Вонг Кар-Вай

На последнем Каннском фестивале знаменитый режиссер говорил с ОК! о Мадонне, своих черных очках и новом фильме «Прах времен», который появится в кинотеатрах 28 августа 

Camerapress/Fotobank

Фотографии слева направо:

- с Джудом Лоу и Норой Джонс на премьере «Моих черничных ночей» на прошлогоднем Каннском фестивале

- Вонг Кар-Вай обязательно приезжает на фестиваль с любимой супругой Эстер и сыном Ченгом, которому уже 13 лет

- Мелодрама «Любовное настроение» (2000), по признанию журналистов, и правда создает настроение влюбляться…

- Киноальманах о физической любви «Эрос» (2004) Кар-Вай снял вместе с Содербергом и Антониони

- Драма «2046» (2004), по словам критиков, похожа на все предыдущие фильмы Кар-Вая, и тем она прекрасна!

Потом, правда, он решил пойти в телевизионную школу и даже писал сценарии, но они были откровенно слабые. В 1988-м Кар-Вай решился на съемки своего первого фильма, и вполне объяснимо, почему картина «Пока льются слезы» была сделана в жанре гангстерского боевика, — просто ничего другого от режиссера из Гонконга никто и не ожидал. Но стилистика боевика оказалась настолько необычной, что местные критики захлопали в ладоши: у них появилась новая звезда. А пару лет назад режиссер решил создать первый фильм на английском языке с действительно звездным составом: Джуд Лоу, Натали Портман, Нора Джонс. «Мои черничные ночи», конечно же, взяли на открытие Каннского фестиваля, и картина произвела такой фурор, что теперь даже в маленьком бельгийском городке или техасской деревне можно найти людей, которые слышали о режиссере из Гонконга. После этого все ждали от него еще один голливудский хит, но Кар-Вай вдруг взялся за ремейк своего собственного фильма «Прах времен», который все русские зрители смогут увидеть в кинотеатрах начиная с 28 августа. Фильм с одноименным названием, вышедший в 1994-м, многие поклонники мастера называют лучшим в его коллекции, так зачем же ворошить прошлое?

Мистер Кар-Вай, неужели после феерического успеха «Моих черничных ночей» у западного зрителя никто из продюсеров не заказал вам еще один англоязычный фильм? Почему «Прах времен»?

Хм, во-первых, мы же не в ресторане, чтобы кто-то заказывал мне фильмы, как лапшу или пельмени! У меня до сих пор не было ощущения законченности той картины. И потом, в прокате оказалось сразу несколько версий фильма, которые я не одобрял. Мне захотелось просто исправить ситуацию и сказать в этой картине все, что я могу. Раньше у меня не было технической возможности это сделать.

Честно говоря, это звучит как пожелание «переписать прошлое». У вас часто возникают подобные мысли?

А вы разве не подчистили бы что-нибудь в своем прошлом, будь на то ваша воля? На самом деле все эти философские рассуждения о том, что люди ничего не хотят менять, потому что тогда это была бы уже не их жизнь, — все это довольно условно. Я просто стараюсь быть честным, вот и все.

Вы уже можете себе позволить диктовать условия, или за продюсерами все равно последнее слово?

Не работаю под диктовку никогда!

Многие мои коллеги по фестивалю здесь, в Каннах, предупреждали, что из Кар-Вая нереально «что-нибудь вытащить». Это такая восточная мудрость — на трудные вопросы отвечать только «да» или «нет»?

Это моя свобода. Я могу отвечать на вопросы, если хочу этого. Кстати, вы что же, приехали ко мне, чтобы «что-то из меня вытащить»?

Это скорее журналистское выражение. Но мне, например, действительно любопытно, почему мы никогда не видели вас без черных очков и почему вы игнорируете вопросы на эту тему?

Я же говорю, мне нравится делать так, как мне удобно. Иногда это позволяет абстрагироваться от ненужного контакта с людьми — что-то вроде защиты.

Неужели журналистка из России может заставить вас почувствовать себя... беззащитным?

В какой-то мере, я ведь ненавижу краснеть. (Смеется.) Слушайте, ну давайте следующий вопрос!

Хорошо. Я довольно часто слышала мнение, что у вас на родине, в Гонконге, далеко не все приняли вашу манеру снимать кино: реалистичность, крупные планы, минимум стрельбы и погонь. Неужели за границей вас любят больше?

Понимают больше. В Гонконге действительно не все готовы пойти в кино не на экшн-фильм. А в Европе многие ждут именно этого. Обидно ли мне? Нет, абсолютно, я не делю своих зрителей по национальному признаку.

Кстати, это правда, что в самом начале карьеры вам очень помог Квентин Тарантино?

Да. Квентин — необыкновенный режиссер, он чувствует восточную культуру получше многих из нас. Его похвала высоко ценится в Голливуде, и поэтому меня заметили в Штатах. Он сегодня, кстати, обещал выпить со мной бокальчик вина. Хотя одним бокальчиком мы еще никогда не ограничивались. (Смеется.)

Это правда, что скоро вы приедете в Россию, да еще и с Николь Кидман?

Да, мы будем снимать фильм, и Николь уже дала свое согласие. Мы как-то говорили с ней по телефону, и она призналась, что мечтает своими глазами посмотреть на Россию. Меня тоже с детства притягивает ваша страна.

А вот в России мы все больше интересуемся восточной культурой. Сегодня в Москве почти все умеют есть палочками.

А зачем?! На самом деле сейчас ощущается бум на Россию. Хотя мне как мужчине это вполне понятно: у вас очень много красивых женщин. (Улыбается.)

Кстати, о красивых женщинах. На Каннском фестивале вы были в жюри с Моникой Беллуччи...

(Перебивая.) Представляете, как тяжело мне было сосредоточиться?! (Смеется.) Но про сам опыт работы в жюри могу сказать, что я вымотался так, словно прошел пешком всю Китайскую стену. А Моника меня поразила: она мгновенно превратилась в прилежную ученицу, которая ходила на все показы, все записывала, запоминала. Это удивительное чувство, когда рядом ты видишь настолько красивую женщину, у которой к тому же есть мозги.

Вы так удивляетесь, как будто это такая уж большая редкость.

А разве нет? Наверное, красивая женщина порой не чувствует надобности куда-то расти, что-то исправлять в себе, ведь мужчины все равно на ее стороне.

А насколько вы сами, будучи востребованным режиссером, чувствуете необходимость в росте?

Расти можно вверх, а можно и вниз. Вот второго мне бы очень хотелось избежать.

Вы недавно признались в интервью, что хотели бы снимать Мадонну. Мадонна знает об этом?

Это я просто мечтал под диктофон. (Улыбается.) Вы, наверное, заметили, что в китайском кино актеры часто появляются из среды шоу-бизнеса. Именно поэтому для меня нормой было пригласить на роль Нору Джонс. Безо всякого опыта в кино. Я заметил, что в Голливуде у певиц редко получается что-то достойное, и мне не нравится все, что делала до этого момента Мадонна. Она способна на большее.

Как сказал про вас Джуд Лоу, вы из тех режиссеров, которым не отказывают...

(Перебивает.) Он так и сказал? Получается, мне остается лишь отправить Мадонне SMS?

Татьяна Сабуренкова