоу-бизнесом весьма косвенно. Своей настоящей школой я считаю сотрудничество с продюсерским центром Максима Фадеева, куда меня пригласили в 2008 году. В общей сложности наша совместная работа продлилась пять лет. Я возглавляла PR-отдел и курировала промо-кампании артистов, среди которых были группа SEREBRO, Юлия Савичева, Глюк`oZа, Наргиз. В 2011 году я основала PR-агентство «The AGEncy of PRide», мы специализируемся на продюсировании, PR-поддержке, концертном менеджменте, event-менеджменте, advertising-менеджменте. Мне по-настоящему повезло работать с лучшими из лучших. Среди моих клиентов: Светалана Лобода, Академия Игоря Крутого, ПЦ Михаила Гуцериева, Бьянка, Филипп Киркоров, Лолита, Кристина Асмус, Дакота, Lara Fabian, Анна Седокова, Тимур Родригез, T-killah, Тина Кароль, Елена Максимова, Влад Топалов, Юлия Михальчик и многие другие знаменитости. Для меня очень ценно, что с большинством артистов мы сотрудничаем на протяжении многих лет. Я горжусь нашими совместными достижениями.

Где можно научиться ремеслу PR? Дайте советы молодым людям, мечтающим освоить эту профессию и работать в шоу-бизнесе. С чего начать?

На мой взгляд, в учебных заведениях можно получить только базовые теоретические знания, далее квалификация PR-специалиста зависит исключительно от его включенности в профессию и наработанного опыта. В нашей сфере знания без практики - это ничто. Тем, кто по-настоящему мечтает освоить эту профессию, я бы посоветовала наблюдать за артистами разного уровня (русскими и западными) и за работой их PR-команд. Одно из важнейших качеств для PR-специалиста - это коммуникабельность. Нужно уметь договориться с кем угодно и о чём угодно. От этого зависит успех проекта. А еще, по моему мнению, залог успеха карьеры PR-менеджера - это уровень эмоционального интеллекта (EQ), то есть способность человека распознавать эмоции и намерения, мотивацию и желания людей, а также умение этими эмоциями управлять и настраивать себя определенным образом для решения тех или иных задач. Я убеждена, это самое ценное для любого PR-специалиста при работе как с клиентом, так и с прессой и партнерами. Более того, есть масса компетентных исследований, подтверждающих, что уровень EQ - это навык будущего. Преуспевать в любом деле будут люди с нетривиальным уровнем эмпатии.

Для чего артисту нужен PR-менеджер в современных реалиях, когда любой может достучаться до многотысячной аудитории с помощью TikTok, Instagram, YouTube и соцсетей?

На грамотном PR-продвижении держится успех любого артиста. Я не знаю ни одного популярного музыканта без личного PR-менеджера. Более того, работа PR-специалиста - это не пресс-менеджмент, который направлен только лишь на выстраивание отношений со СМИ. PR - это целая масштабная концепция продвижения, продуманная пошагово на несколько лет вперед. Миллионные просмотры в Youtube и соцсетях - это тоже работа PR-менеджера. Как подать новость, чтобы ее ставили в прессу? Как снять клип, чтобы его взяли телеканалы? Как распространить материал в соцсетях, как сделать его вирусным? Всё это задачи PR-специалиста. Мы уходим от классической схемы промо-кампаний и PR адаптируется под современные реалии. Стоит отметить, что понятие PR-менеджмента сильно отличается в российском понимании и западном. У нас PR-специалист - это стратегически важный человек в команде, который зачастую берет на себя всё: от концепции продвижения до организации мероприятий и рекламных контрактов. Скажу больше, рынок меняется стремительно, нужно постоянно держать руку на пульсе. Я многому учусь у западных коллег, большинство прогрессивных стратегий продвижения проектов приходит именно оттуда. А далее я уже успешно адаптирую всё под российские реалии.

С кем работать сложнее - с начинающими артистами и проектами "с нуля" или с уже состоявшимися звездами?

Намного сложнее работать с начинающими артистами. Тут PR-менеджер не только выполняет свои непосредственные задачи, но и параллельно проводит разъяснительную работу по всем процессам, а иногда выступает и психологом. Молодые исполнители ничего толком не знают и пока не разбираются в механизмах шоу-бизнеса. Там, где известному музыканту всё априори ясно, новичку приходится разжевывать каждое действие, как маленькому ребенку, объясняя, почему надо сделать так, а не иначе. Это эмоционально затратно. А зачастую артисты «с нуля» считают, что они уже умнее менедежров и сами всё знают. Тогда работа превращается в непрерывную борьбу. Вывести новый продукт на рынок куда сложнее, чем удерживать позиции уже известного бренда. Поэтому стоимость услуг PR-специалиста для начинающих артистов существенно выше.

Многие артисты уверены, что грамотный PR-менеджер способен сделать звезду из любого человека. Так ли это на самом деле?

Это действительно так. Но важно найти серьезного и грамотного специалиста. Увы, в нашем деле много людей, которые лишь выдают себя за профессионалов. Лично я четко знаю механизмы, с помощью которых могу вывести любого артиста в топ. При работе со мной это только вопрос времени. Для кого-то нужно несколько месяцев, для кого-то несколько лет. Всё зависит от базовых исходных данных артиста. Но то, что я приведу вас к успеху, - это однозначно. Главное, набраться терпения!

Вы уже упомянули о детских проектах в рамках сотрудничества с Академией популярной музыки Игоря Крутого. В чём специфика работы с детьми?

Я обожаю работать с детьми! Сейчас огромное количество невероятно талантливых ребят. К тому же, пространство для маневра тут просто огромное, в нашей стране еще не так развит детский шоу-бизнес, как в Америке. Мне ценно стоять у истоков его развития в России. Мне ценно помогать юным талантам выходить на большую сцену. Моя политика в работе с любым клиентом, взрослым или маленьким, - не ломать индивидуальность. Напротив, грамотно обрамлять ее и преподносить публике в красивой обертке. Ведь зритель всегда чувствует фейк. Нельзя искусственно слепить что-то из человека, если это ему не свойственно. Поэтому я стремлюсь показывать в наилучшем свете исходные данные ребенка, не переделывая его.

С каким клиентом вы никогда не станете работать? И почему?

Точно никогда не стану работать с тем, у которого есть деньги, но нет таланта. Никакими бюджетами нельзя купить интерес публики. Я не возьмусь за такого клиента, просто чтобы не обманывать его ожиданий и не тратить его деньги. Буквально на первой встрече я уже могу определить, получится ли у того или иного человека стать известным. И всегда озвучиваю напрямую перспективы сотрудничества. К тому же, есть категория людей, которые совершенно неадекватно оценивают себя и считают, что если он записал первую песню, то через месяц уже должен появиться на всех центральных телеканалах. С такими тоже работать невозможно. Нужно помнить, что шоу-бизнес - это джунгли, где выживает сильнейший и тот, у кого самая лучшая стая. Тут я подразумеваю команду, в которой PR-менеджер является ключевым звеном.

Ваши дальнейшие карьерные планы?

Сейчас мне крайне интересен шоу-бизнес США. Я вижу огромную перспективу, как для российских артистов в Штатах, так и для американских в России. У меня есть на примете несколько интересных талантов из Америки, а также предложения от крупных звукозаписывающих компаний в США.